Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – измерение особенностей российской инфляции и способов борьбы Центрального Банка с существующей проблемой. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и причины возникновения инфляции, а также ее последствия для экономики;
- охарактеризовать различные виды инфляции;
- рассмотреть современное состояние уровня инфляции в России;
- определить задачи и функции Банка России;
- выявить роли ЦБ в регулировании денежно-кредитной политики;
- рассмотреть уровень инфляции по опыту зарубежных стран;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Инфляция как проявления макроэкономической нестабильности…………………………………………………………………5
1.1 Понятие, причины и последствия инфляции……………………….……..5
1.2 Виды инфляции………………………………………………………………9
1.3 Современное состояние уровня инфляции в России……………………...13
Глава 2 Центральный Банк и проблемы инфляции в России…………17
2.1 Задачи и функции Центрального Банка Росси…………….………………17
2.2 Роль Банка России в регулировании инфляции……….………………….20
2.3 Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции…….…..25
Заключение ………………………………………………………………….....29
Библиографический список…………………………………………………..32
Политика экономического роста, проводимая в западных странах в послевоенное время, основывалась на кейнсианской модели государственного регулирования. Как уже отмечалось выше, одним из основных элементов кейнсианской модели выступал тезис об инфляции как побочном явлении расширения эффективного спроса, неизбежной платы за высокие темпы экономического роста, которые обеспечивались, во многом, за счет практики дефицитного финансирования.
Конъюнктурный характер инфляционного процесса того периода требовал и конъюнктурных мер антиинфляционной политики. В её задачу входила стабилизация цен в период «перегрева экономики», сохранение умеренной инфляции, не ведущей к нарушению экономического равновесия и возникновению острых хозяйственных диспропорций и социальных конфликтов. Основными направлениями борьбы с ростом цен были дефляционная политика и политика доходов. Оба эти направления базировались на двух частях кейнсианской теории инфляции: первая - на концепции инфляции спроса, вторая - на концепции инфляции издержек. В принципе и дефляционная политика и политика доходов направлены на сокращение платежеспособного спроса, различен только используемый инструментарий. Такой вид антиинфляционной политики сводился к ограничению цен на некоторые товарные группы и сдерживанию или замораживанию роста заработной платы, сокращению государственных расходов, повышению уровня налогообложения, а также к увеличению процентных ставок и сокращению кредита путем введения ограничений на отдельные виды кредитов, кассовые резервы банков.
Несмотря на единый конечный итог этих двух направлений политики сжатия спроса, их применение дифференцировалось исходя из целей проводимой конъюнктурной политики. Стимулирующие меры для обеспечения экономического роста сочетались, как правило, с политикой доходов, что, с одной стороны, не вступало в противоречие с накачиванием спроса, а с другой - смягчало инфляционные последствия проводимой политики. Использование кейнсианского подхода в организации государственного регулирования, практика дефицитного финансирования экономики привели к тому, что к семидесятым годам инфляция становится
хронической проблемой
экономик большинства стран.
преодоление инфляции
становится основной целью
регулирования в западных странах. Теоретической базой антиинфляционного регулирования становится монетаризм. Основными инструментами антиинфляционного регулирования, по мнению монетаристов, должны стать сокращение дефицита бюджета путем снижения государственных расходов и увеличения налогов, а также контроль над кредитами. Смещаются акценты и в приоритетных формах воздействия государства на экономику. На первый план выходит денежно-кредитное регулирование как основной рычаг управления инфляционными процессами. Основными целями денежно-кредитного регулирования того периода становятся динамика валютного курса, стабильность процентных ставок, уровень определенных денежных агрегатов.
Как показал опыт, использование данных целей как конечных оказалось малоэффективным. Например, из всех стран, использующих монетарное таргетирование, т.е. установление целевых темпов прироста денежной массы, только Германии удавалось достигать заявленные ориентиры. Установленных ориентиров роста денежной массы немецкому Бундесбанку удавалось достигать в основном за счет дифференциации размеров минимальных обязательных резервов на различные виды банковских депозитов (нормы обязательных резервов дифференцируются в зависимости от сроков обязательств и от валюты обязательств банка). А также Бундесбанком активно использовался кредитный контроль, включающий изменение стоимости кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и норму переучета векселей.
Неудачи монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют национальные банки пересмотреть используемый монетарный режим.
В настоящее время в России развернулись оживленные дискуссии о целесообразности инфляционного таргетирования, которое уже в какой-то степени используется ЦБ РФ, однако весьма неэффективно. В этой связи интересен опыт именно развивающихся стран.
Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных мероприятий. Был разработан новый Закон о Центральном банке Чили. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов, были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции.
Таким образом, В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по-настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли. Таким образом, роль Центрального Банка в регулировании инфляционных процессов велика. Он может воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
В настоящее время инфляция представляет собой процесс, довольно болезненно отражающийся на финансовой и денежной системе. Инфляция включает в себя не только низкую покупательную способность денег, она препятствует нормальному развитию хозяйства, сводятся на нет различные структурные преобразования, невозможно полное восстановление нарушаемых пропорций.
