Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей функционирования мирового рынка факторинговых услуг и анализ его состояния, анализ проблем и перспектив его развития. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие факторинга;
- обосновать необходимость и преимущества факторинга;
- оценить тенденции и перспективы развития рынка международного факторинга, как нетрадиционного вида кредитования.
Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.
На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».
В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».
В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).
Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.
Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).
Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых .
Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач.
Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками.
Оформление залога по
факторингу имеет свои нюансы и ограничения.
Оформить обеспечение по дебитору не предоставляется
возможным.
Одной из основных проблем, мешающих развитию
факторинга является недостаточное понимание
сути факторинговых операций, их возможностей
и выгодности. Многие путают данную операцию
с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность
факторинга в том, что данная операция
не предусматривает работу с безнадежными
долгами. С помощью факторинга решаются
такие задачи, как управления текущей
задолженностью, авансирование поставщиков
до момента оплаты продукции покупателями,
сбор дебиторской задолженности, систематизация
ее учета и оценки.
Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.
Несмотря на сложность проведения факторинговых операций, они пользуются большой популярностью, а спрос на факторинговые услуг со стороны компаний превышает предложение. Поэтому, существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.
Заключение
Каждая компания стремится
к развитию и росту своих продаж.
Однако ограниченные финансовые и организационные
возможности большинства
Факторинг - определенный комплекс торгово-комиссионных операций, включающих в себя финансирование оборотного капитала партнера, инкассирование его дебиторской задолженности, страхование риска неплатежа, информационное обслуживание.
Факторинг - один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики. По сравнению с европейским и американским, российский рынок факторинга еще не сильно развит, но его оборот стремительно растет.
На мой взгляд столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот финансовый инструмент - фактически беззалоговый и доступен широкому кругу малых и средних компаний.
Изучение и использование мирового опыта в сфере факторинга позволят улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как международной, так и внутренней торговой деятельности поставщика.
Резюмирую все вышесказанное можно выделить следующие тенденции развития мирового рынка факторинга:
1. дальнейшая консолидация игроков факторингового рынка;
2. усиление принадлежности
к банковским группам, что
3. ориентация на сегмент среднего и малого бизнеса, развитие сервисов и специальных предложений для данного сегмента клиентов;
4. развитие реверсивного факторинга;
Эти тенденции характерны и для российского рынка, где в последнее время наблюдается еще повышение региональной и отраслевой диверсификации, увеличение сроков факторинговых сделок.
У факторинга на российском рынке есть проблемы, в частности правового характера, основная из которых - лицензирование факторинговой деятельности компаний, связанная с противоречивостью норм статьи 825 ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Факторинг - важный финансовый продукт, как с точки зрения микроэкономики, так и с точки зрения макроэкономики. За счет максимальной интеграции с бизнесом клиента факторинг позволяет в короткие сроки увеличить объем его продаж и, следовательно, производство в стране. Особенно это актуально для отраслей, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения. Факторинг - это выход для тех предприятий, которые знают, как им развиваться, но у которых не хватает для этого ресурсов. Это решение вопроса долгосрочного развития экономики на многие годы вперед.
Мировой опыт свидетельствует: для динамично развивающейся компании, стремящейся «занять свое место под солнцем» на рынке, партнерство с факторинговой компанией - надежный путь к успеху.
Даже в условиях сложившихся в настоящее время на мировом финансовом рынке, факторинг остается одним из наиболее динамично развивающихся продуктов в России, и один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики.