В отдельных развивающихся
странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия)
курс национальной валюты определяется
центральным банком исходя из ряда основных
макроэкономических показателей, таких,
как изменений цен на главный экспортный
товар, соотношение темпов инфляции в
своей стране и в государствах – торговых
партнерах и др.
Развивающиеся
государства с более устойчивым валютно-экономическим
положением (некоторые нефтедобывающие
страны Персидского залива, Республика
Корея) с теми или иными ограничениями
перешли к плавающему курсу своих валют.
[7, стр 105]
Наконец, около
25 стран, выбрав какой-либо режим валютного
курса, одновременно практикуют множественность
курсов своей валюты: по экспорту, импорту
или во внешней торговле в целом. Суть
множественности курсов состоит в том,
что на различные экспортные товары вводятся
курсы, отличающиеся от курса центрального
банка страны. Как правило, более низкий
курс устанавливается на те товары, в экспорте
которых заинтересована данная страна.
Тогда при обмене заработанной на внешних
рынках иностранной валюты на национальную
экспортер получает большее количество
национальных денег, т.е. своего рода экспортную
премию. Последняя, в свою очередь, может
быть использована для расширения производства
определенной экспортной продукции. В
международной практике широко известны
«изюмный» курс Турции, «хлопковый» - Египта,
«кофейный» - Бразилии и др. Эффективность
множественности курсов, однако, не очень
велика при сильной инфляции в этих странах.
Инфляция размывает и искажает ценовые
пропорции внутри страны, в результате
чего экспортеры или импортеры не получают
необходимых экономических импульсов
даже при наличии льготных валютных курсов.
(105)
Нередки случаи,
когда развивающиеся страны меняют режимы
валютных курсов, переходя от одного режима
к другому. Например, ряд стран нарушают
общую закономерность, возвращаясь от
плавающего к фиксированному режиму валютного
курса. К ним относятся Аргентина, которая
ввела валютное правление в 1991 г., и Гонконг,
перешедший на аналогичный режим в 1983
году. Во второй половине 1990-х годов систему
валютного правления ввели несколько
стран с переходной экономикой. [1/1] Так,
Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а
через несколько месяцев к доллару, в котором
устанавливаются цены на нефть - главный
экспортный товар страны. Таиланд в 1997
г отошел от режима валютного курса бата
на основе корзины валют главных торговых
партнеров и перешел к режиму регулируемого
плавания своей денежной единицы. Тогда
же Южная Корея перешла от прикрепления
воны к доллару США к свободному плаванию.
При этом и бат и вона были значительно
девальвированы. Соображения, которые
подвигают развивающиеся страны переходить
от одного способа формирования валютного
курса к другому, весьма разнообразны.
К ним можно отнести и неустойчивое экономическое
положение, и отсутствие необходимого
опыта в формировании валютного курса.
Таким образом,
предоставляя свободу выбора режима валютных
курсов, Ямайское соглашение расширило
для этой группы стран возможности проведения
более самостоятельной валютной политики,
усилило тенденцию к валютному полицентризму.
Вместе с тем многие из развивающихся
стран обладают небольшими и довольно
слабыми финансовыми рынками, где несколько
крупных сделок могут вызвать чрезвычайную
волатильность1 обменного курса. То есть
развивающиеся страны в большинстве случаев не в
состоянии эффективно защитить свои денежные
единицы от резких колебаний курсов валют
развитых государств и от обстановки на
валютных рынках и нуждаются в активном регулировании
валютного курса. [1/1]
Совместное плавание в рамках
валютной группировки вносит немалый
разлад в хозяйство развивающихся стран
и их торговые связи за рамками группировок.
Резкие колебания курсов дестабилизируют
валютные резервы, которые страны хранят
в Нью-Йорке, Париже и других мировых финансовых
центрах.
Для стабилизации валютных
курсов развивающиеся страны в принципе
используют те же экономические и административные
методы валютной политики, что и развитые
страны. Однако соотношение этих инструментов
в процессе применения, цели валютной
политики молодых государств, ее значение
в регулировании экономики существенно
различаются. Главная направленность
валютной политики состоит в стремлении
ослабить валютно-экономическую зависимость
от более развитых стран и создать благоприятные
условия для развития национальной экономики.
Это проявляется в следующих конкретных
формах:
- открепление валют молодых
государств от валют развитых стран, возглавлявших
распавшиеся ныне валютные зоны (фунта
стерлингов, португальского эскудо и др.).
