Введение.
Одним из необходимых условий
устойчивого равновесного развития народного
хозяйства в рамках смешанной экономики
является формирование четкого механизма
денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная
(монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия
на смешанную экономику, не нарушающий
суверенитета большинства субъектов системы
бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика
должна обеспечивать стабильность цен,
полную занятость и экономический рост
- таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика
приводит к изменению значений основных
макроэкономических параметров: ВНП, инфляции,
уровня безработицы. Это происходит потому,
что посредством монетарных методов можно
изменить предложение денег в экономической
системе. Механизм воздействия денежно-кредитной
политики на основные переменные народнохозяйственного
комплекса, а также результат корреляции
между приращением денежной массы и состоянием
экономики по-разному расценивается в
кейнсианской и монетаристской теориях,
используемых для принятия денежными
властями практических решений.
В качестве проводника денежно-кредитной
политики выступает Центральный Эмиссионный
Банк государства. Такими банками, например,
являются центральный банк Российской
Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный
банк Республики Беларусь. В некоторых
странах функции центрального денежно-кредитного
учреждения выполняет целая группа банков
(в США, например - Федеральная Резервная
Система). Влияя на основной объект монетарной
политики - денежную массу, центральный
финансовый орган играет одну из ведущих
ролей в государственном регулировании
рыночной экономики. Наделенный государством
эмиссионным правом, Центральный Банк
реализует политику стабилизации экономики,
достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующая деятельность
Центрального Банка основана на анализе
динамики макроэкономических показателей,
в том числе валового национального продукта
и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной
платы. Она направлена на осуществление
контроля над состоянием совокупной денежной
массы в стране и имеет своей целью эффективное
управление совокупным денежным оборотом,
включая наличный и безналичный компоненты,
путем установления границ прироста денежной
массы.
Денежно-кредитная политика
на макроуровне - это совокупность мер,
проводимых Центральным Банком в области
денежного обращения и кредитных отношений
для придания макроэкономическим процессам
нужного государству направления развития.
Механизм регулирования включает
методы, инструменты регулирования наличных
и безналичных банковских операций и конкретные
формы контроля за динамикой денежной
массы, банковских процентных ставок,
банковской ликвидностью на макро и микроуровне.
Главной целью денежно-кредитной
политики является помощь экономике в
достижении объема производства, характеризующегося
полной занятостью, отсутствием инфляции
и ростом. В нашей стране на данном этапе
рациональная денежно-кредитная политика
должна минимизировать инфляцию и спад
производства, не допустить роста безработицы.
Несмотря на всю ее скромность, задача
эта достаточно сложная.
В своей работе я попытаюсь
рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной
политики: какими методами и инструментами
пользуется Национальный Банк Республики
Беларусь в настоящее время, их преимущества
и недостатки, макроэкономические результаты
кредитно-денежной политики.
1.Понятие денежно-кредитной
политики.
К определению понятия «денежно-кредитная
политика» применяют разные подходы. По
определению Э.Дж. Долана, «в это понятие
включаются все действия правительства,
которые влияют на количество денег, которые
находятся в обращении». Другими словами,
денежно-кредитная политика представляет
собой комплекс мероприятий регулирующего
влияния, направленных на смену денежной
массы в обращении. Денежно-кредитная
политика призвана оказывать непосредственное
влияние на ликвидность банковской системы
и, на деловую активность.
Другие авторы трактуют
денежно-кредитную политику как один из
двух ведущих средств (другой – фискальная
политика), с помощью которого органы власти
в рыночной экономике регулярно влияют
на темп и направление общего экономического
роста, включая не только уровень валового
продукта и занятости, но и общий уровень
роста или падения цен.
Более полным и точным
определением денежно-кредитной
политики есть понимания ее
как комплекса взаимосвязанных,
направленных на достижение определенных
целей мероприятий по регулированию денежного
рынка, который осуществляет государство
через свой центральный банк.
