6) Установление ориентиров
роста денежной массы. Банк России
может устанавливать ориентиры
роста одного или нескольких
показателей денежной массы, исходя
из основных направлений единой
государственной денежно-кредитной
политики[3].
7) Прямые количественные
ограничения. Под прямыми количественными
ограничениями Банка России понимается
установление лимитов на рефинансирование
кредитных организаций и проведение
кредитными организациями отдельных
банковских операций.
8) Эмиссия облигаций от
своего имени. Банк России в
целях реализации денежно-кредитной
политики может от своего имени
осуществлять эмиссию облигаций,
размещаемых и обращаемых среди
кредитных организаций.
Эффективность эмиссионной
деятельности напрямую зависит от организации
финансовой системы, от наличия достаточно
крупных финансовых институтов, реально
опосредующих денежное обращение и готовых
к ответственному сотрудничеству с денежными
властями.
Эффективности эмиссионной
деятельности способствует рациональное
использование инструментов денежно-кредитного
регулирования
Центральным банком РФ. Для
достижения этой цели были запланированы
следующие мероприятия по улучшению использования
инструментов денежно-кредитной политики.
Действия Банка России были
направлены на повышение доступности
инструментов рефинансирования для кредитных
организаций, снижение трансакционных
издержек и развитие рыночной инфраструктуры,
построение системы валовых расчетов
в режиме реального времени. Для этого
продолжено проведение аукционов прямого
РЕПО, ломбардных кредитных аукционов,
применение инструментов постоянного
действия (ломбардных кредитов, предоставляемых
по фиксированным процентным ставкам,
сделок «валютный своп»).
Было решено продолжить переход
к выпуску краткосрочных облигаций Банка
России (ОБР). Одновременно Банк России
продолжит применение инструментов постоянного
действия, обеспечивающих связывание
ликвидности на короткие сроки (депозитные
операции по фиксированным ставкам на
стандартных условиях).
При необходимости долгосрочного
абсорбирования ликвидности Банк России
предполагает, осуществлял операции по
продаже государственных ценных бумаг
из собственного портфеля (без обязательства
обратного выкупа). Рассмотрен вопрос
об изменении структуры портфеля государственных
ценных бумаг, принадлежащих Банку России,
за счет обмена облигаций федерального
займа (ОФЗ) с нерыночными характеристиками
на ликвидные выпуски, что должен способствовать
повышению эффективности использования
данного инструмента.
Обязательные резервные требования
по-прежнему используются Банком России
в качестве прямого инструмента регулирования
ликвидности банковского сектора. Вместе
с тем в целях предоставления кредитным
организациям возможности оперативно
управлять собственной ликвидностью Банк
России будет продолжать поэтапное увеличение
коэффициента усреднения обязательных
резервов.
В целях повышения эффективности
операций рефинансирования (кредитования)
кредитных организаций Банк России в течение
2008 года продолжил работу по созданию
единого механизма рефинансирования.
При этом основной задачей Банка России
является создание системы, которая предоставит
любой финансово стабильной кредитной
организации возможность получать внутридневные
кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты
на срок до 1 года под любой вид обеспечения.
Снижение ставки рефинансирования в соответствии
с уменьшением темпов инфляции будет способствовать
поддержанию стабильного значения реальной
процентной ставки и снижению инфляционных
ожиданий участников рынка.
Последовательное сужение коридора
процентных ставок по операциям Банка
России на денежном рынке остается стратегическим
направлением процентной политики в 2013
году.
Банк России рассмотрел три
варианта условий проведения денежно-кредитной
политики в 2011 - 2013 годах, которые соответствуют
прогнозам Правительства Российской Федерации.
Первые два варианта предполагают ухудшение
ценовой внешнеэкономической конъюнктуры
в среднесрочном периоде, третий - ее улучшение.
В 2011-2013 годах темпы прироста
спроса на деньги были замедлены. При этом
темпы прироста денежной массы М2 составил
20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.
При принятии решений в области
денежно-кредитной политики Банк России
будет опираться на широкий спектр макроэкономических
и финансовых показателей, а также на денежные
агрегаты, характеризующие текущие монетарные
условия и являющиеся индикаторами будущего
инфляционного давления.
Значение конституционных основ
банковского права состоит в следующем.
Во-первых, они программируют банковскую
деятельность, распространяя на нее правовой
режим предпринимательства и устанавливая
свободу передвижения капитала и финансовых
услуг (ст. 8 Конституции РФ).
