Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки образуют связь между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Экономика нашей страны на протяжении многих десятилетий функционировала обособленно от мирового хозяйства, развивающегося по законам рынка. Неэффективность такого пути привела к необходимости принципиального изменения хозяйственного механизма, основанного на административно-командных принципах регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковском деле. ………………………………………………………………………….……5
1.1. История появления электронных банковских услуг в России и зарубежом………………………………………………………..……6
1.2. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов……………………………………………………………….8
1.3. HOME BANKING………………………………………………...…13
Глава 2. Электронные банковские услуги на примере Сберегательного Банка Российской Федерации……………………………………………………….…16
2.1 Общая информация о Северном Банке Сбербанка России…………...16
2.2 Удаленные каналы обслуживания Сбербанка…………………………17
Глава 3. Перспективы развития УДБО…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………...………31
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. /1/
На базе внедрения ЭВМ в банковское дело возникла возможность замены чеков пластиковыми карточками (дебетовыми и кредитными). Это средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки, а так же позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Пластиковая карточка применяется в розничном торговом обороте и сфере услуг. Используются в основном четыре вида корточек: банковские, торговые, карточки для приобретения бензина, карточки для оплаты туризма и развлекательных мероприятий. Но наиболее распространенным видом являются банковские карточки. Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающих.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express. Большинство платёжных карт имеют определённый стандартом ISO 7810 (Идентификационные карты) ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты.
На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствует логотип платёжной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты.
На
обратной стороне карты находится
магнитная полоса, бумажная полоса
с подписью владельца, а на некоторых
— CVV2-код или его аналог./4/
Пластиковые карты классифицируются по разным критериям на целый ряд видов, представленных ниже.
1. По материалу, из которого они изготовлены:
бумажные (картонные);
пластиковые;
металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение имеют карты пластиковые.
2. По способу нанесения на карты необходимой информации (имя держателя карты, номер карты, срок ее действия и пр.):
карты с графическим изображением;
карты эмбоссированные;
карты со штрих-кодированием;
карты с кодированием на магнитной полосе (магнитные карты);
карты с чипом (чиповые карты или микропроцессорные карты, карты памяти);
• карты с лазерной записью (лазерные или оптические карты).
Изобретение в конце 1960-х гг. автоматических аппаратов выдачи наличных денег совершило революцию и в карточном бизнесе. Чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карт, на их обратную сторону стали наклеивать полоску из магнитной пленки. На магнитной полосе банковских карт записывается (обычно в закодированном виде) номер карты, срок ее действия и ПИН-код держателя карты. Поэтому магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на карты.
3. По целевому назначению:
-идентификационные (служащие для идентификации их владельцев), в том числе клубные;
-дисконтные;
-для денежных операций (для безналичной оплаты товаров и услуг владельцем карты с соответствующего банковского карточного счета, а также для получения им наличных денег с указанного счета в банкоматах).
4. По эмитентам:
-банковские карты, выпускаемые банками (или консорциумами банков) и финансовыми компаниями;
-частные карты, выпускаемые коммерческими нефинансовыми компаниями для платежей в торговой и/или сервисной сети данной компании;
-карты, выпускаемые организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия карт и создание инфраструктуры для их обслуживания.
5. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами):
-обычные (стандартные);
-«серебряные» (бизнес-карты) — предназначены для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать средства своей компании в определенных пределах;
-«золотые» — выдаются лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривают разные льготы для пользователей.
6. По времени использования:
-ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
-бессрочные.
7. По возможности пополнения соответствующего счета:
-с произвольно пополняемым платежным лимитом;
-с ежемесячно пополняемым платежным лимитом.
В России сложилось основное разделение карт на корпоративные (выдаваемые только юридическим лицам) и личные (индивидуальные, выдаваемые только физическим лицам).
Также Банковские карты делятся на:
1) дебетовые — карты, которые позволяют их держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплата товаров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределах расходного лимита, установленного банком).
