Финансовая система России и управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
-изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
-рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы,но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 109.19 Кб (Скачать файл)

В российской действительности концентрация значительных средств (почти  равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев  приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в государственном бюджете, которая не распространилась на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется как самостоятельное  звено государственных финансов, так как ему присущи специфические  формы финансово-кредитных отношений  по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Под государственным  кредитом принято понимать, прежде всего, отношения, посредством которых  образуется государственный долг[2]. Эти отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных доходов для осуществления намеченных расходов.Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица,предоставившие ему средства, являются кредиторами. Широко используются вклады граждан в Сберегательные и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита[3]. Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

Функции государственного кредита: фискальная, регулирующая и  контрольная.

Финансы хозяйствующих  субъектов, или финансы организаций  и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное  звено финансов. Именно здесь формируется  основная часть доходов, которая  в результате перераспределения  по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В  то же время определенная часть бюджетных(финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд,гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

финансы коммерческих предприятий и организаций,

финансы некоммерческих организаций.

Так,коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные (некоммерческие)организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансовые отношения  каждого из этих звеньев имеют  специфику, связанную с формами  организации предпринимательской  деятельности, формированием доходов  и расходов,владением имуществом, выполнением обязательств.

Управление финансовой системой

2.1.Управление финансами,  виды и методы управления

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие  с целью развития и совершенствования  объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «Финансовый институт» - это совокупность финансовых учреждений,управляемая система – «Финансы» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет  соединить воедино потенциальные  возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными  методами работы,организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через  институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики  ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при  активном участии всех нижестоящих  органов управления.

Основными методологическими  принципами проведения финансовой политики и, соответственно,управления финансами являются:

зависимость от конечной цели;

макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей хозяйства;

соответствие интересам  всех членов общества;

использование экономических  законов;

учет внутренних и  внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами  – обеспечение устойчивости и  финансовой независимости,проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета,снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами  служат финансовое планирование,прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование систем прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рис. 2.1.

Рис2.1. Система управления государственными финансами РФ

Методы и формы  управления финансами.

Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и  пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е.оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть  народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях  прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию всех органов финансовой системы.Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

особенности форм и  методов образования и использования  денежных фондов;

отраслевое и территориальное  перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств  конкретного денежного фонда  выражается и закрепляется в соответствующих  финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место  в системе финансовых планов принадлежит  бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и  методы его образования и использования,«структура доходов и расходов».

Одной из задач бюджетной  реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет)бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной  политики и предсказуемость распределения  бюджетных ассигнований и, с другой стороны,позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

С этой целью в  соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 2005 г.№ 118 в Министерстве финансов РФ составляется перспективный финансовый план,который имеет статус укрупненного бюджета.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:

создания условий  для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы  Российской Федерации и федерального бюджета;

макроэкономической  стабильности, предсказуемости и  преемственности бюджетной, налоговой,таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;

исполнения действующих  и принимаемых бюджетных обязательств РФ.

Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.

Первый этап перспективного финансового планирования. На первом этапе разрабатываются и принимаются:

основные направления  налоговой и таможенной политики;

основные показатели свободного финансового баланса  РФ;

сценарные условия, включая  основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Основные направления  таможенной и налоговой политики содержат:

анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного  законодательства РФ,обоснование предложений по его совершенствованию;

концепции(основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;

расчеты влияния изменений  в законодательстве РФ о налогах  и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы  РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов Субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;

предложения по улучшению  налогового и таможенного администрирования;

оценку влияния  налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.

Сценарные условия  должны соответствовать проекту  сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений  налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана.

Сценарные условия  содержат ожидаемые в текущем  году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:

цена на нефть сырую  марки «Юралс»;

объем,темпы роста и структура используемого и произведенного ВВП;

темпы роста базовых  отраслей экономики;

прогноз инфляции, в  т.ч. прогноз базовой инфляции, прогноз  роста цен на товары, прогноз роста  цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;

объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством  финансов РФ;

величина амортизации;

оборот розничной  торговли;

платные услуги, оказываемые  населению;

численность занятых в экономике;

инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в т.ч.инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;

фонд заработной платы;

величина прожиточного минимума в расчете на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения;

прибыль организаций  для целей бухгалтерского учета;

амортизация для целей  налогообложения;

объем экспорта и  импорта, в том числе экспорт  и импорт нефти, нефтепродуктов и  газа;

курс рубля к  доллару США и евро;

другие показатели по согласованному с Министерством  финансов РФ перечню.

Сценарные условия  разрабатываются, как правило, в  двух вариантах (ожидаемом и базисном)исходя из прогнозируемого и из базисного уровня цены на нефть.

Второй этап перспективного финансового планирования. На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового  плана, а также основные направления  долговой политики.

Основные показатели перспективного финансового плана  и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством  финансов РФ, рассматриваются бюджетной  комиссией и до 1 апреля одобряются правительством РФ с внесением в  случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления  налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.

Информация о работе Финансовая система России и управлению