Работа Департамента по ценным
бумагам во II полугодии 2014 г. будет вестись
в соответствии с возложенными задачами,
определенными Положением о Департаменте
по ценным бумагам, Планом работы Департамента
по ценным бумагам на 2014 год. В целях дальнейшего
развития фондового рынка, создания благоприятных
условий для инвестирования в экономику
республики, активизации процесса самостоятельного
привлечения предприятиями инвестиций,
Департаментом по ценным бумагам планируется
во II полугодии 2014 г. проведение работы
по следующим направлениям: - комплексное регулирование
рынка ценных бумаг в соответствии с международными
стандартами и современными потребностями
рынка; - повышение инвестиционной
культуры участников рынка ценных бумаг
и финансовой грамотности населения; - создание условий привлечения
организациями республики инвестиций
на зарубежных фондовых рынках, включая
рынки стран СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, путем приближения
белорусского законодательства о ценных
бумагах к принципам, применяемым в мировом
финансовом сообществе – международным
стандартам и Директивам ЕС.
Банковский сектор Республики
Беларусь представлен 31 действующим банком.
Он характеризуется высоким уровнем концентрации:
на долю 5 крупнейших банков приходится
около 79% активов банковского сектора,
причем 3 из 5 банков являются государственными.
В 15 банках доля иностранного капитала
превышает 50%, 7 банков – полностью иностранные,
при этом доля государства в активах банковского
сектора доминирует и составляет около
двух третей, что значительно превышает
аналогичный показатель в странах-соседях
и ЕС. Среди иностранного капитала наиболее
широко представлен российский капитал.
Российские банки в основном относятся
к крупным банкам. Многие банки, как привлекающие,
так и не привлекающие депозиты физических
лиц, не выполняют требования к минимальному
нормативному капиталу. 7 банков, имеющих
лицензию на привлечение депозитов физлиц,
имеют капитал ниже 25 млн евро. Среди банков,
не привлекающих средства физлиц в депозиты,
5 банков не соответствуют нормативу в
15 млн евро. В 2012 году банковский сектор
начал свое восстановление после девальвации
национальной валюты (совокупная девальвация
в 2,7 раза в 2011 году). Совокупные активы
банковского сектора, нормативный капитал
(уставный капитал банков номинирован
в белорусских рублях) и прибыль, в эквиваленте
в иностранной валюте, начали прирастать
в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Данная
тенденция продолжилась и в 2013 году. В
2011 году в связи с применением стандарта
29 МСФО «Финансовая отчетность в условиях
гиперинфляции» подавляющее большинство
белорусских банков по МСФО продемонстрировали
чистый убыток, в то время как по национальным
стандартам все банки Беларуси, за исключением
Белорусского Банка Малого Бизнеса, получили
прибыль. В 2012 и 2013 году гораздо меньшее
количество банков показало негативные
финансовые результаты по МСФО. Национальный
Банк Республики Беларусь (НБ) внес изменения
в требования по минимальному размеру
нормативного капитала на уровне не менее
25 млн евро в эквиваленте для существующих
банков, не привлекающих средства физических
лиц. Для банков, которые на момент внесения
изменений не имели необходимого капитала,
установлен период для его поэтапного
увеличения. Так с 1 января 2014 года норматив
уже увеличен до 15 млн евро, а 1 января 2015
года он будет составлять 25 млн евро. В
начале 2013 года сменил акционеров Онербанк
(Норд Европеан Банк), и Евробанк. А Альфа-Банк
Финанс завершил присоединение к Альфа-Банку.
Во второй половине 2013 года также был приобретен
ББМБ, а государственная доля в банке ВТБ
(Беларусь) была продана российской материнской
компании.
Национальный банк
в 2014 году не будет осуществлять смягчение
денежно-кредитной политики на фоне достигнутых
договоренностей в части привлечения
необходимых объемов внешних заимствований
для пополнения государственных золотовалютных
резервов.
Наоборот, подходы
к ее проведению будут ужесточены. Ряд
соответствующих решений принят на заседании
Правления Национального банка, состоявшемся
3 января 2014 г.
Так, реализация мер
по повышению эффективности банковского
кредитования позволит в I квартале текущего
года ограничить прирост требований к
экономике на уровне до 0,7 процента в среднем
за месяц. Такие темпы кредитования соответствуют
годовому прогнозу, позволяют обеспечивать
необходимое развитие экономики без негативного
влияния на макроэкономическую сбалансированность.
Подходы к рефинансированию
банков со стороны Национального банка
также будут ужесточаться, стимулируя
банки обеспечивать проведение активных
операций строго в соответствии с имеющимися
ресурсными возможностями.