Данные карты позволяют клиенту банка получать наличные в банкоматах и оплачивать свои покупки только в пределах суммы, имеющейся на его специальном карточном счете (либо просто на счетах в банке — эмитенте карты). Таким образом, при оплате покупки дебетовой картой необходим звонок в банк или процес-синговый центр для установления того, сможет ли клиент заплатить требуемую сумму. При этом сумма сразу списывается со счета или блокируется до прибытия в процессинговый центр товарного чека — слипа, после чего окончательно списывается. С момента оплаты покупки или услуги через процессинговый центр и до ее окончательного списания или же «возвращения» на счет (в случае ошибки или выявления фальсификации) списываемая сумма клиенту «не видна»;
2) кредитные (кредитовые) — карты, которые позволяют их держателям оплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленной банком кредитной линии (в пределах лимита). Клиент банка, пользующийся такой картой, имеет возможность получать у банка ограниченный кредит в случае оплаты картой товаров или услуг. Выданный клиенту кредит затем погашается путем списания необходимой суммы с его страхового депозита либо клиент компенсирует банку расходы из собственных сбережений наличными или с другого счета;
3) внутрибанковские (специальные) — служат для предоставления клиентам банков дополнительных специальных услуг, таких, как получение процентов по депозитам через банкоматы банка и пр. Данные карты могут принимать и другие банки, являющиеся партнерами банка-эмитента.
1.3 HOME BANKING
Более 20 лет назад, а именно, в 80-х годах было положено начало развитию принципиально нового направления банковского обслуживания клиентов - home banking. Оно заключается в проведении банковских операций на дому или в офисе клиента с использованием телефонной связи, модема и компьютера. Спектр банковских услуг, предоставляемых подобным образом, значительно расширил список традиционных услуг, предоставляемых клиентам. Они включают как обычные расчетные операции (причем валюта расчета не ограничена только национальной), так и информационные услуги.
В последние годы появилась возможность и необходимость предоставления дистанционного банковского обслуживания (электронных услуг) с использованием сети Интернет. Если банки не смогут наладить у себя систему электронных расчетов с клиентами, то они рискуют лишиться большой их части./2/ Преимущества использования подобных систем заключаются в следующем:
-
большая скорость по сравнению
с традиционными методами
-
сокращение себестоимости
-
уменьшение трудоемкости
- снижение рисков непрохождения платежей;
-
для банка исчезает
-
удобство в использовании (
Однако необходимо обратить внимание и на недостатки виртуального банка. Одним из главных является повышенный уровень риска клиента при работе с таким банком, если он не является подразделением невиртуального банка, отсутствие наработанного авторитета на рынке, гарантий и участия в федеральных программах страхования вкладов, отсутствие разработанной правовой базы для такого рода бизнеса. Как часто бывает, недостатком являются и его достоинства: клиентам недостает личного общения с банковскими работниками, возможности индивидуального подхода. Это все не очень сильно влияет на популярность таких технологий, хотя и должно приниматься в расчет при их развитии.
Три этапа в развитии услуг home banking:
- Первый этап - телефонный банкинг, банковский сервис, основанный на использовании возможностей телефонов с тональным набором номера.
-Второй этап - РС-банкинг позволяет клиенту с помощью персонального компьютера и модема напрямую подключаться к серверам банка и совершать банковские операции (пока еще не через Интернет).
- Третий этап - связь через Интернет, интернет-банкинг (net-banking, online banking, internet banking).
В 1997 г. прогноз, сделанный британской организацией по исследованию рынков Datamonitor, показал, что "к 2001 году число клиентов, совершающих операции в режиме реального времени, в Западной Европе составит 8 миллионов".
В 2001 г. Deutsche Bank обобщил прогнозы аналитиков в банковском секторе Германии и получил данные о постоянном росте числа клиентов интернет-банков, которое к 2006 г. достигнет 22-30 млн.
Согласно прогнозу, представленному компанией eMarketer, число пользователей в Германии уже в 2002 г. составит 42,26 млн.
Данные компании Forrester свидетельствуют, что в 2001 г. 18% клиентов Deutsche Bank осуществляли все банковские операции в режиме онлайн, 59% придерживались традиционного способа, посещая отделения банка, 10% общались с личными финансовыми консультантами по телефону, 2% прибегали к услугам электронной почты, 1% пользовался электронным почтовым сервисом, предоставляемым на сайте банка./7/
В технологии "домашний банк" можно выделить три основные направления развития:
1. Система "Клиент-банк".
2. Интернет-банкинг.
3.
Мобильный банкинг (WАР-
С
помощью таких систем клиенты
банка могут совершать