Ямайская валютная система: особенности и проблемы функционирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:26, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является изучение теоретических основ Ямайской валютной системы. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: дать определение мировой валютной системе охарактеризовать этапы развития мировой валютной системы изучить факторы, способствовавшие распаду Бреттонвудской валютной системы провести сравнительный анализ Ямайской и Бреттонвудской валютных систем охарактеризовать положение стран в Ямайской валютной системе
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….…4 1. Эволюция мировой валютной системы..............................................................5 1.1 Понятие и элементы валютной системы…………………………………….…5 1.2 Предпосылки создания Ямайской валютной системы……………………..…7 1.3 Основные характеристики Ямайской валютной системы………………..….10 2. Функционирование развивающихся стран в рамках Ямайской валютной системы……………………………………………………………………………...14 3. Проблемы функционирования Ямайской валютной системы……………..…19 Заключение……………………………………………………………………….…22 Список использованных источников…………………………………………...…23
Валютная система, основанная
на ключевой роли одной валюты (доллара
США), могла сохранять устойчивость только
при гегемонии США в мировой экономике,
на которые в 1940-х гг. приходилось 75% золотовалютных
резервов мира, более 50% промышленного
производства и 30% экспорта капиталистических
стран. Долларовые резервы центральных
банков к концу 1964 года выросли до величины
золотого запаса США. В 1965 году президент
Франции Шарль де Голль потребовал обменять
принадлежащие Франции доллары США на
золото. В обмен на 750 миллионов долларов
Франция получила 825 тонн золота. Вслед
за Францией о желании обменять доллары
на золото заявили Германия, Канада, Япония
и другие страны. Золотой запас США быстро
уменьшился в два раза. В марте 1968 года
американцы впервые ограничивают свободный
обмен долларов на золото внутри страны.
Появляется неофициальный рынок золота.
К 1970-м гг. золотовалютные запасы перераспределились
в сторону Европы: 75 млрд. долларов против
11,1 млрд. долларов у США. Появились значительные
проблемы с международной ликвидностью,
так как добыча золота была невелика по
сравнению с ростом объёмов международной
торговли. Доверие к доллару, как резервной
валюте, дополнительно падало из-за гигантского
дефицита платежного баланса США. Образовались
новые финансовые центры (Западная Европа,
Япония), и их национальные валюты начали
постепенно также использовать в качестве
резервных. Это привело к утрате США своего
абсолютного доминирующего положения
в финансовом мире.
Отчетливо проблемы данной
системы были сформулированы в дилемме
(парадоксе) Триффина: «Эмиссия ключевой
валюты должна соответствовать золотому
запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия,
не обеспеченная золотым запасом, может
подорвать обратимость ключевой валюты
в золото, что вызовет кризис доверия к
ней. Но ключевая валюта должна выпускаться
в количествах, достаточных для того, чтобы
обеспечить увеличение международной
денежной массы для обслуживания растущего
количества международных сделок. Поэтому
её эмиссия должна происходить, невзирая
на размер ограниченного золотого запаса
страны-эмитента».
Противоречия Бреттонвудской
системы, прежде всего, между национальным
характером доллара и фунта стерлингов
и их использованием как международного
платежного средства, постепенно ее расшатали
по мере укрепления позиций Западной Европы
и Японии. С конца 1960х гг. разразился кризис
этой системы. [11, стр.257]
В этой ситуации США, в сущности,
полностью потеряли свою способность
осуществлять обмен долларов на золото
по фиксированной цене и, таким образом,
содержать его функцию международной
резервной валюты. Определяя это, 15 августа
1971 г. Президент Р. Никсон принял решение
о прекращении конвертируемости доллара
в золото. Отход от одного из определяющих
принципов Бреттонвудской системы означал
ее фактический крах и соответствующее
изменение сил в мировой экономике.
Нобелевский лауреат по экономике
1999г Р. Манделл считает, что «система развалилась
в начале 1970-х годов потому, что США отвергли
идею повышения цены на золото и тем самым
лишили обоснования взаимосвязь между
долларом и золотом, а не потому, что фиксированный
обменный курс не годился. Фактически,
если бы США повысили стоимость золота,
система функционировала бы еще два или
три десятилетия». [2/2]
Таким образом, к предпосылкам
появления Ямайской валютной системы
можно отнести:
Существенное превышение мирового
экспорта (более чем в 2 раза) над добычей золота
Огромный дефицит платежного
баланса США из-за оттоков доллара из страны,
что привело к формированию евро долларового рынка и снижению
доверия к доллару США как к резервной
валюте
Образование новых финансовых
центов (Западная Европа, Япония), что привело
к утрате гегемонии США на мировых финансовых
ранках
1.3. Основные характеристики
Ямайской валютной системы
Кризис Бреттонвудской системы
породил обилие проектов валютной реформы:
от проекта создания коллективной резервной
единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной
золотом и товарами, до возврата к золотому
стандарту.
