Функции и роль кредита, его элементы и основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные отношения, благодаря развитию информационных технологий, формированию глобальных банковских сетей, вышли на принципиально новый качественный уровень. А также распространились на все сферы финансовой деятельности.
Целью работы является рассмотрение потребительского кредита выдаваемого физическим лицам но примере Сберегательного банка России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Потребительский кредит 5
1.1 Понятие потребительского кредита 5
1.2 Основные виды потребительского кредита, их целевое значение 6
1.3 Законодательные основы потребительского кредитования 8
Глава 2. Виды, условия и порядок предоставления кредитов физическим
лицам Сбербанком России 11
2.1 Кредитная политика Сбербанка России. Формирование кредитного портфеля Сбербанка 11
2.2 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам Сбербанком РФ. Условия и сроки оформления кредита 16
Глава 3.Проблемы и перспективы развития потребительского кредита 29
3.1 Проблемы потребительского кредитования и пути их решения 29
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в России 34
Заключение 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

КР. Деньги кредит банки.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Решение о предоставлении кредита принимается:

1) по  кредитам на приобретение объектов  недвижимости:

- кредитным  комитетом отделения; 

2) по  кредитам на неотложные нужды:

- управляющим  отделением, директором ОПЕРУ (начальникам  ОПЕРО);

- при  сумме кредита до 3 млн. руб.  и 500 долл. США - кредитным комитетом  отделения.

Территориальный банк может сократить полномочия отделений в части принятия решений  о предоставлении кредитов.

Сберегательный  банк РФ осуществляет выдачу кредитов населению в пределах имеющихся  у него кредитных ресурсов. Кредиты  предоставляются в рублях и в  иностранной валюте. Учреждения СБ РФ осуществляют выдачу кредитов гражданам  России, имеющим постоянную регистрацию (прописку) и постоянный доход. Исключение составляют военнослужащие, имеющие  временную прописку.

Оформление кредитов населению в рублях осуществляется в любом учреждении Сбербанка  России. Оформление кредитов в иностранной  валюте осуществляют отделы (сектора) кредитования населения отделений  СБ РФ по месту обращения заемщика.

Выдача кредитов производится на основе заключаемых  кредитных договоров между банком и индивидуальными заемщиками.

За пользование  кредитом заемщик уплачивает банку  проценты. Уплата процентов производится ежемесячно, одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора (если договор заключается  в конце месяца, допускается устанавливать  в договоре начало погашения кредита  и уплаты процентов на месяц позже). Величина процентной ставки устанавливается  Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам.

При установлении новой процентной ставки в действующие  кредитные договоры вносятся соответствующие  изменения.

В случае снижения процентной ставки банк вносит изменения  в договоры в одностороннем порядке  от даты установления новой ставки. В случае повышения процентной ставки банк в течение трех рабочих дней после получения письменного  сообщения об этом извещает поручителей  и заемщика об изменении условий  кредитного договора телеграммами или  заказными письмами с уведомлением о вручении. Изменение условий  договора вступает в силу через два  месяца после отправки извещения. При  этом заемщик вправе погасить всю  сумму кредита на условиях взимания прежней процентной ставки в течение  трех месяцев с момента отправки извещения.

Для получения  кредита Заемщик предоставляет  в Банк:

  • заявление-анкету;
  • паспорт Заемщика, его Поручителя и/или Залогодателя (предъявляются);
  • документы, подтверждающие финансовое состояние Заемщика и его Поручителя:
    • для работающих - справку предприятия, на котором работает Заемщик и его Поручитель за последние 6 месяцев по форме 2-НДФЛ или справку по форме Банка за аналогичный период.

Лица, в  указанный период времени принятые на новое место работы в порядке  перевода, предоставляют справки  по форме 2-НДФЛ с настоящего и предыдущего  места работы. Если доход подтверждается справкой (справками) по форме 2-НДФЛ, а также в случае реорганизации в течение последних 6 месяцев предприятия, на котором работает Заемщик и его Поручитель, дополнительно предоставляется выписка из трудовой книжки или копия трудовой книжки, заверенная предприятием;

    • для пенсионеров – справку о размере назначенной пенсии из отделения Пенсионного Фонда РФ и/или другого государственного органа, выплачивающего пенсию, по используемым ими формам. Если пенсионер получает пенсию через Банк, справка не представляется.
    • для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо частной практикой, либо имеющих иной источник доходов, разрешенный законодательством:
      • свидетельство ПБОЮЛ о регистрации в Едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или лицензию частного нотариуса, или удостоверение адвоката (предъявляются);
      • подлинник (предъявляется) или нотариально удостоверенную копию разрешения (лицензии) на занятие отдельными видами деятельности, если они подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством;
      • налоговую декларацию (для ПБОЮЛ, уплачивающих налоги в соответствии с главой 26.1 “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)”, главой 26.2 НК РФ “Упрощенная система налогообложения”, главой 26.3 НК РФ “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” и физических лиц, уплачивающих налоги в соответствии с главой 23 НК РФ “Налог на доходы физических лиц”);
      • справку по форме 2 НДФЛ (для физических лиц, уплату налогов за которых осуществляют налоговые агенты);
      • книгу учета доходов и расходов (для ПБОЮЛ, уплачивающих налоги в соответствии с главой 26.2 НК РФ);
  • документы по предоставляемому залогу;
  • при необходимости кредитный инспектор может запросить иные документы.

