Финансовые отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологический анализ сущности категории «собственность» дать классификацию типов экономических систем и исследовать формирование форм и отношений собственности в России, а также всестороннее изучение истории создания союза Россия-Белоруссия, раскрытие сущности, а также рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии……..4
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии……………......4
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии……...7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства……………....11
Глава 2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...14
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза……………………......14
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»………....17
Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………………...20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии………………….20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии………………….........24
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии………………………….34
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии…38
Заключение………………………………………………………………………………41
Библиография……………………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Задача - разработка и практическое внедрение прорывных базовых технологий, а также разработка, изготовление и испытание принципиально новых образцов экспериментального и опытного оборудования, необходимого для освоения базовых технологий для производства принципиально новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей; расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции, освобождение от импортной зависимости в их поставках и решение ряда важнейших задач государственной безопасности и экономической независимости Союзного государства.22

Конечный продукт - базовые технологии для производства конкретного инновационного продукта; ряд опытных производств новых видов полимерных материалов и  волокон специального назначения.

Ожидаемые результаты реализации Программы 

Реализация мероприятий  Программы позволит:

  • разработать не менее 11 принципиально новых технологических процессов;
  • спроектировать и изготовить 7 опытных установок для производства новых видов продукции;
  • создать и внедрить не менее 20 новых видов изделий и материалов; разработать и освоить не менее 40 отдельных позиций нестандартного   конкурентоспособного оборудования для производства волокон, новых композиционных материалов и изделий на их основе;
  • сохранить и создать новые рабочие места на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • обеспечить технологические возможности для улучшения экологической обстановки за счет снижения вредных выбросов в окружающую среду;

4. Повышение  эффективности производства и  переработки плодоовощной продукции  на основе прогрессивных технологий  и техники

Цели и задачи23:

- насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными  продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения;  
- создание и освоение серийного производства новой современной техники, на основе разрабатываемых прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;   
- оснащение новой техникой белорусских и российских хозяйств и - предприятий плодоовощной отрасли.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы24:

Создание и внедрение  современных безопасных ресурсо- и  энергосберегающих технологий и  конкурентоспособной техники для  производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной  переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте.

Реализация этих новейших технологий обеспечит: увеличение валового сбора экологически чистой плодоовощной продукции в 1,2-1,3 раза; снижение затрат на ее транспортировку примерно в 1,4-1,6 раза; на хранение - в 1,3-1,4 раза; уменьшение потерь питательных веществ в плодоовощной продукции при длительном ее хранении - в 2-2,5 раза. В разделе «Создание новых технологий и оборудования для глубокой комплексной переработки плодов и овощей» намечено разработать 13 новых технологий и 14 видов комплектного оборудования и отдельных видов машин для производства пользующихся повышенным спросом населения быстрозамороженных овощных и плодово-ягодных смесей, продуктов детского и диетического питания, соков, соусов, консервированных продуктов, гранулированных и порошкообразных сухих смесей для быстрого приготовления первых и вторых блюд, в 2-3 раза поднять уровень производства, продаж и потребления плодов и овощей в переработанном виде, на 10-15 процентов увеличить лежкость сырья ив 1,3-1.5 раза исключить закупки намечаемого к разработке оборудования по импорту, стоимость которого при сопоставимых параметрах работы в 2-3 раза превышает стоимость отечественных машин25.

5. Программа  "Разработка и использование  космических средств и технологий  получения, обработки и отображения  космической информации

Цели и задачи26:   
- создание передовых конкурентоспособных космических средств и технологий двойного применения, восстановление и эффективное развитие научно-технических и экономических связей ракетно-космических отраслей Беларуси и России;  
- совместная разработка передовых космических технологий двойного применения;  
- применение разработанных космических технологий для совместного создания новых образцов космических средств.

Конечные результаты реализации Программы: В ходе выполнения программы внедрена система траекторных  измерений на космодроме "Байконур", разработана спутниково–навигационная система для контроля движения объектов транспортных средств.

6. Развитие  дизельного автомобилестроения

Цели и задачи27:

    • создание мощностей и организация производства конкурентоспособной дизельной автомобильной техники за счет технического перевооружения предприятий;
    • вывод из кризисного состояния моторостроительных заводов России и повышение загрузки мощностей белорусских автозаводов (МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ).

Конечные результаты реализации Программы28:

    • разработаны конструкции и освоено производство дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-2;
    • ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке к дальнейшей модернизации техники на соответствие требованиям норм ЕВРО-3;
    • на предприятиях-участниках программы более чем на 3,5 тыс. человек увеличилась численность работающих.

В настоящее время  завершается согласование проекта  новой программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года".

8. Развитие  железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союза Беларуси и России

Цели и задачи: проведение согласованных мероприятий по решению  вопросов технического прикрытия, восстановления, заграждения и скоростного строительства  новых дорог; увеличение пропускной способности действующих железных дорог Беларуси и России; формирование единой нормативной и правовой базы в области подготовки железных дорог в целях обороны и транспортного обеспечения деятельности вооруженных сил29.

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы:

    • создание нормативно–правовой базы для решения задач в данной области,
    • разработка Положения о техническом прикрытии и восстановлении железных дорого региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Перспективы образования  союза России и Белоруссии

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку  отношение к «братской республике»  и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием  при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии30:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего  сближения на базе союзного  договора,

3) сближение по типу  ЕС,

4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

С 1996 года, с того момента, как был подписан Договор об образовании  Сообщества Белоруссии и России, встал  вопрос о том, на каких принципах  могут быть объединены эти два  государства. В российских правящих кругах существует мнение, что, поскольку по численности населения, размерам территории и объёму ВВП наши страны несопоставимы, Белоруссия должна в качестве одного или семи субъектов войти в состав Российской Федерации. Этот вариант фактического поглощения не устраивает ни белорусское руководство, ни белорусскую элиту. Они предпочли бы союз равноправных республик, в котором у Белоруссии было бы не меньше прав, чем в эпоху СССР.

Как сказал профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО, председатель научного совета Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ и Совета по внешней и оборонной политике, политолог Андраник Мигранян: «И мне представляется более реальным проект единого союзного государства с наднациональными органами власти, с общим парламентом и президентом (при сохранении в России и Белоруссии национальных парламентов и президентских постов). Учитывая, что мы имели опыт Советского Союза, куда входили 15 наших республик — от миллионной Эстонии до 150-миллионной РСФСР, — я не вижу объективных препятствий к созданию равноправного государственного союза с Белоруссией.»

Что касается продолжения  нынешнего сближения на базе союзного договора можно отметить, что этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители - эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность - не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения31.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться  в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе32.

Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще  один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально  важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей  формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами33.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых  шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.

Для начала реального  движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью  России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Информация о работе Финансовые отношения России и Белоруссии