Центральный банк государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Республики Казахстана это - (каз. Қазақстан Ұлттық Банкі) — Народный банк Республики Казахстан. Содержание Правовой статус и функции банка определены в законах «О Народном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Центральном банке Республики Казахстан» отмечена независимостьрезервного банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан, там же указано что Центральный банк Казахстана является Народным банком Республики Казахстан и представляет собой верхней уровень банковской системы Республики Казахстан».Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

        Начиная с 2000 года, стабилизация мировых финансовых рынков, благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках, оживление мировой экономики оказали положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане. Наблюдаются значительный приток капитала, большие темпы роста вкладов населения в банки и кредитов банков экономике. Весь период инфляция поддерживается на уровне, измеряемом однозначной цифрой (6,4%-8,4%), а среднегодовой рост ВВП составил 10,3%.

        Достижение ценовой  стабильности благотворно повлияло на производство. Начиная с 2000 года, в стране наблюдается устойчивый рост, и за последние 8 лет (с 2000 по 2007 годы) среднегодовой рост ВВП составлял более 10%.

        В этот период в Казахстане была проведена большая работа по реформированию новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, в соответствии с которой объединены все надзорные и регулятивные функции в рамках одного специализированного органа. Так, Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности компаний по управлению пенсионными активами и банков–кастодианов (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения (2002г.).

        За 7 лет в стране бурно развивалась финансовая система. Созданы фонд гарантирования депозитов  населения, система ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства, развиваются страховой и фондовый рынок.

        К 2004 году Национальный Банк занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в Национальном Банке была промежуточным шагом к выделению самостоятельного органа, обладающего такими полномочиями. С начала 2004 года все эти функции были переданы в специально созданное Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, подотчетное Президенту Казахстана.

        Выделение полномочий по регулированию и надзору за субъектами финансового рынка из прерогативы Национального Банка позволило главному банку страны  сконцентрироваться на классических функциях центрального банка. С 1 января 2004 года в качестве основной цели Национального Банка законодательно была объявлена цель по обеспечению стабильности цен. Задачами Национального Банка, реализующими поставленную цель, были объявлены: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства, обеспечение функционирования платежных систем, осуществление валютного регулирования и валютного контроля, содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

        2007 год несколько  отличается от  предыдущих лет  некоторым возрастанием  финансовой нестабильности.

        Экономическое развитие Казахстана в 2007 году можно разделить  на два этапа. В первой половине года сохранились положительные тенденции, которые наблюдались в предыдущие годы (высокие темпы развития промышленности, рынка недвижимости, строительства, торговли, рынка банковских услуг). За первые полгода кредиты экономике увеличились почти на 47%, депозиты резидентов в банковской системе – на 24%.

        В августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возник в начале 2007 года, перерос из локального в глобальный, оказав значительное воздействие на ситуацию на мировых финансовых рынках. Мировые рынки испытывали недостаток ликвидности.

        Некоторое затруднение  с ликвидностью испытали и казахстанские  банки, которые в предшествующий период сделали существенные внешние  заимствования. Дело усугубилось негативным влиянием в 2007 году на казахстанскую экономику потрясений мировых рынков продовольствия. Так, в результате низкого урожая в странах – основных производителях зерновых культур, роста мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанола) выросли мировые цены на пшеницу, подсолнечное масло. Все это послужило фактором роста инфляционного давления в стране.

        Принятие соответствующих  мер по поддержанию ликвидности  позволили сохранить устойчивости банковской системы. Однако, они же привели к тому, что прогнозные ориентиры по инфляции на 2007 год не были выдержаны. Среднегодовая инфляция за 2007 год составила 10,8%, тогда как прогнозный коридор по сценарию высоких мировых цен на нефть, определенный Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, составлял 8,2-9,2%.

        Ожидается, что в  ближайшие годы при условии отсутствия шоковых факторов влияния уровень  годовой инфляции существенно замедлится.