Ставка рефинансирования
в январе 2014 г. сохранится на прежнем уровне,
а в дальнейшем ее изменения будут осуществляться
в зависимости от динамики инфляции и
ситуации на финансовом рынке и носить
плавный характер. При этом базовым принципом
процентной политики в 2014 году останется
поддержание доходности по рублевым инструментам,
превышающей доходность хранения средств
в иностранной валюте и обеспечивающей
надежную защиту сбережений от инфляции.
В свою очередь, это будет способствовать
укреплению доверия к национальной валюте
и дедолларизации экономики.
В текущем году продолжится
проведение курсовой политики, обеспечивающей
формирование обменного курса белорусского
рубля на основе спроса и предложения.
При этом Национальный банк не допустит
резких колебаний курса, сглаживая их
своими инструментами.
За 2014 год в реальный
сектор экономики (кроме банков) иностранные
инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США
инвестиций, что на 0,7% больше, чем за 2013
год.
Основными инвесторами
организаций республики были субъекты
хозяйствования России (41,6% от всех поступивших
инвестиций), Соединенного Королевства
(18,6%), Нидерландов (13%), Кипра (6,2%), Австрии
(3,5%), Германии (2,5%).
За 2014 год наибольшие
суммы иностранные инвесторы вложили
в организации г. Минска (74%). На организации
Минской области приходилось 7% валового
поступления иностранных инвестиций,
Витебской – 6,8%, Гомельской – 5,9%. (приложение
7)
Валовое поступление
прямых иностранных инвестиций составило
10,2 млрд. долларов США или 67,4% от всех поступивших
иностранных инвестиций. По сравнению
с 2013 годом валовое поступление прямых
иностранных инвестиций уменьшилось на
914,6 млн. долларов США (на 8,3%).
Основной формой привлечения
прямых инвестиций были долговые инструменты
(82,1% от общего объема прямых инвестиций).
Задолженность за товары, работы, услуги
в объеме валового поступления прямых
иностранных инвестиций за 2014 год составила
7,7 млрд. долларов США, и уменьшилась по
сравнению с 2013 годом на 517 млн. долларов
США (на 6,3%).
От резидентов России
поступило 50,3% прямых иностранных инвестиций
с учетом задолженности за товары, работы,
услуги от общего объема прямых инвестиций,
от резидентов Соединенного Королевства
– 23,8%, Кипра – 7%, Германии – 3,6%.
Прочие иностранные
инвестиции (не от прямого инвестора) составили
4,9 млрд. долларов США, или 32,5% от всего
валового поступления иностранных инвестиций.
По сравнению с 2013 годом поступление прочих
иностранных инвестиций увеличилось на
1 млрд. долларов США (на 26,5%).
За 2014 год организациями
республики (кроме банков) направлено
за рубеж инвестиций на сумму 6 млрд. долларов
США, что на 5,6% меньше, чем за 2013 год.
Значительные объемы
инвестиций организациями республики
были направлены субъектам хозяйствования
России (37,7% от всех направленных инвестиций),
Нидерландов (20,5%), Соединенного Королевства
(18,2%), Украины (13,7%).
За 2014 год наибольшие
суммы инвестиций были направлены за рубеж
организациями г. Минска (73%), Минской области
(9%), Могилевской области (6,3%).(приложение
8)
На долю прямых инвестиций
приходилось 70% всех направленных инвестиций
за рубеж. По сравнению с 2013 годом объем
направленных прямых инвестиций за рубеж
уменьшился на 481,9 млн. долларов США (на
10,3%).
Основной формой направления
прямых инвестиций были долговые инструменты
(98,6% от общего объема прямых инвестиций
за рубеж). В объем направленных за рубеж
прямых и, соответственно, в общий объем
направленных инвестиций включена задолженность
за товары, работы, услуги, которая за 2014
год составила 4,1 млрд. долларов США, и
уменьшилась по сравнению с 2013 годом на
307,1 млн. долларов США (на 6,9%).
Субъектам хозяйствования
России организации республики направили
46,9% прямых инвестиций с учетом задолженности
за товары, работы, услуги от общего объема
направленных прямых инвестиций, субъектам
хозяйствования Соединенного Королевства
– 26%, Украины – 19,5%.
Организации республики
направили за рубеж прочих инвестиций
на сумму 1,8 млрд. долларов США, что составило
30% всех направленных инвестиций за рубеж.
По сравнению с 2013 годом направление за
рубеж прочих инвестиций увеличилось
на 125,2 млн. долларов США, или на 7,5%.
3. Критерии
повышения эффективности денежно-кредитной политики.
Инструменты
денежно-кредитной политики в 2015 году
будут направлены на ограничение инфляции
с учетом складывающихся внешних и внутренних
макроэкономических условий.
Ставка рефинансирования
будет играть ключевую роль в формировании
стоимости ресурсов на денежном рынке.
Она будет поддерживаться на уровне, необходимом
для достижения ценовой стабильности
в экономике. С учетом замедления инфляции
среднегодовое значение ставки рефинансирования
в 2015 году сложится на уровне 15-16 процентов
годовых.
