Управление банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы дать рекомендации по совершенствованию системы управления банковскими рисками в ОАО «Сбербанк России».
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- изучение сущности и причин возникновения банковских рисков;
- рассмотрение классификации и методов оценки банковских рисков;
- исследование принципов и организации управления банковскими рисками на примере ОАО «Сбербанк России».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ДКБ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Перечень  существенных видов риска может  быть расширен. Конкретные процедуры и механизм управления существенными видами рисков отражаются в следующих нормативных документах Банка23:

- политика  Сбербанка России по управлению  кредитными рисками;

- политика  Сбербанка России по управлению  рыночными рисками;

- политика Сбербанка России в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности от 18.10.2001 № 826-р;

- политика  Сбербанка России по управлению  операционными рисками;

- методика  Сбербанка России по расчету  совокупных рисков и по стресс-тестированию.

Организация процесса по управлению рисками:

Наблюдательный  совет Банка принимает решения  в пределах своей компетенции  в соответствии с Уставом Банка, Концепцией развития Банка, одобренной общим собранием акционеров Банка, другими решениями собрания акционеров Банка. К компетенции Наблюдательного совета, в частности, относится:

- определение  приоритетных направлений деятельности  Банка;

- одобрение крупных  сделок и сделок, в совершении  которых имеется заинтересованность, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Правление Банка, действующее  согласно Положения о Правлении  Сбербанка России:

- определяет политику  Банка в сфере управления рисками  в рамках полномочий, определенных Уставом Банка, целей и задач, поставленных Концепцией развития Банка, одобренной общим собранием акционеров Банка, других решений собрания акционеров Банка и Наблюдательного Совета Банка;

- определяет максимально  допустимое значение капитала, подверженного  риску;

- определяет пути  реализации приоритетных направлений деятельности Банка с учетом уровня и видов принимаемых Банком рисков;

- организует процесс  управления рисками в Банке,  включая образование рабочих органов, в том числе Комитетов Банка, определение их компетенции, утверждение положений о них;

- обеспечивает условия для эффективной реализации политики в сфере управления операционным риском;

- определяет подразделения,  ответственные за управление  отдельными видами рисков.

   Правление Банка вправе делегировать вопросы по управлению рисками, отнесенные к его компетенции Уставом Банка, на рассмотрение созданных им рабочих органов, в том числе Комитетов Банка. Комитет Банка по предоставлению кредитов и инвестиций, действующий согласно, отвечает за обеспечение условий для эффективной реализации политики в сфере управления кредитным риском, принимает решения в рамках своей компетенции по управлению кредитным риском.

   Комитет  Банка по процентным ставкам  и лимитам отвечает за обеспечение  условий для эффективной реализации  политики в сфере управления  рыночным риском и риском ликвидности, принимает решения в рамках своей компетенции по управлению рыночным риском и риском ликвидности.

Основными подразделениями  Центрального аппарата Банка, ответственными за реализацию и развитие процесса управления рисками, являются:

- УР (Управление рисков Сбербанка России) — за анализ, оценку и прогноз кредитного и операционного рисков, разработку методик управления кредитным и операционным рисками;

- ФУ (Финансовое управление Сбербанка России) - за анализ, оценку и прогноз рыночного риска, разработку методик управления рыночным риском;

- ФУ и Казначейство - за анализ, оценку и прогноз  риска ликвидности, разработку  методик управления риском ликвидности.

- УСП (Управление стратегического планирования Сбербанка России), ФУ и УР - за проведение сценарного анализа и стресс-тестирования.

- УВКРиА (Управление внутреннего контроля, ревизий и аудита Сбербанка России) - за проверку и оценку полноты применения и эффективности процедур управления рисками, контроль соблюдения установленных ограничений по принимаемым Банком рискам.

   Таким образом,  подразделения Банка, осуществляющие  операции подверженные риску,  проводят идентификацию и всесторонний  анализ рисков как при проведении  указанных операций, так при разработке  новых банковских продуктов, а также осуществляют текущий мониторинг и контроль принятых рисков. Руководящими органами, ответственными за эффективное управление рисками территориального банка, являются Правление территориального банка, Комитет территориального банка по предоставлению кредитов и инвестиций, Комитет территориального банка по процентным ставкам и лимитам в рамках полномочий, определенных соответствующими нормативными документами 24.

 

 

 

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы управления банковскими рисками в ОАО «Сбербанк России»

 

Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без серьезной модернизации системы управления рисками. Наиболее существенные изменения планируются в области управления кредитными рисками юридических и физических лиц. При этом развитие систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными рисками также является важной задачей25.

   Совершенствование  систем управления рисками нацелено  на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению (в первую очередь в рознице), большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь в корпоративном бизнесе). При этом важнейшей задачей стратегии Банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес-подразделениям Банка. Перед Банком также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов.

   Решение этих  задач в свою очередь потребует  внедрения шести существенных изменений в системах и процессах, связанных с кредитным риском:

 1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов, и развиваться со временем, по мере того как Банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например методика рейтингования клиентов — юридических лиц, уже существуют в Банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.

 2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами Банка, например в части целевых характеристик кредитного риска для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую Банк готов принимать на свой баланс.

3. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы (принцип «четырех глаз») и «право вето» подразделения, отвечающего за риски, на принятие кредитного риска, преодоление которого требует выхода на следующий уровень принятия решения. В ряде случаев следствием такого разделения может стать географическая консолидация функции рисков, что повышает ее независимость и в ряде случаев улучшает управляемость и качество анализа (за счет концентрации информации о большом количестве кредитных заявок).

4. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка. Одним из элементов изменения кредитного процесса является разделение функций клиентской работы, кредитного анализа и оформления и сопровождения кредитных договоров.

5. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.

6. Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.

   Конкретная реализация  этих направлений будет учитывать особенности работы с различными клиентскими сегментами. Так, в частности, в кредитовании физических лиц предполагается построение централизованной «Кредитной фабрики» на основе 1-3 кредитных центров, обслуживающих все кредитующие подразделения Банка. Также предусмотрена высокая степень автоматизации аналитической обработки клиентской информации как на этапе принятия кредитного решения (скоринг), так и на более ранних этапах, призванных предотвратить мошенничество. Кредитный процесс для наиболее массовых клиентов малого бизнеса (микрокредиты) будет построен по схожей технологии, что и «Кредитная фабрика» для физических лиц. Для более крупных корпоративных клиентов кредитный анализ, вероятнее всего, будет сочетать элементы качественной оценки и статистического анализа. При этом, по крайней мере на начальном этапе, не предусматривается существенная консолидация функции кредитного анализа. Также необходимо совершенствование работы с залогами (оценка, сопровождение) за счет создания соответствующего выделенного подразделения и совершенствования регламентов работы. Наконец, необходима оптимизация процедуры принятия решений для крупнейшей клиентуры и сложных кредитных продуктов.

   Совершенствование  системы управления операционными рисками, рисками ликвидности и процентными рисками, а также рыночными рисками является важной задачей, необходимой для обеспечения реализации стратегии в области развития бизнеса.

Изменения в системе  управления процентным риском и риском ликвидности будут происходить в комплексе с общим развитием систем управления активами и пассивами Банка. Основными направлениями развития в этой области является выстраивание консолидированной на уровне Банка в целом системы управления пассивами и активами, в основе которой лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.

Основной задачей в  области операционных рисков станет ликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля. В основе этой работы будет лежать более полная инвентаризация возможных операционных рисков, оценка их возможных экономических последствий, анализ экономической эффективности систем предотвращения и контроля, а также повышение ответственности всех «линейных» подразделений за управление операционными рисками в своей области при методической поддержке, координации и контроле со стороны соответствующего подразделения в функции управления рисками.

Наконец, в области  рыночных рисков Банку предстоит  качественно модернизировать существующие системы и процессы, для того чтобы резко повысить оперативность и глубину контроля за рыночной позицией Банка. Эта деятельность является особенно актуальной с учетом возросшей волатильности финансовых рынков26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Банковская система сейчас находится на перепутье. Многие аналитики пророчат, что пресловутая вторая волна кризиса начнётся именно в банковском секторе в связи с большим объёмом плохих долгов и стагнацией рынка кредитования. Вице-президент ФБК по банковскому аудиту А. Терехов выделил три главных тенденции. Во-первых, усиливается роль регулятора рынка: в частности, речь идет о создании законодательного механизма оценки деловой репутации. Во-вторых, получает свое развитие концепция консолидированного надзора и взаимодействия с аудиторами. И, в-третьих, проектом не предусмотрено требование раскрытия экономической информации. "Таким образом, многие вопросы, в частности, по раскрытию информации, оценке рисков остаются вне планируемых Банком России мероприятий на 2010 год", - заключил г-н Терехов. В подходах к банковскому надзору со стороны ЦБ не происходит поворота, полагает председатель совета директоров МДМ-банка О. Вьюгин: "Банк России получает статическую информацию. Хотя лично мне было бы гораздо интереснее понимать, как будут выглядеть денежные потоки в будущем - это то, что дает отчетность по МСФО", - отметил бывший зампред ЦБ. Другая проблема, по его словам, связана с тем, что "российская власть не определилась, какой она видит банковскую систему; есть некие конъюнктурные движения, однако комплексного видения нет".  В новейшей истории банковская система прошла несколько этапов, анализирует ведущий эксперт Фонда экономических исследований "Центр развития" Д. Мирошниченко: в начале и середине 90-х многие банки "зарабатывали" на собственных банкротствах, затем - на фондовом рынке, в новом веке банки начали зарабатывать на банковских услугах, а в последние годы стала популярной стратегия создания "банка на продажу". "Понятно, что сегодня парадигма развития банковской системы должна измениться", - подчеркнул эксперт. Однако, по его словам, проблема в том, что сегодня "у банкиров максимальный горизонт планирования - до конца года". Касаясь перспектив восстановления банковской системы, О. Вьюгин заявил, что "восстановления, скорее, можно ожидать на рынке потребительского кредитования, нежели на рынке корпоративных кредитов". "В целом же, рынок будет оживать по локальным направлениям и нишевым продуктам", - считает эксперт. В подтверждение этой тенденции вице-президент ФБК А. Терехов отметил, что, по его опыту, сразу несколько банков сегодня, например, собираются выйти на рынок автокредитования.

Информация о работе Управление банковскими рисками