Сроки оформления кредитов значительно  сокращены – теперь кредит можно  получить от 2-х до 5 дней с момента  предоставления документов в банк. Еще недавно казалось невероятным  получить в банке кредит в течение  суток на год в размере 3000$ без  залога и поручительства. Теперь это  возможно без особых проблем. Называется такой кредит “Доверительным”, на получение данного кредита может  рассчитывать клиент, у которого в  Сбербанке есть положительная кредитная история за последние 4 года, при этом срок пользования кредитом должен быть не менее 6 месяцев. “Доверительный кредит” выдается под 19 процентов годовых в рублях. Еще одной отличительной его чертой является в значительной мере упрощенная процедура получения — документы на выдачу кредита можно направить в банк по факсу или электронной почте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Проблемы и перспективы развития потребительского кредита

 

3.1. Проблемы потребительского  кредитования и пути их решения

 

В настоящее  время в нашей стране наблюдается  стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных  физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что  многие кредитные организации всячески стараются утаивать от потенциального заемщика реальную стоимость кредита  на стадии оформления кредитной заявки. Банки, рекламируя свои кредитные продукты, умалчивают или не полностью раскрывают информацию о реальных размерах процентных ставок, взимаемых за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных выплатах по кредиту. 
         Статистические данные говорят о том, что большинство наших соотечественников принимают поспешное решение при приобретении товара в рассрочку. И это является очень серьезной проблемой. При этом россияне недостаточно подробно изучают условия кредитования, о чем впоследствии сожалеют, т.к. в процессе обслуживания кредита «натыкаются на подводные камни» дополнительных платежей и условий кредитного договора.  
         Если заемщик попытается внимательно ознакомиться с текстом кредитного договора, то сможет обнаружить в нем напечатанные мелким шрифтом соответствующие пункты, на которые не обратили внимание клиента представители банка при оформлении кредита. Можно смело сказать, что сокрытие реальной стоимости кредита путем утаивания дополнительных платежей является своеобразной уловкой, используемой для привлечения клиентов. 
         Таким образом, одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора. 
         Вместо того чтобы оформлять экспресс-кредит, допустим, под 10% годовых плюс скрытые дополнительные платежи (в результате получается почти 50% по кредиту, взятому на год), гораздо выгоднее обратиться в банк, который предлагает 20% годовых и не требует никаких дополнительных выплат. Как правило, клиент выбирает более низкие декларируемые проценты (10% годовых) и будет оформлять кредит прямо в торговой точке, в итоге воспользуется худшим предложением.  
          Многие кредитные учреждения знакомят своих клиентов с подробностями кредитного договора лишь после оформления кредита. Такие клиенты вряд ли повторно воспользуются низким процентом и возможностью быстрого оформления кредита. Данное явление, естественно, подрывает доверие населения к кредитным организациям.  
          Для исчерпывающего объективного анализа необходимо выполнять дополнительные математические расчеты, т.к. в настоящее время процентная ставка по кредиту, объявленная в рекламе, теряет роль ориентира для потенциальных заемщиков. В результате банки оставляют клиентов наедине с агрессивной рекламой потребительского кредитования, в которой не может оперативно разобраться человек, не обладающий большим количеством свободного времени и хорошими математическими способностями. 
          Кроме того, не менее важной проблемой является то, что на рынке кредитования физических лиц в настоящее время наблюдается явление недобросовестной конкуренции, т.е. банки, предлагающие кредиты населению на более выгодных условиях, теряют потенциальных клиентов из-за недобросовестных конкурентов, предоставляющих необъективную рекламную информацию, в которой не раскрывается реальная стоимость кредитного продукта. 
         Пока коммерческие банки имеют возможность диктовать потребителю свои условия и устанавливать высокие процентные ставки. Но скоро конкурентоспособность, жесткая борьба за каждого клиента и сама возможность остаться и развиваться на рынке розничного кредитования будут зависеть от умения банка устанавливать свою ценовую политику, а значит, умения работать с проблемными кредитами. 
         Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли невозврата кредитов. Уже сейчас только по официальной статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает 5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.  
         Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка. Поэтому банки зачастую выбирают следующий «способ работы» с проблемными долгами — существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам. 
         Чтобы избежать назревающего кризиса недоверия вследствие отсутствия прозрачности условий кредитования, потенциальные заемщики должны понимать, в какую итоговую сумму им обойдется обслуживание кредита, а кредитные учреждения на стадии оформления кредитной заявки обязаны информировать клиентов обо всех сопутствующих условиях кредитования, единовременных выплатах и периодически взимаемых платежах за расчетные периоды.  
         Относительно проблемной задолженности можно применить несколько вариантов организации работы с ней. 
         Создание в банке отдельного подразделения, отвечающего за работу с проблемной задолженностью, или создание при банке «дочерней» компании — коллекторского агентства, занимающегося только проблемной задолженностью банка.

