Факторинг и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей функционирования мирового рынка факторинговых услуг и анализ его состояния, анализ проблем и перспектив его развития. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие факторинга;
- обосновать необходимость и преимущества факторинга;
- оценить тенденции и перспективы развития рынка международного факторинга, как нетрадиционного вида кредитования.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Сравнительная  характеристика Российского и  мирового рынка факторинга

Факторинг появился на Российском рынке сравнительно недавно, годом  начала осуществления факторинговых операций в России считается 1999 год. Факторингу в Росси всего 10 лет.

В США бурное развитие факторинговой  деятельности наблюдается уже во второй половине XIX века. В Европе средний  возраст факторинга исчисляется 26 годами, но первые факторинговые операции начали совершаться еще в середине пятидесятых – начале шестидесятых годов XIX века.

По сравнению с европейским  и американским, российский рынок  факторинга еще достаточно молодой, но не смотря на это объем факторинговых  операции на российском рынке достиг в 2007 году € 13,1 млрд. и услуга продолжает развиваться высокими темпами. Доля российского рынка в обороте европейских стран составляет по итогам 2007 года 1,4%, в общемировом – 1% (в 2006 году эти доли составляли соответственно – 1% и 0,75% ). С каждым годом эта доля растет. Ежегодно объем факторинговых операций в России увеличивается не менее чем на 70%.

В мире больше всего востребован  факторинг без права регресса, его доля составляет - 44,5%, следом за ним идет инвойс дискаунтинг – 30,7% и факторинг с регрессом - 22,3%. В России же наибольшее развитие получил факторинг с регрессом (более 80% общего объема рынка). В США сильно развит такой вид финансирования, как ABL, его доля на американском рынке факторинговых услуг составляет около 80%. В Европе эта услуга начала развиваться не более 5 лет назад, в Великобритании, ее доля пока небольшая, российские факторы только начинают ее изучать.

Российские компании входят в две  крупнейшие международные факторинговые  организации: Factors Chain International (ОАО «Газпромбанк», Банк НФК (ЗАО), ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО «Юникредитбанк») и International Factors Group (ЗАО «БСЖВ», ЗАО «ФК «Еврокоммерц», ЗАО «МФК «ТРАСТ», Банк НФК (ЗАО)).

Доля международного факторинга в  общей объеме факторинговых операций также, как и во всем мире небольшая (в России – 2%, в мире – 11,2%).

Что же касается отраслей, то в Великобритании факторы обслуживают  производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной  торговли. В Италии факторинг широко применяется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли. В США схему факторинга в основном используют производители текстиля. В России две трети потребителей факторинга - это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них - производители алкогольной продукции. Две трети сделок заключены с производителями продуктов питания и потребительских товаров: пищевой промышленности (33%), бытовой техники и электроники (16%), химии и нефтехимии (в основном средств бытовой химии, 12%), легкой промышленности (5%).

Более 80% клиентов европейских  факторинговых компаний составляют предприятия среднего и малого бизнеса. В России в последние годы тоже растет их доля в общем обороте. Факторинг предоставляет предприятиям малого и среднего бизнеса больше возможностей по увеличению клиентской базы, высокий уровень диверсификации портфеля, значительный потенциал роста.

В большинстве европейских  стран одна или две компании контролируют более 50% рынка. По данным исследования IFG по 27 странам ЕС, в среднем одна крупнейшая компания контролирует 48% рынка, на вторую приходится 20%, на третью — 14%. В нашей стране по последним данным распределение следующее: 24%, 19%, 18%.

К монополизированным рынкам относятся рынки факторинга Австрии, Бельгии, Кипра и ещё 6 стран, в  которых на 3 и меньшее число  компаний приходится почти 100%.

К наиболее конкурентным рынкам относятся рынки Германии, Франции и Великобритании. В Германии крупнейшие три компании контролируют 47% (20% приходится на первую компанию, 18% — на вторую, 9% — на третью), во Франции - 51% (24% — 14% — 13%), в Великобритании — 53%. Конкуренция между Факторами в этих странах привела к развитию дополнительных услуг, повышению качества обслуживания, снижению стоимости факторинга.

 В мире существует два подхода к организации факторингового обслуживания: консолидированный (Sales Ledger) и детализированный (Invoice Level Finance).