Статус, задачи, функции, полномочия
и принципы организации и деятельности
Банка России законодательно определяются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и другими федеральными
законами. Согласно Конституции Российской
Федерации главной задачей Банка России
является защита и обеспечение устойчивости
рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» основными целями
деятельности Банка России являются: укрепление
покупательной способности и курса рубля
по отношению к иностранным валютам; развитие
и укрепление банковской системы России:
обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов. Реализация
этих целей осуществляется Банком России
независимо от органов государственной
власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации
и ст. 5 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»).
Получение прибыли не входит в цели деятельности
Банка России[2].
Государство на уровне Конституции
создает гарантии сферы реализации банковских
услуг, устанавливая при этом некоторые
правила и принципы.
Среди принципов можно рассматривать
указанные в ст. 8 Конституции РФ свобода
экономической деятельности, конкуренцию,
равную защиту всех форм собственности
и др.
Во-вторых, конституционные
основы устанавливают тот минимум гарантий
прав и интересов участников банковских
правоотношений, который не может быть
ограничен специальными банковскими нормами.
К числу таких прав и свобод нужно отнести
право на собственность, право на информацию,
право на защиту и т.п.
На первый взгляд может показаться,
что указанные права и свободы соотносятся
только со статусом гражданина в Российской
Федерации и не могут распространяться
на юридических лиц. В действительности
это не так, и подтверждением тому может
служить постановление Конституционного
Суда РФ по делу о проверке конституционности
пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской
Федерации «О федеральных органах налоговой
полиции». Это постановление имеет существенное
значение для решения большого числа проблем,
и не только проблем банковского права.
В данном же случае необходимо
отметить, что Конституционный Суд Российской
Федерации установил, что конституционные
права человека и гражданина распространяются
на юридических лиц в той степени, в какой
эти права могут быть к ним применимы.
Следовательно, конституционные
гарантии прав и законных интересов должны
распространяться и на банки как юридические
лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой
формы последних.
В-третьих, конституционные
нормы создают основу для единообразного
банковского правового регулирования.
Это выражается в том, что в соответствии
со ст. 71 Конституции РФ установление правовых
основ единого рынка, финансовое, валютное,
кредитное регулирование, денежная эмиссия
отнесены к компетенции Российской Федерации.
Поэтому любые акты субъектов Российской
Федерации, принимаемые по этим вопросам,
следует считать незаконными[5].
1.2 Характеристика
эмиссионной деятельности ЦБ
РФ и опыт зарубежных стран
Эмиссия наличных денег осуществляется
децентрализованно. Это связано с тем,
что потребность коммерческих банков
(именно она определяет размер эмиссии)
в наличных деньгах зависит от потребности
в них юридических и физических лиц, обслуживаемых
этими банками, а она постоянно меняется.
Поэтому каждый раз завозить деньги из
Центра, чтобы удовлетворить эту потребность,
было бы не только нецелесообразно (из-за
многократно возрастающих издержек обращения),
но и невозможно[3].
Эмиссию наличных денег проводят
ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ).
Они открываются в различных регионах
страны и выполняют расчетно-кассовое
обслуживание расположенных в этих регионах
коммерческих банков. Для эмиссии наличных
денег в расчетно-кассовых центрах открываются
резервные фонды и оборотные кассы. В резервных
фондах хранится запас денежных знаков,
предназначенных для выпуска их в обращение,
в случае увеличения потребности хозяйства
данного региона в наличных деньгах. Эти
денежные знаки не считаются деньгами,
находящимися в обращении, поскольку они
не совершают движения, являются резервом[3].
В оборотную кассу расчетно-кассового
центра постоянно поступают наличные
деньги от коммерческих банков, но и из
нее постоянно выдаются наличные деньги.
Таким образом деньги в оборотной кассе
пребывают в постоянном движении; они
считаются деньгами, находящимися в обращении.
Если сумма поступлений наличных денег
в оборотную кассу расчетно-кассового
центра превышает сумму выдач денег из
нее, то деньги изымаются из обращения.
При этом они переводятся из оборотной
кассы РКЦ в ее резервный фонд.
