Центральный банк государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Республики Казахстана это - (каз. Қазақстан Ұлттық Банкі) — Народный банк Республики Казахстан. Содержание Правовой статус и функции банка определены в законах «О Народном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Центральном банке Республики Казахстан» отмечена независимостьрезервного банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан, там же указано что Центральный банк Казахстана является Народным банком Республики Казахстан и представляет собой верхней уровень банковской системы Республики Казахстан».Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

        Заседания Правления  Национального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Правления Национального  Банка Казахстана созываются по требованию Председателя Национального Банка Казахстана или трех членов Правления. Члены Правления Национального Банка Казахстана своевременно уведомляются о назначении заседания Правления и за 10 дней до назначенной даты обеспечиваются материалами заседания Правления.

        Члены Правления  Национального Банка Казахстана вправе запрашивать дополнительную информацию по вопросам, вносимым на рассмотрение Правления. Члены Правления Национального  Банка Казахстана сохраняют конфиденциальность полученной информации. Заседания Правления Национального Банка Казахстана ведет Председатель Национального Банка Казахстана, а в случае его отсутствия лицо его замещающее. Правление правомочно принимать решение при присутствии не менее двух третей членов Правления, в числе которых должен быть Председатель Национального Банка Казахстана, либо лицо, его замещающее. Решение Правления принимается простым большинством голосов присутствующих членов. При равенстве голосов голос Председателя Национального Банка Казахстана является решающим. Председатель Национального Банка Казахстана не позднее чем в недельный срок вправе возвратить решение Правления со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Правление двумя третями голосов от общего их числа подтвердит принятое ранее решение. Председатель Национального Банка Казахстана подписывает решение.

        Члены Правления  Национального Банка Казахстана ответственны за решения, принимаемые  Правлением, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно  о своем несогласии с принятым решением. Вопросы на рассмотрение Правления выносятся Директоратом и членами Правления. По вопросам, отнесенным к его компетенции. Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления. Порядок работы Правления Национального Банка определяется его Регламентом. Правление Национального Банка Казахстана находится в городе Алматы.

        Председатель Национального  Банка Казахстана назначается Президентом  Республики Казахстан с согласия Парламента сроком на 6 лет. Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, кредитными, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана вправе подать в отставку, представив Президенту Республики Казахстан свое письменное заявление за два месяца до ухода в отставку. Председатель Национального Банка Казахстана освобождается от должности Президентом Республики Казахстан.

        Председатель Национального  Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана.

        Председатель Национального  Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального  Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных действующим законодательством для Правления Национального Банка Казахстана.

        Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан, по представлению Председателя Национального Банка Казахстана, сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции. Заместители Председателя освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя Национального Банка Казахстана могут подать в отставку, представив свое письменное заявление Президенту Республики Казахстан, через Председателя Национального Банка Казахстана, за два месяца до ухода в отставку.

        Органом оперативного управления Национального Банка  Казахстана является Совет директоров (Директорат) Национального Банка  Казахстана. В состав Совета директоров входят Председатель Национального Банка Казахстана, его заместители, руководители структурных подразделений Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Состав Совета директоров Национального Банка Казахстана утверждается Правлением Национального Банка Казахстана. Председатель Национального Банка Казахстана председательствует на заседаниях Совета директоров. По его поручению заседание Совета директоров может вести лицо, замещающее Председателя Национального Банка Казахстана. Совет директоров принимает решения по всем вопросам, находящимся в ведении Национального Банка Казахстана, за исключением тех вопросов, которые входят в компетенцию Правления и Председателя Национального Банка Казахстана. Решения Совета директоров принимаются на регулярно проводимых заседаниях, не реже одного раза в месяц, простым большинством голосов присутствующих членов Совета директоров, при условии, что присутствуют не менее двух третей членов Совета директоров.

        Совет директоров по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления. Порядок  работы Совета Директоров определяется его Регламентом.

         

        2.3 Денежно-кредитная  политика НБК

        Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

        После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993 года  принят закон, по которому Казахский Республиканский банк  Госбанка СССР был преобразован в Национальный Банк Республики Казахстан. Начался процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы. 

        С позиции пройденного  времени решение о создании  Национального Банка республики оценивается и как  актуальное, и как назревшее, и как дальновидное.

        Данное решение  оценивается как актуальное и  назревшее, ибо к этому моменту  времени стало ясно, что сохранить единую денежную систему не удастся, необходимо вводить собственную валюту и проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, что настоятельно требовало наличия собственной банковской системы.

        Данное решение  оценивается как дальновидное, ибо без введения двухуровневой банковской системы с Национальным Банком на верхнем уровне, обеспечивающей цивилизованные формы кредитования экономики, банковская система не смогла бы поддержать  становление  рыночной экономики. В результате республика не смогла бы достичь сегодняшнего  уровня развития.