Консолидированный подход – это европейский подход, характеризуется  гибкой схемой. Основной принцип –  ведение так называемого счета  «Книга продаж» клиента, то есть специального консолидированного счета, отражающий реальную стоимость уступленных требований и их погашение. Выплата денежных средств осуществляется по запросу клиента в зависимости от общей суммы доступных средств (величина денежных средств, которые клиент может получить от Фактора в счет уступленных ему требований. Определяется итогом Книги продаж, умноженным на процент финансирования, за вычетом итога счета «Средства в использовании» (предоставленное фактором финансирование и начисленные, но не погашенные, комиссии)). Вознаграждение, причитающееся фактору, вычитается из общей суммы переданных требований до момента перечисления денежных средств. Остаток суммы платежа суммируется с доступными средствами.

Детализированный подход - в прошлом Американский, сейчас и Российский подход. Финансируются  как все поставки из переданного реестра, так и отдельно выделенные клиентом. Размер финансирования определяется фиксированным процентом от каждой накладной. Вознаграждение фактора вычитается после поступления оплаты от дебитора, а не в момент регистрации поставки, как при консолидированном подходе, т.о. такой подход не гарантирует получения фактором вознаграждения от клиента. Данный подход характеризуется «излишней прозрачностью» и достаточно сложен при учете большого количества поставок клиента.

В Европейских странах  используется консолидированный подход, в России же факторинговое обслуживание предоставляется по схеме «детализированного подхода».

На российском рынке  факторинга сегодня присутствует три  группы участников.

К первой группе участников относятся банки, где факторинг рассматривается как один из банковских продуктов и соответствующие услуги предоставляются наравне с другими банковскими продуктами. В этом случае факторинг не является приоритетной деятельностью таких банков и рассматривается только как дополнение к стандартному набору банковских продуктов.

Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые  организации, осуществляющие свою деятельность в рамках банковской лицензии. Это  серьезные, хорошо и эффективно работающие организации, единственной проблемой которых является тот факт, что являясь по сути «не банком», они, в силу несовершенства действующего российского законодательства, вынуждены получать банковскую лицензию.

К третьей группе относятся  специализированные независимые факторинговые организации, действующие без лицензии. Их меньшинство, и специализируются они исключительно на оказании факторинговых услуг.

Очевидно, что в силу возникшей на законодательном уровне правовой коллизии в части лицензирования деятельности по финансированию под уступку денежного требования, в России на рынке факторинга доминируют банки, в то время как во всем мире этим видом бизнеса занимаются специализированные независимые компании. Во всех без исключения странах с развитым рынком факторинга лидерами являются специализированные факторинговые компании.

Доминирование банков на российском рынке факторинга легко  объясняется несовершенством законодательства в данной области, и слабым знанием  специфики факторинга, который подавляющим  большинством специалистов причисляется к кредитным (банковским) операциям.

Мировой опыт ясно показывает, что темпы роста рынка факторинговых  услуг и, следовательно, доступность  этого инструмента для средних  и малых предприятий неразрывно связана с качеством законодательной  базы. Так, например, в Великобритании, где рынок факторинга вообще не регулируется государством, количество факторинговых компаний превышает 100 и по объемам рынка факторинга страна занимает первое место в мире. Наоборот, в Германии, где до недавнего времени факторинг существовал в достаточно жесткой законодательной среде, объем рынка в разы меньше чем, например, в Великобритании, Италии, Франции, Испании, т.е. странах со сравнимыми или даже меньшими по размеру экономиками.

Таким образом, проведенный  анализ международного законодательства позволяет сделать вывод, что чем более урегулирован факторинг законодателем, тем он менее развит.

В России норма о лицензировании деятельности по финансированию под  уступку денежного требования тормозит развитие рынка факторинга, поскольку фактически факторингом могут заниматься только банки.

На многих рынках договоры факторинга регистрируются централизованно. Это позволяет факторинговой  компании проверить, не являются ли счета  клиента предметом уже действующего договора факторинга. Зарегистрировать договор факторинга в Росиии невозможно из-за отсутствия механизмов регистрации и отсутствия специальных реестров.

В России клиенту не обязательно  отдавать все счета-фактуры за год  одной факторинговой компании, он имеет возможность выбора. Другими  словами компания имеет право  выбирать, по каким дебиторам компания будет получать факторинговые услуги. Многие компании, пользующиеся услугами факторинга, часто работают с несколькими факторинговыми компаниями.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что факторинг  в России значительно моложе факторинга в других странах мира (Европа, Америка), но отличается высокими темпами развития (более 50%).

Наиболее востребованный в России продукт – факторинг  с правом регресса, в мире – безрегрессный факторинг и ABL. Это связано с особенностями российской внутренней торговли (непрозрачность бизнеса дебиторов, значительная доля «теневой экономики» и т.д.). Риск неплатежа дебитора в таких условиях очень высок. Факторинговой компании важно оценить финансовое положение клиента и дебитора, но не менее важно знать и о других аспектах его деятельности (деловая репутация и т.д.). Также для проведения факторинговой операции необходимо знать о свойствах и качестве продаваемого продукта: действительно ли он такой, как указано на упаковке, ведь покупатель будет оплачивать товар только в том, случае если покупка оправдает его ожидания.

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы  и перспективы развития факторинга

3.1. Перспективы развития факторинговых услуг

По словам независимых  экспертов, российский факторинг переживает сегодня не лучшие времена. Ориентация факторинга на демпинг (предоставление отсрочки платежа под минимальные проценты) исчерпала себя. Плановые показатели банки и частные кредиторы не выполняют, что еще раз говорит о необходимости пересмотра факторинговых программ.

Конкуренция в секторе  факторинга велика. Банки, частные кредиторы и факторинговые компании буквально дерутся за каждого клиента. Особым спросом  пользуется закупочный факторинг. Его доля в общей выдаче займов составляет более 30-40%. Под закупочным факторингом сегодня подразумевают закупку товаров, материалов и продукции у поставщиков на основе отсрочки платежа. При этом плату поставщику за товар вносит кредитор, а покупатель рассчитывается непосредственно с банком или факторинговой компанией. Набирает обороты в развитии и безрегрессный факторинг, при котором вся ответственность за невозврат долга ложится на самого клиента. Иными словами безрегрессный факторинг страхует кредитные риски клиента. Доля этого факторинга достигает 20-30%. Но в любом случае предложения факторинговых компаний основываются на минимизации стоимости услуг. О качестве или так называемом сервисе многие кредиторы просто забывали в надежде достичь плановых показателей по объему кредитования.

Все большее число  банков и факторинговых компаний предлагают совершенно новые услуги. В частности оформить факторинг можно теперь через интернет посредством электронной почты. Факторинговые компании принимают документы в электронном виде с проставлением официально зарегистрированной электронной подписи клиента. Кроме того, многие банки стали осваивать совершенно новые продукты, например, реверсивный факторинг, реверс – коммерческий кредит, реверс–гарант, каждый из которых сочетает в себе определенные характеристики разных видов факторинга.

В 2013 году мы можем увидеть  как замедление, так и ускорение рынка. Результат определят ситуация с ликвидностью и появление новых игроков. Вряд ли есть смысл повторять рассуждения о ликвидности на финансовых рынках, а вот возможность выхода на рынок новых участников стоит рассмотреть подробно. С одной стороны, свободные ниши остались: во многих отраслях факторинговые схемы можно применять, но пока они практически не используются. С другой стороны, при выходе на рынок придется решить немало организационных вопросов, начиная с доработки программного обеспечения и заканчивая подбором команды. Поэтому полноценного старта факторингового бизнеса крупного новичка вряд ли можно ожидать ранее 2013 года.

Важным аргументом в  пользу выхода на рынок крупных банков, таких как Сбербанк России или  Райффайзенбанк, могут стать новые возможности развития электронного факторинга. Очевидно, что, даже если один из крупнейших банков с огромной клиентской базой займется факторингом, это обеспечит рынку заметное ускорение.

Но и компании, давно  работающие на рынке, настроены на рост бизнеса при любом сценарии

Примечательно, что в  первом полугодии 2012 года факторы уже  не называли ключевыми своими проблемами мошенничество, трудности с получением финансирования или ценовые войны. Рынок растет настолько динамично, что основной сложностью большинство считает дефицит кадров.

3.2. Проблемы развития факторинга в России

Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.

Информация о работе Факторинг и его особенности