        В заключение еще  раз подчеркнем, что успехи экономического развития Казахстана за последние 15 лет в немалой степени связаны с деятельностью Национального Банка по развитию финансового сектора и, в частности, с денежно-кредитной политикой, направленной на стабилизацию цен. 
 
 
 

        ГЛАВА III Развитие деятельности НБК          

        Анализ  работы Национального Банка Казахстана 
            С получением суверенитета в декабре 1990, Казахстан приступил к активному формированию банковской системы. Закон о Национальном банке Республики Казахстан был принят 13 апреля 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва, до того времени, а именно до 7 декабря 1990 года Верховный Совет Казахской ССР Законом Казахской Советской Социалистической Республики "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" на базе Казахской республиканской конторы Госбанка СССР учредил в республике Государственный банк Казахской ССР. 
30 марта 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан", определяющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия              Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Закона в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в него неоднократно вносились изменения и дополнения. 
Принятая 30 августа 1995 года на референдуме Конституция Республики Казахстан установила полную подотчетность Национального Банка Казахстана Президенту страны, что Казахстан означает:

  • назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан сроком на 6 лет Председателя Национального Банка Казахстан; освобождение его от должности5;
  • назначение на должность сроком на 6 лет и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей  Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана.
  • утверждение Президентом Республики Положения о Национальном Банке Казахстана, его структуры, а также годового отчета Национального Банка Казахстана;
  • утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты — казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам его компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан. 
                  Нынешний 2004 год знаменует новый этап в развитии Национального Банка. Для того чтобы дать качественную оценку данного развития, обратимся немного к истории. 
    Как известно, в начале 90-х годов Национальный Банк был вынужден с целью поддержки производства осуществлять выдачу льготных кредитов. Кроме того, в условиях неразвитой банковской системы имело место прямое обращение предприятий за кредитами в Национальный Банк. Предоставлялись кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита. Все эти функции не соответствовали функциям центрального банка. 
                  В этих условиях Национальный Банк начал проводить реформирование банковской системы с целью содействия их адаптации к рыночным условиям. Одновременно проводилась интенсивная работа по изменению механизма рефинансирования банков. В частности, кредитные ресурсы стали размещаться посредством кредитных аукционов, были прекращены выдача директивных кредитов и прямое кредитование дефицита бюджета. Банки второго уровня стали формировать кредитные ресурсы за счет привлечения временно свободных средств населения и взяли на себя функции кредитования экономики. 
                  Все это означало, что Национальный Банк стал выполнять специфические для центральных банков функции. Его основной задачей стало обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса. 
    Вскоре опережающее развитие банковского сектора привело к тому, что через свои дочерние организации банки начали активно осваивать деятельность на других сегментах финансового рынка: на рынке ценных бумаг, страховом рынке, в пенсионной системе. В результате все чаще стали появляться разнопрофильные объединения, оперирующие одновременно в разных сегментах финансового рынка. Это создало определенные трудности регулирования деятельности банков, поскольку регулирование деятельности отдельных сегментов финансового рынка осуществлялось разными надзорными органами. Поэтому Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности компаний по управлению пенсионными активами и банков-кастодианов (2001г.). 
                  Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения(2002г). Кроме того, согласно основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета, в начале 2001 года Национальный Банк был наделен полномочиями для проведения надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе. 
                  Таким образом, уже с середины 2002 года Национальный Банк занимал ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. Но такое положение изначально носило характер подготовительных мероприятий к созданию самостоятельного регуляторного органа, подотчетного Президенту страны, завершихся созданием с 1 января 2004 года Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций. 
                  Данное Агентство осуществляет оперативный и комплексный надзор за всеми финансовыми институтами защитуправиин-тересов инвесторов. Как показывает мировая практика, такая организация надзора и регулирования наиболее эффективна для развития финансового сектора. Не последнюю роль при этом играет улучшение качества и снижение стоимости финансовых услуг за счет конвергенции финансовых услуги создания условий добросовестной конкуренции. 
                  С передачей всех надзорных функций новому органу. Национальный Банк переходит на следующую ступень качественного развития своей деятельности. 
    Теперь Национальной Банк будет концентрировать свои усилия на развитии собственно денежно-кредитной политики и валютного регулирования. 
    Национальный Банк определил на ближайшие годы в качестве приоритетного направления максимальное приближение денежно-кредитной политики к стандартам Европейского союза. 
