Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк сочетает в себе черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для Центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

При этом автор отмечает, что важнейшей из функций Центрального банка России являются  разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

А по мнению Макконнелла  и Брю [11], Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады банков  и сберегательных учреждений, которые  называются резервами;

- обеспечивает механизм  инкассации чеков;

- выступает в роли  фискального агента федерального  правительства;

- наряду с Федеральной  корпорацией по страхованию депозитов и Контролером денежного обращения осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков;

- несет ответственность  в конечном счете за контроль  над предложением денег.

При этом авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая эти два  списка функций центрального банка  государства, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов  банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между  функциями ЦБ РФ и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций.  Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство по сути является для него одним из клиентов), а ЦБ РФ контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между  функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБ РФ не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБ РФ.

Но основной функцией и ФРС США и ЦБ РФ является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной  ставки;

- операции на открытом  рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

 

Заключение

Банк России имеет  двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции  можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия  к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

 

Список используемой литературы

 

I.

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  3. Инструкция ЦБ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»
  4. Инструкция №1 ЦБ «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков»

II.

  1. А.Н.Азрилиян «Большой экономический словарь». М. Фонд
  2. Г.Н. Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
  3. В.И.Букато « Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
  4. Ю.В. Головин «Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики» М.: Финансы и статистика 1999
  5. Ред. О. И. Лаврушин «Банковское дело». М.: Финансы и статистика 2001.
  6. Ю.И. Львов «Банки и финансовый рынок». РИЦ КультИнформПресс, 1995
  7. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». М.: ИНФРА-М

III.

  1. А.Г. Братко «Правовое регулирование Банка России». Банковское дело.- 2005. - № 1.
  2. Ю.С. Голикова «Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы». Банковское дело.- 2004.- № 4.
  3. М. Рубченко «Плохой хороший человек с деньгами». Эксперт. - 2005. - № 43
  4. Г.Г. Фетисов «Банк России: цели, задачи, проблемы». Деньги и кредит.- 2005. -№ 2.
  5. М.А. Хохленкова «Банк России как орган банковского регулирования и надзора». Банковское дело.- 2002. - № 8.

IV.

  1. www.cbr.ru
  2. www.vedomosti.ru

1 Приложение 4

2 Приложение 1

3 Приложение 2

4 Инструкция ЦБ от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков»

5 Приложение 3

6 Приложение 5




Информация о работе Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение, структура и функции