Денежно-кредитную политику
часто называют монетарной, поскольку
она является политикой в сфере
управления количеством денег
в обращении. Социально-экономическими
предпосылками проведения монетарной
политики есть наличие банковской системы
и денежно-кредитных отношений.
Эффективно функционирующая
денежная система оказывает содействие
максимальному использованию материальных
и трудовых ресурсов, и, наоборот,
разбалансированная денежная система
поднимает кругооборот доходов и
расходов, вызывая резкие колебания уровня
производства, занятости, цен.
Повышенное внимание
к денежно-кредитной политике, как
инструмента обеспечения «вечного
процветания» которая властвовала
в 20-х годах XX ст., изменилась после
кризисных потрясений 30-х гг. общим
пессимизмом и недоверием к эффективности
денежно-кредитного регулирования.
В 50-х годах в западных
странах состоялась резкая активизация
денежно-кредитных инструментов. Деньги
снова заняли ведущее место в программах
экономической стабилизации, но взгляды
на оптимальную стратегию использования
денежных инструментов были резко полярными.
На сегодня теоретические
проблемы денежно-кредитной политики
также являются полем для острых дискуссий
между разными экономическими школами.
Главный раздел пролегает
между кейнсианским подходом, который
воплощает идею оперативного использования
денег, как инструмента ежедневного управления
экономической конъюнктурой и стимулирования
экономического роста. И монетаризмом,
который осуждает подобные манипуляции
в денежной сфере, которые ведут, по мнению
авторов этой доктрины, к усилению производственных
противоречий и диспропорций и декларируют
действия стихийных рыночных стабилизаторов.
Теория кейнсианства, как
известно, сформировалась в 30-40-х годах
и быстро заняла ведущее место в теоретической
литературе и программах экономической
политики. Монетаризм вышел на арену позднее,
в середине 50-х лет, и длительное время
был объектом скептического отношения
и нападок со стороны академических и
правящих кругов ведущих государств. Провозгласив
лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы
дали сильный импульс развития денежных
исследований.
Общим методологическим
подходом кейнсианцев является концепция
активной макроэкономической политики,
которая необходима для стабилизации
внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы
утверждают, что рыночная экономика лишена
механизма, который обеспечивает ее стабильность.
Проведение фискальной и денежно-кредитной
политики необходимо для смягчения прохождения
экономикой резких подъемов и спадов,
которые сопровождают ее развитие при
прохождении фаз делового цикла, причем
монетарная политика рассматривается
как вторичная относительно фискальной.
Подход монетаристов базируется
на том, что система рыночной конкуренции
обеспечивает высокую степень макроэкономической
стабильности. Макроэкономическая стабильность
достигается в случае, когда государственное
вмешательство в функционирование экономики
есть минимально необходимым. Чрезмерное
влияние государства с помощью фискальной
и денежно-кредитной политики приводит
к нестабильности экономической системы,
углубляет противоречие в условиях циклических
колебаний.
Сторонники этого направления
предъявили обвинение ортодоксальным
кейнсианцам в игнорировании важной роли
денежных факторов в воспроизведенном
процессе и проведении явной про инфляционной
политики. Особое внимание они уделяли
изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных
следствий денежных сдвигов, выделяя как
основное звено динамику денежной массы.
В результате выше
указанных дискуссий в мировой
экономической теории и в регулятивной
практике приобрели широкое признание
монетарный фактор развития экономики
и активное применение монетарных мероприятий
в экономической политике. Сегодня много
экономистов придерживается крайних кейнсианских
или крайних монетаристских взглядов,
большинство теоретических моделей приняли
синтезированную форму.
1.2 Цели и задачи денежно-кредитной
политики.
Денежно-кредитная
(монетарная) политика является одним
из основных инструментов регулирования
экономики. Под денежно-кредитной политикой
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики. Она
является частью общей макроэкономической
политики. Осуществляют денежно-кредитную
политику центральные банки.