    Согласно последним изменениям в Законе Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан», вступившим в силу с 1 января 2004 года, основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для выполнения основной цели на                            Национальный Банк возложены следующие задачи:
  • разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
  • обеспечение функционирования платежных систем;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
  • содействие обеспечению стабильности финансовой системы. 
    Такая формулировка основной цели и задач Национального Банка более точно отражают объявленный Национальным Банком переход к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования. 
    В частности, новая формулировка основной цели Национального Банка фактически означает смещение акцентов от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен, что является необходимой предпосылкой для введения принципов инфляционного таргетирования. 
    Главной особенностью принципов инфляционного таргетирования является его «направленность в будущее». Это означает, что основные параметры денежно-кредитной политики на ближайшие годы принимаются с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне-и долгосрочном периоде. 
    Это, конечно, усиливает ответственность Национального Банка за целевые показатели по инфляции. 
                  Многие страны, использующие принцип инфляционного таргетирования, в условиях усиления ответственности за достижение поставленных целей по инфляции отходят от индексов потребительских цен, как ориентировано инфляции. Взамен рассматриваются такие индексы цен, которые отражают основные направления инфляционных тенденций и нивелируют влияние различного рода токов немонетарного происхождения существует много модификаций индексов, измерящих основные направления инфляционных тенденций. Совокупность таких индексов носит общее название "базовые индексы". Разные страны выбирают разные базовые индексы, исходя из критериев их приемлемости к специфике экономических ситуации в стране. 
    Национальный Банк с 2004 года также устанавливает ориентиры по инфляции исходя из индекса "базовая инфляция». В настоящее время Национальный Банк вместе с Правительством и Агентством по статистике работает над методикой расчетов базовой инфляции. 
                  На 2004 год основная цель денежно-кредитной политики сформулирована, какудержэние среднегодовой "базовой инфляции- в пределах 4%-6%. Данные ориентиры еще будут скорректированы после утверждения методики расчетов базовой инфляции и проведения по ней уточняющих расчетов. 
    В число подготовительных мер по введению инфляционного таргетирования входит усиление регулирующей роли официальных ставок. Начиная с текущего года, переучет векселей будет производиться в соответствии с официальной ставкой рефинансирования, что несомненно будет способствовать повышению ее экономической роли. 
    Для успешности реализации новых правил денежно-кредитной политики необходимо также принять меры по повышению регулирующих возможностей Национального Банка. Это: расширение регулирования банковской ликвидности операциями открытого рынка, увеличение портфеля ценных бумаг Национального Банка и развитие новых финансовых инструментов. 
    Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Соответственно, Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры по обменному курсу тенге. Минимальное присутствие Национального Банка на внутреннем валютном рынке будет осуществляться только при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге. 
                  В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением будет либерализация валютного режима. Это предполагает смягчение режима валютного регулирования и устранение чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами операций с иностранными активами. 
                  Ожидается достижение к 2007 году полной либерализацией валютных отношений. Меры по ослаблению валютных ограничений будут способствовать росту отечественного финансового рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора. 
    Золотовалютные резервы Национального Банка будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг. 
    Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение высоких темпов экономического роста. 
    Будет продолжена работа по совершенствованию денежно-кредитной статистики и бухгалтерского учета. Планируется составление обзора финансового сектора на консолидированной основе с включением счетов кредитных товариществ и ипотечных компаний. Особое внимание будет уделено созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек путем внедрения и развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорной технологии. 
    Дальнейшее развитие финансового рынка будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. 
                  Содействие обеспечению стабильности финансовой системы по-прежнему остается в компетенции Национального Банка. При решении данной задачи Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по надзору и регулированию финансовых рынков и финансовых организаций. 
                  В число важных задач развития финансовых рынков входят: дальнейшее совершенствование трехуровневой системы кредитования, ипотечного кредитования, системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, системы государственного регулирования и надзора страховой деятельности. Кроме того, Национальный Банк будет содействовать работе Правительства по развитию системы жилищных строительных сбережений. 
                  Одной из главных задач развития рынка ценных бумаг остается совершенствование механизмов привлечения сбережений населения через коллективные формы инвестирования. 
                  Для совершенствования системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг будет осуществляться переход к международным стандартам раскрытия информации. 
    И, наконец, Национальный Банк намерен активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение 