Передача долгов для взыскания  неспециализированным компаниям.

Передача проблемной задолженности  для взыскания независимым коллекторским  агентствам, специализирующимся на работе с проблемными кредитами. 
          Что касается повышения доходности в потребительском кредитовании, то в данном случае речь идет о снижении ряда рисков, об уменьшении потерь за счет неэффективных операций, неэффективных действий. Существует несколько путей снижения потерь в потребительском кредитовании. В первую очередь это, естественно, снижение риска при выдаче кредита, т.е. оптимизация принятия решения по апликанту. Во-вторых, это оптимизация работы с плохими долгами, которые возникают в любом банке. И это сопровождение существующих заемщиков (т.е. как снизить риски в процессе, когда долг уже выдан).  
         Каким именно способом решить эти вопросы? 
С одной стороны, можно сразу ужесточить скоринговую систему или политику выдачи, т.е. консервативную кредитную политику. Она обеспечивает качественный кредитный портфель. С другой стороны, можно расширить рынок выдачи кредитов, но тогда увеличивается рисковый портфель. При этом следует отметить, что при обоих видах политики ситуация отслеживается только частично. Известно, что в процессе потребительского кредитования около 80% основных потерь – это потери от явных мошенничеств, но 20% (довольно большой процент) – потери по разным обстоятельствам. Для консервативной кредитной политики основная задача – сравнительный анализ входного потока и уже имеющейся базы (чтобы понять, кого еще из входного потока можно привлечь). В первую очередь – это именно экспертный анализ. Используя различные методы, поток анализируется, а выводы делают эксперты. 
         Существуют следующие аспекты улучшения качества принимаемых решений: 
1. Оптимизация системы принятия решения по апликанту:

          1. переход с системы до дефолтности к системе по доходности;
          2. повышение точности прогнозирования выявлением различных типов нежелательного поведения;
          3. построение отдельных методик для различных групп клиентов;
          4. принятие комплексных решений по каждому заемщику (кредитный лимит, ставка, продолжительность).
  1. Оптимизация работы с плохими долгами:

1) предсказание поведения дефолтного  заемщика и принятие стратегии  действий по нему;

2) анализ сопровождения плохих  долгов и оптимизация.

3. Постоянное прогнозирование вероятности  возникновения дефолтов у существующих  заемщиков на основе их поведения.

   4. Оптимизация резервируемых средств путем предсказания количества просроченных платежей на ближайший месяц. 
        Что касается проблемы недобросовестной конкуренции, для ее устранения необходимо следующее. Кредиторы должны описывать порядок и периодичность начисления процентов, представлять заемщику график плановых платежей, требовать с клиента документы, которые необходимы для оценки кредитоспособности заемщика, и предоставлять информацию о возможных видах обеспечения кредита. Если в рекламе банковских услуг по кредитованию физических лиц сообщается хотя бы об одном из расходов клиента по получаемой ссуде, то должны указываться и остальные платежи. 
         В сложившихся условиях рядовому потребителю необходим простой и понятный ориентир, на основе которого он мог бы сравнивать различные предложения банков. В качестве основного критерия, по которому заемщик смог бы оценить реальную стоимость кредита независимо от того, какие ставки и комиссии использует банк для увеличения доходности, предлагается использовать эффективную годовую ставку процента (Annual Percentage Rate ofCharge, сокращенно APR), которая применяется при кредитовании физических лиц в Великобритании с 1974г. Данный показатель является объективной оценкой реальной стоимости потребительского кредита и может служить основным ориентиром для клиентов, делающих выбор в пользу того или иного кредитного продукта. Публикация в рекламе размера эффективной годовой процентной ставки внесла бы необходимую прозрачность, что позволило бы каждому потенциальному клиенту сделать осознанный выбор в пользу того или иного предлагаемого кредитного продукта. 
          С проблемой недобросовестной конкуренции и нарушениями закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг борется ФАС. Эта служба выявляет недобросовестные кредитно-финансовые организации, которые скрывают или необъективно информируют потенциальных заемщиков о размерах реальных процентных ставок за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных платежах.  

3.2. Перспективы развития потребительского кредитования в России

 

Как уже  упоминалось, в последние годы потребительское  кредитование в России развивалось  поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто  не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился. 
         В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом. 
         Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов, рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы. 
         Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

Информация о работе Функции и роль кредита, его элементы и основные принципы