Политика процентных
ставок в 2015 году обеспечит их поддержание
на положительном в реальном выражении
уровне. Обеспечение привлекательности
и сохранности сбережений в белорусских
рублях будет осуществляться путем превышения
их доходности над доходностью сбережений
в иностранной валюте.
Сохранятся
рыночные условия рефинансирования банков
с использованием стандартных инструментов
регулирования ликвидности.
Продолжится
проведение курсовой политики, направленной
на сглаживание резких колебаний обменного
курса белорусского рубля. Его динамика
будет формироваться под воздействием
фундаментальных макроэкономических
факторов.
Важной общегосударственной
задачей в 2015 году останется поддержание
уровня золотовалютных резервов в условиях
значительных выплат по внешним и внутренним
обязательствам Республики Беларусь.
Динамика международных
резервных активов Республики Беларусь
будет определяться преимущественно состоянием
внешней торговли, объемами привлечения
прямых иностранных инвестиций и рефинансирования
государством обязательств в иностранной
валюте.
Национальный
банк в 2015 году продолжит работу, направленную
на повышение устойчивости банковского
сектора, формирование условий для дальнейшего
развития и внедрения новых банковских
технологий, повышения стандартов и качества
банковских услуг.
Банки улучшат
управление кредитным риском. Качество
активов банков сохранится на приемлемом
уровне, обеспечивающем необходимую доходность
банковского сектора и защиту интересов
вкладчиков и акционеров.
В 2015 году будут приняты
меры по повышению эффективности банковского
надзора путем внедрения международных
стандартов регулирования деятельности
банков и надзора за ней.
В 2015 году
действия Национального банка будут направлены
на стимулирование банков к наращиванию
устойчивой ресурсной базы и активному
участию в развитии экономики путем вовлечения
средств населения и юридических лиц на
долгосрочной основе с использованием
различных финансовых инструментов.
Прирост широкой
денежной массы в 2015 году сложится на уровне
13-15 процентов. Кредитование банками экономики
будет сбалансировано с ее развитием и
направлено преимущественно на эффективные
окупаемые проекты, в том числе финансируемые
с использованием государственной поддержки.
Требования банков и ОАО «Банк развития
Республики Беларусь» к экономике в 2015
году вырастут на 12-14 процентов.
Кредитование
государственных проектов будет осуществляться
в соответствии с принятым Правительством
Республики Беларусь решением о финансировании
государственных программ и мероприятий
в 2015 году с учетом возможностей бюджета
Республики Беларусь по компенсации процентных
расходов.
В 2015 году
формирование финансового рынка будет
обеспечиваться путем совершенствования
его инструментов, механизмов и инфраструктуры.
Данная работа будет осуществляться при
тесном взаимодействии государственных
органов и участников финансового рынка.
Дальнейшее
развитие получит небанковский сегмент
финансового рынка, в том числе лизинг,
микрофинансирование, страховые услуги,
внебиржевые финансовые инструменты.
Продолжится
контроль за своевременным возвратом
валютной выручки в страну.
В 2015 году
будет обеспечено эффективное, надежное
и безопасное функционирование платежной
системы за счет совершенствования нормативной
правовой базы в этой сфере, ценовой политики
на расчетные услуги и развития электронного
документооборота. Продолжится работа
по минимизации рисков в платежной системе
на основе улучшения управления ликвидностью,
развития программно-технической инфраструктуры
с учетом международных стандартов, осуществления
риск ориентированного надзора.
Развитие
информационных технологий в банках и
других финансовых организациях в 2015 году
будет направлено на обеспечение эффективности
и непрерывности предоставления современных
банковских и иных финансовых услуг.
Совершенствование
системы безналичных расчетов по розничным
платежам в 2015 году будет направлено на
увеличение доли безналичных операций,
применение
новых банковских продуктов
и технологий на основе использования
банковских платежных карточек и электронных
денег.
Особое внимание
в 2015 году будет уделено вопросам, связанным
с функционированием Евразийского экономического
союза, развитием договорно-правовой базы
и гармонизацией законодательств его
участников в финансовой и валютной сферах.
Продолжится
работа по развитию сотрудничества и расширению
взаимовыгодных связей между банковскими
системами Республики Беларусь и Российской
Федерации в рамках Союзного государства.
Сотрудничество Национального
банка с центральными (национальными)
банками других государств Содружества
Независимых Государств будет осуществляться
в рамках Совета Межгосударственного
банка, а также двусторонних и многосторонних
консультационных межбанковских органов.
Продолжится сотрудничество
с международными финансовыми институтами
по реализации ранее согласованных направлений
технической помощи, а также определению
сфер экспертного содействия по актуальным
вопросам деятельности Национального
банка.