Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
-изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
-рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы,но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в государственном бюджете, которая не распространилась на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит
выделяется как самостоятельное
звено государственных
Под государственным кредитом принято понимать, прежде всего, отношения, посредством которых образуется государственный долг[2]. Эти отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных доходов для осуществления намеченных расходов.Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица,предоставившие ему средства, являются кредиторами. Широко используются вклады граждан в Сберегательные и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита[3]. Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.
Функции государственного кредита: фискальная, регулирующая и контрольная.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных(финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд,гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансов
хозяйствующих субъектов
финансы коммерческих предприятий и организаций,
финансы некоммерческих организаций.
Так,коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные (некоммерческие)организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансовые отношения
каждого из этих звеньев имеют
специфику, связанную с формами
организации
Управление финансовой системой
2.1.Управление финансами, виды и методы управления
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «Финансовый институт» - это совокупность финансовых учреждений,управляемая система – «Финансы» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Цель управления государственными
финансами заключается в
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно,управления финансами являются:
зависимость от конечной цели;
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
соответствие интересам всех членов общества;
использование экономических законов;
учет внутренних и
внешних экономических и
Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости,проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета,снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование,прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование систем прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 2.1.
Рис2.1. Система управления государственными финансами РФ
Методы и формы управления финансами.
Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е.оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.
Финансовое планирование
представляет собой составную часть
народнохозяйственного
особенности форм и
методов образования и
отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Движение средств
конкретного денежного фонда
выражается и закрепляется в соответствующих
финансовых планах, которые объединены
в единую систему. Центральное место
в системе финансовых планов принадлежит
бюджетному плану, в котором отражаются
движение бюджетного фонда, формы и
методы его образования и
Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет)бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Таким образом, бюджет
на очередной финансовый год является
составной частью ежегодно обновляемого
и смещаемого на один год вперед
многолетнего финансового документа,
что, с одной стороны, обеспечивает
преемственность
С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г.№ 118 в Министерстве финансов РФ составляется перспективный финансовый план,который имеет статус укрупненного бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:
создания условий
для обеспечения
макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой,таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;
исполнения действующих
и принимаемых бюджетных
Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
Первый этап перспективного
финансового планирования. На первом
этапе разрабатываются и
основные направления налоговой и таможенной политики;
основные показатели свободного финансового баланса РФ;
сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Основные направления таможенной и налоговой политики содержат:
анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного законодательства РФ,обоснование предложений по его совершенствованию;
концепции(основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;
расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов Субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;
предложения по улучшению
налогового и таможенного
оценку влияния налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.
Сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:
цена на нефть сырую марки «Юралс»;
объем,темпы роста и структура используемого и произведенного ВВП;
темпы роста базовых отраслей экономики;
прогноз инфляции, в т.ч. прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ;
величина амортизации;
оборот розничной торговли;
платные услуги, оказываемые населению;
численность занятых в экономике;
инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в т.ч.инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
фонд заработной платы;
величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;
амортизация для целей налогообложения;
объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
курс рубля к доллару США и евро;
другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базисном)исходя из прогнозируемого и из базисного уровня цены на нефть.
Второй этап перспективного
финансового планирования. На втором
этапе разрабатываются и
Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.