Экономико-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Правовые и экономические основы деятельности центральных банков».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка РФ...................................................................................................................5
1.1. Экономико-правовые основы деятельности Банка России.......................5
1.2. Взаимодействие Банка России с органами законодательной и исполнительной власти.................................................................................8
Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ.....................14
2.1. Инструменты и методы денежно-кредитной политики..............................14
2.2. Денежно-кредитная политика на современном этапе развития экономики...............................................................................................................22
Глава 3. Роль Центрального банка РФ в развитии банковского сектора.........33
Заключение.............................................................................................................38
Список использованной литературы...................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 81.99 Кб (Скачать файл)

     ЦБ  РФ может устанавливать одну или  несколько процентных ставок по различным  видам операций или проводить  процентную политику без фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

     При проведении учетной (дисконтной) и ломбардной (залоговой) политики ЦБ РФ выступает  в роли кредитора по отношению  к коммерческим банкам19. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Такие кредиты называются редисконтными, или ломбардными. Ставку по таким кредитам называют официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.

     По  закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой  процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены кредита» выступает как  метод влияния на кредитную систему, как рычаг, регулирующий спрос и  предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ее часто называют ставкой рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований  у ЦБ РФ и удорожание коммерческого  кредитования. Предложение денег  снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении.

     Результативность  рассматриваемого метода зависит от многих факторов, в первую очередь  от финансового состояния коммерческих банков, наличия у них свободных  ликвидных ресурсов. Именно это определяет частоту их обращений к ЦБ РФ за кредитами и величину испрашиваемых  средств. Однако роль учетной политики не ограничивается данной функцией. Если манипулирование учетной ставкой не дает должного эффекта, то это еще не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-первых, учетная политика, проводимые в ее рамках меры сказываются на эффекте других регулирующих воздействий ЦБ РФ на денежно-кредитную сферу (операций на открытом рынке, эффекте политики минимальных резервов). Во-вторых, учетная политика ЦБ РФ является для других хозяйствующих субъектов индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот.

     Важное  значение для осуществления Банком России денежно-кредитной политики имеет предоставленное ему право  определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также  порядок их депонирования в Банке  России, устанавливаемые Советом  директоров20. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке РФ» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. Порядок применения Банком России обязательных резервов помимо вышеуказанного Федерального закона регулируется Положением «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации».

     Обязательные  резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления  денежно-кредитной политики Банка  России, представляющим собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы, используемый для  контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора (коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода), устанавливаемого в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств юридических лиц.

     Порядок депонирования части привлеченных денежных средств распространяется   на   все   кредитные   организации,   действующие   на территории РФ на основании лицензии Банка России с правом совершения соответствующих  банковских операций. Регулирование  размера обязательных резервов осуществляется территориальным учреждением Банка  России по месту нахождения головной кредитной организации в целом  по  кредитной  организации,  включая  филиалы,  находящиеся  на территории РФ.

     Обязательные  резервы размещаются на счетах в  Центральном банке и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения  норм обязательных резервных требований Центральный банк сокращает суммы  свободных денежных средств, находящихся  в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности  кредитования.

     Если    кредитная    организация    не    выполняет    установленных  резервных требований, то Банк России взыскивает сумму недовзноса, а также штрафы    за    нарушение    порядка    резервирования.   

     Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

     Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

     Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

     Операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе21. В результате проведения Центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

     По  форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

     Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций.

     Банк  России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. К ним можно  отнести:

     - установление кредитным организациям  лимитов на предоставление кредитов  и привлечение средств, на проведение  кредитными организациями отдельных  банковских операций, определение  видов обеспечения активных операций  банков;

     - введение предельных размеров  процентных ставок по предоставляемым  банками кредитам, определение размера  комиссионного вознаграждения и  тарифов за оказание отдельных  видов банковских услуг. Эта  мера практиковалась Центральным  банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

     - установление фиксированного соотношения  процентных ставок коммерческих  банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной  маржи (разницы между ценами  приобретения ресурсов и их  последующей перепродажи в виде  кредита, или разницы между  средними процентными ставками  по активным и пассивным операциям  банков).

     Установление  ориентиров роста денежной массы. ЦБ предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исхода из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики22.

     Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

     Выпуск  собственных ценных бумаг ЦБ. Банк России в целях реализации денежно-кредитной  политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых среди кредитных  организаций.

     2.2. Денежно-кредитная политика на современном этапе развития экономики

     Нарастание  кризисных явлений в мировой  экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые  цены на нефть. В январе-сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских  цен. В сентябре по отношению к  декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (в аналогичный период 2007 года – 7,5%), базовая инфляция – 10,1% (6,7%). В  годовом выражении в сентябре потребительские цены повысились на 15,0%, а товары и услуги, учитываемые  при расчете базового индекса  потребительских цен, стали дороже, по оценке, на 14,5%23.

     В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости  сдерживания инфляционных процессов  и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного  курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного  курса позволяла смягчить влияние  внешнеэкономической конъюнктуры  на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся  нестабильности на мировых финансовых рынках.

     В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

     На  динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся высокая волатильность мировых цен на энергоносители, ряд продовольственных и сырьевых товаров; усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и направления потоков капитала.

     Удорожание  стоимости заимствований отразилось на динамике кредитов различным категориям заемщиков. Темп прироста кредитов нефинансовым организациям за январь-август 2008 года составил 26,9%. Продолжилось снижение темпов прироста кредитов физическим лицам: за январь-август 2008 года – 30,9% (за аналогичный период 2007 года – 36,9%). Это привело к сокращению по итогам января-августа 2008 года годовых темпов прироста общей величины кредитов, ускорение которых продолжалось в течение более чем двух лет.

     Таким образом, в сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития. В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

     Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед банками нерезидентами – 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – 4%; по иным обязательствам – 4,5%. В текущем году Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов (с 1 марта, с 1 июля и с 1 сентября) и о повышении коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями (по состоянию на 1 сентября 2008 года –0,55).

     Существенное  ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.

Информация о работе Экономико-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации