Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
-изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
-рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы,но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
разработка и реализация
стратегических направлений единой
государственной финансовой,
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны и эффективность хозяйствования;
осуществление мер по развитию финансового рынка;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России и ее регионов;
разработка предложений по привлечению в экономику страны отечественных и иностранных кредитных ресурсов и источников их погашения;
управление государственными доходами;
совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности,осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
разработка необходимых мер по финансированию и налоговому стимулированию предпринимательства и других видов хозяйственной деятельности в стране,способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
другие.
Министерство финансов РФ принимает участие в:
разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
разработке и осуществлению
мер по финансовому оздоровлению
и структурной перестройке
подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политике РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;
разработке предложений
по совершенствованию системы
разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества,находящегося в федеральной собственности;
разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;
подготовке проектов
межправительственных и межгосударственных
договоров в области
обеспечении устойчивости государственных финансов и их активного воздействия.
Федеральное казначейство: задачи и функции
Федеральное казначейство – единая централизованная система Министерства финансов РФ,созданная в целях проведения государственной базовой политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности и финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением,целевым и экономическим использованием государственных средств.
Главные задачи Федерального казначейства:
организация,осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета:
управление доходами и расходами данного бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства массы;
регулирование финансовых отношений между федеральным банком РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовым наполнением этих фондов;
контроль за исполнением и поступлением внешних средств.
В обязанности Федерального казначейства входят:
краткосрочное прогнозирование объемов государственного финансирования ресурсов;
оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующие периоды государственных расходов;
На Федеральное казначейство также возлагаются:
обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
представление высшим органам государственной власти и управления Российской федерации отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности внебюджетных фондов, о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Одна из основных функций Федерального казначейства РФ – управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственных внутренних и внешних долгов России.
Федеральное казначейство
РФ разрабатывает методологические
и инструктивные материалы,
Счётная палата Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. №4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”:
–Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему(статья 1 ФЗ «О счетной палате РФ);
–Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3ФЗ «О счетной палате РФ);
–для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты,методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты (статья 7 ФЗ «О счетной палате РФ).
Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты.
Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:
–контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
–определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
–оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
–финансовую экспертизу
проектов федеральных законов, а
также нормативных правовых актов
федеральных органов
Контрольные полномочия
Счетной палаты распространяются на
все государственные органы и
учреждения в Российской Федерации,
на федеральные внебюджетные фонды,
на органы местного самоуправления, предприятия,
организации, банки, страховые компании
и другие финансово-кредитные
–получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
–используют федеральную собственность либо управляют ею;
–имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Направления развития финансовой системы
Российской Федерации
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.
Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики,совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан,их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
Повышение эффективности
финансового регулирования не только
будет иметь внешнюю
Успешная реализация
вышеназванных стратегических линий
будет происходить в условиях
встраивания финансовой системы
России в международную финансовую
систему. Чтобы не потерять свою роль
в формировании экономической политики,
найти способы учета в этом
процессе национальных интересов России,
необходимо обучение новым финансовым
технологиям, овладение современными
знаниями в сфере государственных
финансов, корпоративных финансов,
финансового менеджмента
Базовой,несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение,равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач – превращение рубля в сильную валюту.
для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:
умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства;
создание мобильных и ликвидных резервов нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;
существенное повышение (в 2-3 раза по сравнению с нынешней) доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;
развитие авиационной
и автомобильной промышленности
на основе новых технологий с привлечением
прямых иностранных инвестиций и
созданием благоприятных
Если товарное обеспечение рубля находится в плачевном состоянии, более половины составляет импорт, то обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает на 42 трлн. Долл. доказанными (прибыльными)запасами полезных ископаемых и еще более чем на 140 трлн. долл. Разведанными запасами. Однако это ресурсное обеспечение рубля таковым является потенциально.Оно не влияет на покупательную его способность и на его котировку на международном финансовом рынке.
Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы,объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
Обеспеченность рубля
этим не исчерпывается, нужно создать
фонд экономических активов, включая
и другие ресурсы (земля, незавершенное
строительство и т.д.). Для этого
потребуется провести классификацию
экономических активов и
Требуется разработка
национальной программы расширения
экспорта продукции с соответствующими
бюджетными, налоговыми и кредитными
инструментами поддержки
Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное – обеспечить высокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие результаты.
В рамках принципа федерализма необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами, как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.