Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
разработать мероприятия по улучшению финансового планирования на предприятии;
разработать мероприятия по снижению материальных затрат.
Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
1.2 Методы финансового планирования на предприятии
1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.3 Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.1 Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.2 Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Заключение
Список использованной литературы
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля
происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Необходимость моделирования, включая анализ по сценарию «что, если», просмотр исторической информации, а также отчетность и графическое представление данных немыслимы без использования программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок (компонент) системы финансового планирования.
Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (Рис. 1.).
Рис. 1. Основные этапы финансового планирования на предприятии
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о
движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли.
Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.[3.C.109]
Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой
политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.
Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает
осуществление текущей
Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями,
выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.[3.С.109]
Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:
- перспективное финансовое планирование;
- текущее финансовое планирование;
- оперативное финансовое планирование.
Рассмотрим более подробнее эти подсистемы:
1. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.[12.С.182]
2. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка
финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.
3. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.[1.С.6]
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
- формирование информационной
базы о движении денежных
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.[7.С.198]
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Технико-экономическая
Департамента координации ремонта и энергообеспечения – структурное подразделения Блока технического директора Открытого акционерного общества (ОАО «КАМАЗ»). Почтовый адрес: 423808, Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М.Джалиля, 29. Руководитель центра: директор Центра – Алёшкин Валентин Осипович (8552) 55-24-40, 57-00-55, факс (8552) 53-36-31.
Департамент координации ремонта и энергообеспечения создан в 1996 году. Расположен на промышленной площадке ОАО «КАМАЗ» к югу от города Набережные Челны. Среднесписочная численность работающих на 01.01.08г.- 1126чел.
В состав ДКРиЭО входят службы:
-промышленной и автомобильной
электроники, основными
-проведение капитального
ремонта систем управления
-изготовление запасных
частей к технологическому
-ремонт электрических машин и аппаратов;
-изготовление комплектующих для автомобилей “КамАЗ” и “ОКА”;
-по ремонту специального оборудования и транспортных систем, предметом деятельности службы является:
-проектирование подвесных толкающих конвейеров (ПТК), грузонесущих конвейеров (ГНК), автоматизированных складов (АС) и
запасных частей;
-ремонтообслуживание ПТК и АС;
-монтаж, капитальный
ремонт и модернизация ПТК
и АС и других
-капитальный ремонт напольного транспорта (дизельного и электрического) и его узлов;
-изготовление запасных частей для ремонта ПТК, ГНК и АС;
-изготовление оригинальных изделий, в том числе лонжеронов и усилителей лонжеронов для автомобиля “КамАЗ” серии 6520, самосвального прицепа для автомобиля “КамАЗ-55111”, металлоформ;
-предоставление различных производственных услуг;
-по обеспечению запасными частями к оборудованию, цель деятельности службы: обеспечение запасными частями и материалами для выполнения модернизации и поддержания работоспособности технологического оборудования подразделений и дочерних обществ ОАО «КАМАЗ».
-служба автотранспортной спецтехники, направление деятельности - оказание автотранспортных, погрузо-разгрузочных услуг подразделениям ОАО “КАМАЗ”.
Кроме того, в составе ДКРиЭО имеются:
-отдел организации ремонта и методологии ремонта;
-лаборатория неразрушающих
методов контроля и
Функционально Департаменту подчинен ООО «КАМАЗмонтаж» (юридическое лицо, занимающееся ремонтом грузоподъемных машин, монтажом и демонтажем оборудования).
Основные технико-
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели по ДКРиЭО ОАО КАМАЗ
№ п/п |
Показатели |
Ед.изм. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
1. |
Доходы |
тыс.руб. |
170864 |
242429 |
204267 |
2. |
Объем товарной продукции |
тыс.руб. |
66337 |
104194 |
96544 |
3. |
Себестоимость |
тыс.руб |
154101 |
229849 |
198067 |
4. |
Затраты на 1 руб. товарной продукции |
коп. |
90,5 |
92,0 |
95,4 |
Затраты на 1 руб. доходов |
коп. |
89,7 |
98,6 |
98,4 | |
5. |
Среднесписочная численность |
чел. |
1141 |
1217 |
1126 |
6. |
в том числе: рабочих основного производства |
чел. |
791 |
732 |
659 |
7. |
РСиС |
чел. |
350 |
261 |
253 |
8. |
Среднемесячная выработка на 1 работающего |
руб. |
5666 |
9055 |
7145 |
9. |
Среднегодовая заработная плата 1 работающего |
руб. |
2960 |
3392 |
4107 |
10. |
Чистая прибыль/убыток |
тыс.руб. |
17938 |
3414 |
3355 |
Рассмотрим каждый показатель в отдельности.
Доходы Департамента координации ремонта и энергообеспечения в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли 71565 тыс. руб.; в 2010 – 33403 тыс. руб., в 1,41 и 1,20 раз соответственно.
Объем товарной продукции в 2009 году вырос на 37857 тыс. руб., в 2010-30207 тыс. руб., в 1,57 и 1,46 раз соответственно.
Себестоимость выросла на 75748 тыс. руб. и 43966 тыс. руб. в 2009 и 2010 годах соответственно.
Затраты на 1 руб. товарной продукции выросли на 1,5 коп. за 2009 год и на 4,9 коп. за 2010 г. Затраты на 1 руб. доходов за 2007 по сравнению с 2008 выросли на 8,9 коп., а за 2010 г. - на 8,7 коп.
Среднесписочная численность в 2009 году увеличилась на 76 человек, а в 2010 – уменьшилась на 15, по сравнению с показателями 2008 года. В том числе рабочих основного производства уменьшилась на 59 и 132 человека за 2009 и 2010 года соответственно, по сравнению с показателями 2008 года. Численность РСиС уменьшилась на 89 и 97 человек за 2009 и 2010 года соответственно.
Среднемесячная выработка за 2009 год увеличилась на 3389 руб., а за 2010 год - на 1479 руб. Среднемесячная зарплата увеличилась 432 руб. и 1147 руб. за 2009 и 2010 года соответственно.
Таблица 3
Центр затрат ДКРиЭО ОАО «КАМАЗ»
Код ЦФО |
Название центров затрат |
Код структурного подразделения |
Структурное подразделение, входящее в центр затрат |
1. |
Управление |
29 29-100 29-300 29-400 29-500 29-600 |
Директор Гл.инженер Зам.директора СПЭ Зам.директора СРТС Зам.директора СО Зам.директора АТП |
2. |
Обеспечение коммерческой деятельности |
550 600 |
Отдел маркетинга и сбыта |
3. |
Административное обеспечение |
500 600
136 |
Служба обеспечения Автотранспортное производство Участок хоз.обслуживания Аппарат при руководстве |
Каждый руководитель подразделения закреплен за центром финансовой ответственности. Структурные подразделения Департамента координации ремонта и энергообеспечения включают центры затрат (Таблица 3.) и центры прибыли (Таблица 4.).