Резервными фондами РКЦ распоряжаются
управления (городские, областные, республиканские)
Центрального банка России. Если в результате
действия банковского мультипликатора
у данного коммерческого банка возрастает
величина денег на депозитных счетах,
то в результате: а) увеличивается и потребность
клиентов в наличных деньгах;
б) увеличивается свободный
резерв коммерческого банка.
Расчетно-кассовые центры обязаны
выдавать коммерческим банкам бесплатно
наличные деньги в пределах их свободных
резервов. Поэтому, если у большинства
коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ,
возрастет потребность в наличных деньгах,
а поступления денег в их операционные
кассы эквивалентно не возрастет, то расчетно-кассовый
центр вынужден будет увеличить выпуск
наличных денег в обращение. Для этого
он на основе разрешения управления Центрального
банка РФ переведет наличные деньги из
резервного фонда в оборотную кассу расчетно-кассового
центра. Для данного расчетно-кассового
центра это будет эмиссионной операцией,
хотя в целом по стране эмиссии наличных
денег может и не произойти.
При осуществлении эмиссии
одним расчетно-кассовым центром другой
расчетно-кассовый центр может в то же
время дополнительно изъять аналогичную
сумму наличных денег, поэтому общая масса
денег в обращении может и не измениться.
Сведениями о том, произошла или не произошла
в данный день эмиссия, располагает только
Правление Центрального банка, где составляется
ежедневный эмиссионный баланс.
Деньги, эмитируемые расчетно-кассовым
центром в обращение, поступят в операционные
кассы коммерческих банков, откуда будут
выданы клиентам этих банков, т.е. поступят
или в кассы предприятий, или непосредственно
населению. При этом деньги списываются
со счетов клиентов до востребования.
Следовательно, наличные деньги
трансформируются из безналичных денег,
находящихся на депозитных счетах, и представляют
собой составную часть денежной массы,
созданной коммерческими банками, в результате
действия механизма банковского мультипликатора.
В России на долю наличных денег приходится
1/3 всей денежной массы.
Денежная эмиссия - создание
и поступление в денежный оборот различных
платежных средств. Потребность хозяйственного
оборота и государства в деньгах стимулирует
рост денежной массы и определяет эмиссию
денег.
Под собственно денежной эмиссией
понимается выпуск в обращение дополнительного
количества денежных знаков и платежных
средств, приводящий к росту денежной
массы.
Задача эмиссии - погасить государственные
расходы или нарастить денежную массу
для нужд экономики.
Эмиссия называется наличной,
когда в оборот вводятся наличные денежные
средства (банкноты и монеты); и безналичной
- когда эмитируются безналичные деньги.
Эмиссия безналичных денег
первична и осуществляется посредством
зачисления дополнительно выпускаемых
денег на корреспондентские счета в кредитных
институтах (банках) в виде кредитов Центрального
банка или бюджетных ассигнований, эмиссия,
кредитный, наличный деньги
Эмиссию наличных денег проводят
Центральный банк РФ и его расчетно-кассовые
центры (РКЦ). Они открываются в различных
регионах страны и выполняют расчетно-кассовое
обслуживание расположенных в этих регионах
коммерческих банков. Для эмиссии наличных
денег в расчетно-кассовых центрах открываются
резервные фонды и оборотные кассы. В резервных
фондах хранится запас денежных знаков,
предназначенных для выпуска их в обращение,
в случае увеличения потребности хозяйства
данного региона в наличных деньгах. В
оборотную кассу расчетно-кассового центра
постоянно поступают наличные деньги
от коммерческих банков, но и из нее постоянно
выдаются наличные деньги. Таким образом,
деньги в оборотной кассе пребывают в
постоянном движении; они считаются деньгами,
находящимися в обращении[14].
Наличные деньги трансформируются
из безналичных денег, находящихся на
депозитных счетах, и представляют собой
составную часть денежной массы, созданной
коммерческими банками, в результате действия
механизма банковского мультипликатора.
Банковский мультипликатор
представляет собой процесс увеличения
(мультипликации) денег на депозитных
счетах коммерческих банков в период их
движения от одного коммерческого банка
к другому.
Управление механизмом банковского
мультипликатора, следовательно, эмиссией
безналичных денег осуществляется исключительно
Центральным банком, в то время как эмиссия
производится системой коммерческих банков.
Центральный банк, управляя механизмом
банковского мультипликатора, расширяет
или сужает эмиссионные возможности коммерческих
банков, тем самым выполняя одну из основных
своих функций - функцию денежно-кредитного
регулирования.