        Как показывает мировой  опыт, наделение Центрального банка  государством широкими полномочиями позволяет  обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.

        Немаловажная роль в достижении целей и решении  задач, стоящих перед Нацбанком, принадлежит его региональным филиалам. Особую значимость их деятельность приобретает в условиях интенсивного развития отдаленных областей Казахстана, структурной перестройки экономики, дальнейшего преобразования финансовой системы, накопления капитала внутри страны, роста инвестиций, увеличения денежных потоков, либерализации валютного режима и усиления интеграционных процессов.

        В связи с переходом  Национального Банка РК на принципы инфляционного таргетирования и  конкретизацией в Законе "О Национальном Банке РК» его основной цели, как обеспечение стабильности цен, возникает необходимость конкретизации структуры, задач и функций, выполняемых его филиалами.

        Филиалы Национального банка выполняют многогранные функции, взаимодействуя при этом не только с финансовым сектором и центральным аппаратом Национального Банка РК, но и с органами государственного управления региона, контрольными и надзорными подразделениями государственных ведомств, предприятиями реального сектора экономики и непосредственно с населением.

        Главная роль Национального  банка республики - обеспечить бесперебойное  снабжение экономики платежными средствами, создать условия для  функционирования всей кредитной системы. Национальный Банк делает по существу то, что делают коммерческие и другие кредитные учреждения своей клиентуре - хозяйствующим субъектам и населению. Его клиентура - коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Именно поэтому Национальный Банк называют "банком банков".

        Национальный банк Республики Казахстан - главный банкир, финансовый консультант и агент Правительства. В законе "О Национальном банке Республики Казахстан" записано: "Нацбанк действует как банкир, финансовый советник и агент Правительства Республики Казахстан и других государственных органов по соглашению с ними".

        В заключении хотелось бы отметить, что Национальный Банк, как и все другие банки, может  быть ликвидирован путем принятия соответствующего закона Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 

        Список использованной литературы: 

        1. Сейткасымов Г.С. "Деньги, кредит, банки" - Алматы: "Экономика",1999.

        2. Мельников В.Д., Ли В.Д."Общий курс финансов" - Алматы: Институт развития Казахстана, 2001.

        3. Положение Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 24 января 1996 года “О  Национальном банке Республики  Казахстан”.

        4. Пресс-релиз Национального  Банка Республики Казахстан от 6 октября 2000 года “О проекте  Закона Республики Казахстан  “О внесении дополнений и изменений  в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по  вопросам банковской деятельности”.

        5. “Положение о Департаменте иностранных операций Национального банка Республики Казахстан”.

        6.  Жунусбеков  С.Б. "Роль филиала Национального  Банка в развитии экономики  регионов" / Банки Казахстана, №  9, 2005 г.

        7. Национальный Банк  Республики Казахстан. Пресс-релиз  №015/ Банки Казахстана, № 4, 2005г.

        8. Законодательные  акты РК по вопросам банковской  деятельности.

        9. Нормативные акты  Национального Банка Республики  Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Центральный банк государства