Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для не инфляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах ЦБ являются государственными.

Содержание

Введение __________________________________________________ 2 стр.
История ЦБР _____________________________________________3 стр.
2. Деятельность ЦБ.__________________________________________8 стр.
2.1. Органы управления банком _________________________________9 стр.
2.2. Правовой статус ЦБ. ______________________________________10 стр.
3 . Основные цели деятельности ЦБР.____________________________11 стр.
4. Основные задачи ЦБР_______________________________________11 стр.
5. Функции ЦБР _____________________________________________12 стр.
6. Операции ЦБР_____________________________________________17 стр.
6.1. Пассивные операции ______________________________________17 стр.
6.2. Активные операции ______________________________________17 стр.
7. Денежно-кредитная политика ЦБР ___________________________ 21 стр.
7.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования ______________________________________________ 21 стр.
7.2 Процентная политика ЦБР _______________________________ 23 стр.
7.3 Политика резервных требований __________________________ 25 стр.
7.4 Операции на открытом рынке ___________________________ 26 стр.
7.5 Рефинансирование кредитно-банковских институтов ________ 28 стр.
7.5.1 Учетные кредиты ______________________________________ 29 стр.
7.5.2 Ломбардные кредиты ___________________________________ 30 стр.
7.5.3 Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца) _________________________ 31стр.
Заключение _________________________________________________ 34 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 317.61 Кб (Скачать файл)

Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») – операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования.  Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

При сравнительно небольших  масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.

7.5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов.

Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным  банком использовалась исключительно  для оказания воздействия на состояние  денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции и стали выполнять функции банка банков. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств и в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных странах – и небанковские кредитные учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности.

Кредиты рефинансирования, предоставляемые ЦБ, различаются  в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
  • целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

7.5.1 Учетные кредиты.

Учетные (дисконтные) карты  – это ссуды, предоставляемые  центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными  словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством  покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

Центральные банки предъявляют  к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия  и характера поручительства и  т.д. К переучету в центральных  банках допускаются только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.

В зависимости от имеющихся  у центрального банка задач в  области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными кредитами.

Повышая уровень лимита, центральные банки стремятся  выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а интерпретируется как «техническое» регулирование банковской ликвидности.

Как правило, на все виды векселей, учитываемые в центральном  банке, распространяются единые учетные ставки. Однако в некоторых странах допускаются отклонения от данной практики.

7.5.2 Ломбардные кредиты.

Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком  смысле слова термин «ломбардные  кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности.

В качестве залога обычно применяются  коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, то есть практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются на платной  основе. Взимаемая за них процентная ставка, как правило, на 1% превышает официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней.

Ломбардные кредиты могут  быть предоставлены на срок от 3 дня  до 30 дней.

 

 

6.5.3 Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты(на 3-4 месяца).

Наибольший удельный вес  в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты получили название корректирующих.

Корректирующие кредиты  становятся наиболее распространенными  в периоды кредитного «голода». Они  предоставляются, как правило, для  корректировки финансового положения  банка, ухудшение которого было обусловлено  резким, непредсказуемым уменьшением депозитов, либо возникновением временных трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские кредиты. Корректирующие кредиты не могут быть использованы в спекулятивных операций или финансирования сомнительных инвестиций. При предоставлении корректирующих кредитов принимаются во внимание такие факторы, как задолженность данного кредитного учреждения по отношению к его суммарным депозитам, особые обстоятельства, оказывающие влияние на его нынешнее финансовое состояние, а также конкретные действия, предпринимавшиеся им с целью получения средств из других источников.

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для  ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится  к дорогостоящим, поскольку однодневные  кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты более длительного  срока пользования выдаются центральными банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов.

В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов.

К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

Кредиты более длительного  срока использования выдаются кредитным  институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения.

Этими видами кредита пользуются кредитные учреждения, испытывающие проблемы с ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения состояния денежного  рынка. К ним относятся кредитные  институты, в структуре активов  которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды  повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

Объем кредитов предоставленных  ЦБ за четыре квартала 2012 года представлены в Таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и  орган государственного управления специальной компетенции и юридическое  лицо, осуществляющее хозяйственную  деятельность.

Главной особенностью правового  положения Банка России в настоящее  время является то, что осуществление  его административных прав и хозяйственной  деятельности подчинены решению  одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции  можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и  других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные  акты, т.е. нормотворческая функция  непосредственно связана с этими  полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия  к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас  Законом Банк России решает указанную  задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при  рассмотрении вопроса о регистрации  коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и  в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям  экономические нормативы, издает нормативные  акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно  всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной  практике зачастую данные функции разделены  между различными институтами. Это  объясняется тем, что централизация  всей полноты власти у одного института  неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию  банковской сферы. В результате данного  построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Поэтому представляются следующие  пути совершенствования и дальнейшего  повышения эффективности банковской системы России:

  1. Сохранение двухуровневой структуры банковской системы Российской Федерации, но осуществить реформирование ее верхнего уровня.

 

  1. Ликвидирование монополизма Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.

Информация о работе Центральный банк России