Понимание роли государственного регулирования экономики прошло длительный период эволюции, начиная от полного отрицания необходимости государственного регулирования экономики до осознания его значимости. Современные мировые тенденции, прежде всего, глобализация и усложнение мирохозяйственных связей делают необходимым переход государственного регулирования на качественно новый уровень и обуславливают необходимость использования в основном косвенных инструментов воздействия на экономику.
Рассматривать инфляционные процессы, как продукт проведения определенной политики невозможно, увеличение цен это результат глубинных процессов проходящих в нашей экономики постоянно, следствием возникающего дисбаланса между спросом и предложением, процесса производства, потреблением товаров и услуг, накоплением. Инфляционные процессы это не случайные явления, которые время от времени возникают в экономики, на самом деле они носят весьма устойчивый характер.
Для экономической политики решение проблемы с инфляцией является одним из самых важных вопросов. Важно учитывать, что она представляет собой многосложный и многофакторный характер. Даже при сокращении денежной эмиссии и государственных расходов необходимо проведение полномасштабной антиинфляционной политики. Необходимо стабилизировать производство, проводить усовершенствование налоговой системы, создавать рыночную инфраструктуру, повысить требования к результатам хозяйственной деятельности предприятий, регулирование валютного курса рубля, применять меры по контролю за ценами и доходами.
При проведении анализа инфляции можно наблюдать, что цена на довольно небольшой список товаров, таких как, крупа, молоко, мясо, сахар-песок и плодовоовощная продукция, способны оказать довольно сильное влияние на ИПЦ. Влияние непродовольственных товаров проявляется довольно незначительно на итоговый уровень ИЦП, не считая бензина, медикаментов и табачных изделий. Также на потребительские цены довольно весомо влияют такие платные услуги как: ЖКХ, транспортные и бытовые услуги.
Ответственность за регулирование инфляции в нашей стране несет ЦБ РФ. Но на сегодняшний день Банк России даже не хочет выполнять свои основные функции. Также необходимо отметить, что одним из источников инфляции является анахронизм обязательной продажи валюты Центробанку, который по-прежнему действует в нашей стране. Фактически эта мера уже давно не представляет никакого экономического смысла, а лишь способствует бегству капитала из страны, дело в том, что при покупке иностранной валюты, Центральный банк производит печать «пустых» рублей.
Было обосновано, что денежно-кредитное регулирование является сегодня одной из основных форм воздействия государства на экономику. Денежно-кредитная политика является составной и неотъемлемой частью экономической политики государства, заключающейся в целенаправленном воздействии органов денежно-кредитного регулирования на денежно-кредитную систему с целью формирования условий для экономического развития страны. Денежно-кредитное регулирование выступает лишь механизмом проведения денежно-кредитной политики и представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия Центрального банка на денежно-кредитную систему с целью достижения целей денежно-кредитной политики.
Одним из условий эффективности денежно-кредитной политики выступает правильный выбор монетарного режима и набора используемых инструментов. Ранее считалось, что денежно-кредитная политика будет эффективной только в том случае, если четко определен её объект - денежная масса. Современные условия, особенно в странах с переходной экономикой, делают практически невозможным ни оценку денежной массы, ни достоверный прогноз её динамики. Именно поэтому в странах с переходной экономикой требуется проведение денежно-кредитной политики, учитывающей специфические особенности национальной экономики.
Чтобы попытаться увеличить свое влияние на денежные процессы внутри страны Центробанку необходимо создать наиболее эффективные методы для рефинансирования банковской системы и денежного рынка. Превратить ставку рефинансирования в ключевой инструмент денежно-кредитной политики. И пока данные меры не будут предприняты, в России не будет банковской системы способной кредитовать реальный сектор экономики. К сожалению, руководство Центробанка по данному направлению не принимает никаких действий.
Таким образом, качественное прогнозирование инфляции в настоящее время становится все сложнее, а Центробанк в направлении регулирования инфляционных процессов в стране по-прежнему действует неэффективно.
Список литературы и источников
1 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - Изд.: Питер, 2008, 228 с
1 Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КНОРУС, 2007. - 384 с.
1 Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2004. - 520 с.
1 Ланкина В.Е. Экономическая теория. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. -304 с.
1 Ларионов И.К., Щербаков В.Н., Герасин А.Н. Экономическая теория. - М.: Сфера, 2008. - 373 с.
1 Ломов А.Г. Дипломная работа «Инфляция и роль банка России в стабилизации денежного обращения» с 12.
1 ФЗ №86 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
1 ФЗ №86 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
1 Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России. Роль коррупции госаппарата в росте темпов инфляции. СПб., 2005. - 370 с.
1 Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России: Деньги и кредит, 2006. - 320 с.
Информация о работе Центральный Банк и проблемы инфляции в России