Принципы денежно-кредитной
политики, проводимой Национальным банком
Республики Беларусь:
- четкое ее определение,
раскрытие конечной цели или
промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности
денежно-кредитной политики, что
предполагает ясность функций
и задач Национального банка,
процедуры принятия и доведения
до сведения общественности решений Национального
банка о денежно-кредитной политике, доступность
для общественности информации о результатах
этой политики;
- самостоятельное определение
Национальным банком механизма
применения инструментов денежно-кредитной
политики, направленных на достижении
ее целей, а также своевременное разъяснение
участникам экономических отношений,
широкой общественности изменений параметров
и структуры инструментов денежно-кредитной
политики.
Юридическую базу денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь составляют
Основные направления денежно-кредитной
политики государства. Этим законодательным
документом определяются важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы, цели,
задачи и приоритеты денежно-кредитной
политики государства. В данном документе
конкретизированы на планируемый период
мероприятия, обеспечивающие достижение
поставленных целей, и определены механизмы
регулирования и контроля.
Основные направления взаимоувязываются
с макро экономической государственной
политикой: прогнозом социально-экономического
развития страны на очередной период,
бюджетно-налоговой политикой (государственным
бюджетом страны на очередной период),
с внешнеэкономической политикой (прогнозом
платежного баланса страны). В этих целях
национальный банк взаимодействует с
министерствами финансов, экономики и
внешнеэкономических связей, другими
органами государственного управления,
коммерческими банками.
В совокупности функций центральных банков (в том числе
Национального банка Республики Беларусь)
выделяют:
- функцию разработки денежно-кредитной
политики (формулирование целей политики,
определение набора инструментов для
достижения целей);
- функцию реализации политики,
установления определенных условий
использования инструментов для достижения
целей.
Разработка денежно-кредитной
политики опирается на общие целевые ориентиры
экономического развития страны и включает
в себя определение стратегических целей
и основных задач денежно-кредитной политики
на планируемый период (год), разработку
мер регулирования направленности денежных
потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных
показателей, конкретизацию направлений
совершенствования банковской и платежной
систем, их нормативно-правовой базы, развитие
рынка ценных бумаг, политику валютного
регулирования, направления международного
сотрудничества и др.
Процесс денежно-кредитного
регулирования включает два этапа. На
первом национальный банк воздействует
на параметры денежно-кредитной сферы.
На втором изменения данных параметров
передаются в сферу производства.
Соответственно, различают
промежуточные и конечные цели денежно-кредитной
политики. Конечными целями являются:
устойчивые темпы экономического роста,
высокий уровень занятости, относительно
стабильный уровень цен, равновесие платежного
баланса страны. Известно, что достижение
всех целей одновременно невозможно. Поэтому
необходимо установить их иерархию. Приоритетной
целью монетарной политики является стабилизация
уровня цен в стране.
Процесс формулирования целей
денежно-кредитной политики состоит из
следующих этапов. На первом этапе устанавливаются
конечные цели денежно-кредитной политики
в форме контрольных цифр экономического
роста, инфляции, состояния платежного
баланса.
На втором этапе устанавливаются
промежуточные цели денежно-кредитной
политики в форме конкретных количественных
денежно-кредитных показателей. К числу
важнейших денежно-кредитных показателей
в Республике Беларусь относятся: чистый
внутренний рублевый кредит Национального
банка, рублевая денежная база, рублевая
денежная масса, валовые рублевые кредиты
банков, чистые иностранные активы органов
денежно-кредитного регулирования, чистая
эмиссия Национального банка.
На третьем этапе устанавливаются
операционные цели денежно-кредитной
политики. Определяется круг денежно-кредитных
показателей, которые подвержены влиянию
центрального банка (к примеру, процентные
ставки, устанавливаемые центральным
банком, нормы пруденциального надзора,
резервы центрального банка и др).