Поиски выхода из валютного
кризиса велись долго – вначале в академических,
а затем и в правящих кругах и многочисленных
комитетах. «Комитет двадцати» МВФ подготовил
в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной
системы. Он фактически закончил эпоху
золотодевизного стандарта. Считается,
что именно в 1976 году в городе Кингстоне
произошла окончательная утрата золотом
своей функции мировых резервных денег,
или демонетизация золота.
Соглашение (январь 1976 г.) стран-членов
МВФ в Кингстоне (Ямайка) и ратифицированное
требуемым большинством стран-членов
в апреле 1978 г. второе изменение Устава
МВФ оформили следующие принципы четвертой
мировой валютной системы:
Официально отменен золотой
стандарт и золотые паритеты (отменена
привязка валют к золоту, как для внутренних, так и для международных операций).
Вместо золотодевизного стандарта
введен стандарт СДР, которые можно использовать
как «мировые деньги» для формирования
валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет
МВФ. В функции СДР также входит регулирование
платежных балансов и соизмерение стоимости
национальных валют. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы было подписано странами - членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г.
Помимо СДР, резервными валютами
официально были признаны доллар США,
фунт стерлингов, швейцарский франк, японская
иена, марка ФРГ, французский франк (последние
две трансформировались в евро);
Юридически завершена демонетизация
золота: отменены его официальная цена,
золотые паритеты, прекращен размен долларов
на золото. По Ямайскому соглашению золото
не должно служить мерой стоимости и точкой
отсчета валютных курсов.
Установлен режим свободно
плавающих валютных курсов: их котировка
формируется на валютном рынке на основе
спроса и предложения. В «свободном плавании»
находятся валюты США, Канады, Великобритании,
Японии, Швейцарии и ряда других стран.
Однако часто центральные банки этих стран
поддерживают курсы валют при их резких
колебаниях. Именно поэтому говорят об
«управляемом», или «грязном», плавании
валютных курсов.
Государства могут самостоятельно
определять режим формирования валютного
курса из нескольких вариантов. В силу разной устойчивости
валют, а также разных интересов в соответствии
с классификацией МВФ действуют 3 основных
режима валютных курсов:
Фиксированный. Фиксированный валютный курс
имеет целый ряд разновидностей:
курс национальной валюты фиксирован
по отношению к одной добровольно выбранной
валюте. Курс национальной валюты автоматически
изменяется в тех же пропорциях, что и
базовый курс. Обычно фиксируют курсы
своих валют по отношению к доллару США,
европейскому евро.
курс национальной валюты фиксируется
к СДР.
«корзинный» валютный курс.
Курс национальной валюты привязывается
к искусственно сконструированным валютным
комбинациям. Обычно в данные комбинации
(или корзины валют) входят валюты основных
стран – торговых партнеров данной страны.
курс, рассчитанный на основе
скользящего паритета. Устанавливается
твердый курс по отношению к базовой валюте,
но связь между динамикой национального
и базового курса не автоматическая, а
рассчитывается по специально оговоренной
формуле, учитывающей различия (например,
в темпах роста цен). [4, стр.319]
Смешанный. Смешанное плавание также имеет
ряд разновидностей. Во-первых, это групповое
плавание. Оно характерно для стран, входящих
в ЕВС. Для них установлены два режима
валютных курсов: внутренний – для операций
внутри Сообщества, внешний – для операций
с другими странами. Между валютами стран
ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный
на основе отношения центральных курсов
к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы
валют совместно «плавают» по отношению
к любой другой валюте, не входящей в систему
ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных
режимов принадлежит режим специального
курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты,
Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали»
курсы своих валют к цене на нефть. [1, стр.392]
Плавающий. В «свободном плавании» находятся
валюты США, Канады, Великобритании, Японии,
Швейцарии и ряда других стран. Однако
часто центральные банки этих стран поддерживают
курсы валют при их резких колебаниях.
Именно поэтому говорят об «управляемом»,
или «грязном», плавании валютных курсов.[1, стр. 391-392]
Важную роль играют специальные
права заимствования – СДР. В рамках Ямайской
валютной системы они являются одним из
официальных резервных активов. Участниками
системы СДР могут быть только страны-члены
МВФ. Однако членство в Фонде не означает
автоматического участия в механизме
СДР. В качестве международного платежного
средства СДР используются в ограниченном
круге межгосударственных операций. Не
достигнута главная цель СДР: они направляются
на приобретение конвертируемой валюты
не столько в целях покрытия дефицита
платежного баланса (24% их общего объема),
сколько для погашения задолженности
стран по кредитам МВФ. Роль СДР по сравнению
с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда
позитивных моментов в СДР, что делает
возможным их использование как базы много
валютных оговорок, они не обладают абсолютной
приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности
сопоставлений и урегулирования сальдо
платежного баланса. МВФ создал Департамент
СДР в целях активизации операций с этой
коллективной счетной валютной единицей
как наднациональным резервно-платежным
средством, поскольку использование в
этом качестве национальных валют противоречит
логике интернационализации хозяйственных
связей.
Механизм действия Ямайской
валютной системы можно описать так. Страны-члены
МВФ получили определенную долю СДР в
соответствии с долями в основном капитале
фонда. СДР функционируют только как расчетные
единицы, при определенных условиях они
могут быть обращены в национальную валюту.