        Политически оно  было непростым, потому что до последнего поддерживалась идея сохранения единой с Россией денежной системы, что  считалось ее наилучшим вариантом  дальнейшего экономического развития для Казахстана.

        Также было экономически непросто в условиях ежегодного падения  производства  на 10,9%, четырехзначного  уровня инфляции  строить новую  банковскую систему. 

        Принятие  13 апреля 1993 года  закона об образовании Национального  Банка Республики Казахстан повлияло в лучшую сторону на ход развития экономики страны, так как оно позволило начать процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы и подготовится к введению собственной валюты.

        Банковская система за прошедшие 15 лет развивалась вместе со всей экономикой, и время ее развития можно разбить на  3 периода.

        Период с ноября 1993 года по 1995 год – период обуздания  гиперинфляции. К моменту введения тенге экономика Казахстана находилась в тяжелейшем состоянии. В 1993 году инфляция составила 2165%, а в целом за 1991-1995 годы производство упало почти на 50%.

        Первоочередной задачей  в этих условиях для Национального Банка стало снижение инфляции.

        В силу исторически  сложившейся ситуации к моменту  введения национальной валюты Национальный Банк фактически выполнял функции коммерческого банка: выдавал напрямую кредиты предприятиям, осуществлял прямое финансирование дефицита государственного бюджета, что противоречило статусу центрального банка. Поэтому Национальный Банк в первую очередь стал осуществлять реформирование банковской системы.

        В 1994 году была прекращена практика выдачи льготных кредитов и  рассмотрения прямых обращений предприятий  за кредитами в Национальный Банк. Кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе. В 1995 году была прекращена выдача Национальным Банком кредитов экономике по решению Правительства. Существенно изменился механизм рефинансирования банков: кредитные ресурсы стали размещаться Национальным Банком посредством кредитных аукционов и на ломбардной основе. В 1995 году был принят закон о Национальном Банке, согласно которому законодательно была определена независимость Национального Банка, а целью ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты.

        В результате функции  кредитования экономики перешли  к банкам, которые стали для  формирования кредитных ресурсов привлекать сбережения населения, свободные средства хозяйствующих субъектов и внешние  займы.

        Параллельно с развитием банковской системы Национальным Банком проводилась работа по созданию эффективной системы банковского надзора, основанного на международных принципах и стандартах.  В 1993 – 1994 годах формировалась нормативная правовая  база пруденциального регулирования, были установлены минимальные резервные требования для банков, минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственного капитала банков по отношению к рисковым активам, коэффициент ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика.

        Передав функции  кредитования экономики банкам второго  уровня, Национальный Банк сосредоточил усилия на задаче снижения инфляции и  достижения устойчивости национальной валюты через развитие методов и  инструментов денежно-кредитной политики. В 1998 году была прекращена практика прямого кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком.

        Результатом данных действий стало снижение инфляции в 1993-1995 годы до 60%.

        Период 1996 года по 1999 год (период достижения макроэкономической стабилизации). Инфляция в этот период продолжала стремительно падать и снизилась с 60,3% в 1995 году до 1,9% в 1998 году.

        Дальнейшее развитие банковской системы осуществлялось в направлении достижения международных  стандартов. Первая Программа реформирования банковской системы была принята в 1996 году. В ней отмечалось, что банковская система, как краеугольная  часть рыночной экономики, должна стать одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В декабре 1996 года Национальным Банком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам, предусматривающее соответствие всех банков страны  стандартам, принятым в международной банковской практике, в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, автоматизации банковской системы телекоммуникационной связи.

        Национальный Банк предъявил жесткие требования по повышению уровня капитализации  банков и другим нормативам. Это  вызвало процесс укрупнения банков путем их слияния или ликвидации, что означало качественное развитие банковской системы.

        Параллельно с развитием  банковской системы в эти годы Национальным Банком проводилась работа по созданию эффективной системы банковского надзора, основанного на международных  принципах и стандартах.  Национальный Банк постоянно проводил работу в направлении достижений соответствия банковского надзора в Казахстане общепринятым стандартам, прежде всего,  основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

        В 1998-99 годах российский финансовый кризис и падение мировых  цен на нефть подвергли своеобразному  испытанию на прочность молодую  национальную валюту. Тенге в 1998-99 годах подвергся сильнейшему девальвационному нажиму, при этом инфляция в 1999 году выросла до 17,8%. Это создало для денежно-кредитной политики экстремальную ситуацию.

        Для восстановления конкурентоспособности тенге в  апреле 1999 года был введен режим  свободно плавающего обменного курса  тенге. Это позволило не  только восстановить конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей, но и стало «толчком» бурному развитию росту экономики Казахстана.

        Период с 2000 года по 2006 год - период  финансовой стабильности и бурного развития экономики.

Информация о работе Центральный банк государства