Финансовые отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологический анализ сущности категории «собственность» дать классификацию типов экономических систем и исследовать формирование форм и отношений собственности в России, а также всестороннее изучение истории создания союза Россия-Белоруссия, раскрытие сущности, а также рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии……..4
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии……………......4
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии……...7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства……………....11
Глава 2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...14
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза……………………......14
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»………....17
Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………………...20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии………………….20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии………………….........24
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии………………………….34
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии…38
Заключение………………………………………………………………………………41
Библиография……………………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

9)     управление собственностью Союзного государства;

10) международная деятельность  и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

11) функционирование региональной  группировки войск;

12) пограничная политика  Союзного государства; 

13) стандарты, эталоны,  гидрометеорологическая служба, метрическая  система и исчисление времени, геодезия и картография;

14) статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

15) установление системы  органов Союзного государства,  порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

Значение союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире13.

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

Активно развиваются  российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 50%14.

Одним из важных направлений  интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем  которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению экономического сотрудничества содействует образование  межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование"15.

Большую роль в российско-белорусских  отношениях играет быстро развивающееся  межрегиональное сотрудничество. В  настоящее время все 6 белорусских  областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг16.

Укрепляется российско-белорусское  сотрудничество в сфере обороны  и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная  доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется  работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения17.

Интенсивный характер носят  связи между Россией и Белоруссией  в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. - Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Программы Союзного государства  России и Белоруссии

К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие:

1. «Создание компьютерных технологий  программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

Задачами программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.

Социально-экономическая значимость программы состоит в следующем18:

- сохранение и развитие научно-технического  потенциала в области оптико-электронного  приборостроения специального и  гражданского назначения России  и Белоруссии, совершенствование  их интеграционных связей;

-обновление оптического производства  новым компьютеризированным программно-переналаживаемым  и экологически чистым оборудованием;

- развитие производства и обеспечения  оптико-механическими и оптико-электронными  приборами отраслей народного  хозяйства;

- создание на базе данного  оборудования новых форм организации  производства оптической элементной  базы оптико-электронных систем  и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к  условиям рынка.

Программой предусматривается  проведение НИОКР по разработке конструкций  автомобилей, двигателей, топливной  аппаратуры, электронных систем и  других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий  в России и при необходимости - в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы19.

В результате реализации программы ожидается20:

- активизация и повышение  эффективности экономики Российской  Федерации и Республики Беларусь  на основе развития производства  на предприятиях автомобильной  промышленности и в смежных  отраслях;

- организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;

- создание новых рабочих  мест.

2. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы

Цель Программы совместной деятельности по преодолению последствий  чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы.

Основными задачами являются совместной деятельности на 2006-2010 годы21:

  • Создание системы мер адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.
  • Формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда России и Беларуси.
  • Реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Оказание адресной медицинской помощи – до 40 000 чел.
  • Оказание медицинской помощи за счет внедрения новых медицинских технологий – до 2 500 чел. в год
  • Увеличение доли и площади сельскохозяйственных угодий для реализации проектов реабилитации и развития – до 70% (192 тыс. га)
  • Увеличение доли и количества хозяйств различных форм собственности для реализации проектов реабилитации и развития – до 70% (98 хозяйств)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Увеличение доли и площади лесного фонда для безопасного лесопользования - до 50% (120 тыс. га)
  • Снижение доли и числа граждан в группе риска по степени психоэмоциональной напряженности от радиационного фактора – до 24-15% (330-206 тыс. чел.)
  • Увеличение уровня информированности граждан на загрязненных территориях – до 40-45% (727–818 тыс. чел.)

Социально-экономическая  значимость Программы

  • Повышение качества и адресности специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси на основе разработки и внедрения новейших медицинских технологий.
  • Снятие существующих ограничений взаимной торговли сельскохозяйственным сырьем и расширение межгосударственной кооперации в разработке технологий производства.
  • Обеспечение требуемого уровня экологической, радиологической и медико-социальной безопасности в лесопользовании и сельхозпроизводстве на сопредельных территориях России и Беларуси
  • Снижение психоэмоционального напряжения и подготовка населения к решению социально-экономических проблем и конструктивному диалогу  с органами власти

Защита общих  информационных ресурсов Беларуси и  России

  • Цели и задачи: объединение потенциалов и ресурсов России и Беларуси для повышения эффективности национальных систем защиты информации, действующих в интересах Союзного государства
  • Ожидаемые конечные результаты и ход реализации Программы: В ходе реализации Программы разработаны проекты нормативно-правовых документов в области безопасности общих информационных ресурсов Союзного государства, а также выполнены 11 проектов разработок систем и средств защиты информации.

3. Программа Союзного государства «Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей на 2008-2011 годы»

Цель - обеспечение инновационного технологического развития отечественной промышленности на основе создания прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции; укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Информация о работе Финансовые отношения России и Белоруссии