С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную
котировку СДР на основе средневзвешенного
курса валютной корзины, состоявшей из
следующих валют: доллар США — 42 %, немецкая
марка — 19 %, французский франк, английский
фунт стерлингов, японская иена — по 13
% (в соответствии с удельным весом валют
в международной торговле, они периодически
пересматриваются).
Как всегда, сохраняется преемственная
связь новой мировой валютной системы
с предыдущей. Эта закономерность проявляется
при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской
валютных систем. За стандартом СДР скрывается
долларовый стандарт. Хотя усиливается
тенденция к валютному плюрализму, пока
отсутствует альтернатива доллару как
ведущему международному платежному и
резервному средству, золото юридически
демонетизировано, но фактически сохраняет
роль валютного товара в модифицированной
форме; в наследие от Бреттонвудской системы
остался МВФ, который осуществляет межгосударственное
валютное регулирование. По замыслу Ямайская
валютная система должна быть более гибкой,
чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться
к нестабильности платежных балансов
и валютных курсов. Однако Ямайская валютная
система периодически испытывает кризисные
потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования
в целях решения основных валютных проблем.
[3 стр80]
Главным практическим значением
новой системы стал отказ от фиксированных
валютных курсов, в основе которых лежало
золотое содержание валют, к плавающим
валютным курсам. Рынок золота из основного
денежного рынка превратился в разновидность
товарного рынка.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
В РАМКАХ ЯМАЙСКОЙ
ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
Развивающиеся
страны, будучи членами МВФ, участвуют
в мировой валютной системе, с которой
связаны их национальные валютные системы.
Являясь членами МВФ и других валютно-кредитных
и финансовых организаций, будучи крупными
заемщиками на мировом рынке капиталов,
освободившиеся страны непосредственно
участвуют в мировой валютной системе,
с которой связаны их национальные валютные
системы. Эта связь осуществляется через
национальные банки и органы, обслуживающие
и регулирующие валютные отношения, и
обеспечивается межгосударственным регулированием
через МВФ. Освободившиеся страны, овладев
эмиссионным механизмом, создали национальные
центральные банки, которые выпустили
в обращение национальную денежную единицу.
Однако в МВС они занимают подчиненное
место, что объясняется их отсталым социально-экономическим
положением. Например, на долю развивающихся
стран приходится лишь 1/4 объема эмиссии СДР, поскольку
их распределение зависит от размера взноса
в капитал Фонда. Развивающиеся страны
при распределении СДР получают ограниченные
суммы, не превышающие 1/4 от общего объема.
Поэтому указанные государства призывают
пересмотреть правила выпуска СДР. В связи
с этим ими выдвинут «принцип связи», предусматривающий:
произвести замену существующего
метода распределения СДР (согласно квоте
в МВФ) на метод, базирующийся на размерах
ВВП и других экономических показателях;
распределение СДР не через
МВФ, а через МБРР и региональные банки;
добровольное перечисление
развитыми странами части своей доли в
выпуске СДР организациям развития и помощи
развивающимся государствам;
использование СДР в первую
очередь не только на покрытие дефицита
баланса международных расчетов освободившихся
стран, но и на цели их экономического
развития.
Развитые государства,
опасаясь бесконтрольного роста выпуска
СДР, не приняли «принципа связи».
Ямайское валютное
соглашение зафиксировало также принцип
демонетизации золота. Национальным валютным
органам и МВФ разрешено проводить операции
с золотом по рыночной цене. Фонд возвратил
своим членам около 25 млн унций золота
и столько же распродал на золотых аукционах
по рыночным ценам. Образовавшиеся на
основе этого средства были перечислены
в доверительный фонд МВФ для предоставления
льготных кредитов развивающимся странам.
Всего из доверительного фонда было предоставлено
кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на
срок от 5,5 до 10 лет по 0,5-1% годовых, в том
числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру,
Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.). После
исчерпания средств доверительного фонда
его операции в 1981 г. были приостановлены.
Таким образом, в результате официальной
демонетизации золота и перехода к рыночным
ценам на желтый металл развивающиеся
страны получили лишь незначительные
выгоды. [14, стр 104]
Ямайская система
предоставила членам МВФ право выбирать
режим валютного курса. В то время, как
развитые страны выбирают плавающий валютный
курс, развивающиеся используют несколько
различных режимов.
Наиболее популярной
является привязка курса национальной
валюты к денежной единице более развитой
страны (так называемая «одновалютная
привязка»). Здесь лидирующие позиции
занимает доллар США: к нему привязаны
валюты 30 стран. Второе место прочно закрепилось
за евро: он является «якорной» валютой
для 15 стран. СДР и здесь потеряли свои
позиции: только 2 страны фиксируют курсы
своих валют по отношению к ним.
Около десяти
стран определяют курс своей валюты исходя
из «корзины валют», в которую входят валюты
ближайших торговых партнеров государства.
Так, например, в индийскую корзину входят
дола США, английский фунт стерлингов,
японская иена, евро. В корзине белорусского
рубля можем выделить доллар США, российский
рубль и евро.