Место этих валют, как правило, занял доллар
США. Но некоторые развивающиеся страны
отказались от прикрепления своих денежных
единиц к доллару в связи с его девальвациями
в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению
курса на базе различных валютных корзин.
Только 14 стран — членов зоны французского
франка (единственной сохранившейся из
прежних валютных группировок) продолжают
прикреплять свои валюты к франку;
- внедрение валют некоторых
развивающихся стран — экспортеров нефти
в международные расчеты (например, кувейтский
динар служит валютой займов стран — членов
ОПЕК иностранным заемщикам);
- возникновение региональных
счетных валютных единиц в рамках интеграционных
группировок развивающихся стран, в частности
экспортеров нефти (арабский динар, исламский
динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.); создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).
Каждая развивающаяся страна,
проводя свою валютную политику, увязанную
с регулированием экономической конъюнктуры,
стремится, как правило, выравнивать дефицит
платежного баланса, сдерживать импорт
и поощрять экспорт товаров, защищать
национальные валютные резервы. Для этого
применяются следующие основные методы
валютной политики:
- Регулирование валютного курса
путем использования различных режимов
— фиксированных, плавающих, множественных,
а также путем девальвации и изредка ревальвации.
Практикуется множественность валютных
курсов. Девальвации валют развивающихся
стран часто бывают вынужденными. В частности,
снижение курса валюты-лидера развитой
страны, к которой прикреплена денежная
единица развивающихся стран, автоматически
влечет за собой падение и ее курса. Нередко
требование о девальвации содержится
в стабилизационной программе МВФ. Обычно
девальвации валют развивающихся стран
малоэффективны в аспекте их влияния на
экспорт, так как для расширения экспортного
производства необходимы капитальные
вложения. Девальвация не сдерживает импорт
в силу зависимости от иностранного оборудования
и других товаров. К тому же повышение
цен импортируемых товаров в связи с девальвацией
усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания
плавающего валютного курса снижают положительное
влияние его падения на платежный баланс.
2. Разные формы валютных
ограничений по текущим и финансовым
операциям платежного баланса. Они
активно используются в целях
защиты национальной экономики,
выравнивания платежного баланса
(путем сдерживания оттока капиталов,
ограничения переводов за границу).
В ряде развивающихся стран
валютные ограничения содействуют
в той или иной степени развитию
национальной экономики, особенно
если сочетаются с другими
мерами ее поддержки и стимулирования,
например с торговыми ограничениями,
снижением процентных ставок. В
рамках региональных экономических
и валютных группировок, которые
охватывают государства Азии, Африки,
Латинской Америки, валютные ограничения
в основном отменены, но применяются
по отношению к третьим странам.
3. Заключение межгосударственных
платежных и клиринговых соглашений
в целях экономии валютных
резервов (Азиатский клиринговый
союз, Западноафриканская клиринговая
палата и др.).
4. Развитие валютного
сотрудничества и интеграции
развивающихся стран путем создания
собственных валютных группировок,
совместных валютных фондов для
покрытия дефицита платежного
баланса. Валютная интеграция как
составная часть экономической
интеграции имеет целью:
- обеспечить валютную стабилизацию,
которая является условием нормального
развития интеграционного процесса в
различных сферах экономики
- оградить освободившиеся страны
от негативных процессов в экономике и
на валютных рынках развитых стран.
На валютное положение развивающихся
стран негативное воздействие оказывают
девальвации (или резкое падение курсов)
валют развитых стран, поскольку:
- обесцениваются валютная выручка
и резервы развивающихся стран, выраженные
в девальвированной валюте;
- удорожается импорт в связи с автоматическим понижением
курса национальной валюты;
- ухудшаются условия внешней
торговли, так как обычно иностранные
фирмы-экспортеры повышают цены на свои
товары сразу после девальвации;
- усиливается импортируемая
инфляция через механизм внешнеторговых цен.[8, стр 106]
Ямайскими решениями предусматривается
возрастание роли МВФ в регулировании
мировой валютной системы. Неоднократно
проведено увеличение взносов стран-членов
в Фонд, причем доля развивающихся государств
была несколько увеличена и составляла
в 90-х годах около 35%.
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
Функционирование Ямайской
валютной системы противоречиво. Ожидания,
связанные с введением плавающих валютных
курсов, исполнились лишь частично. Этой
противоречивости есть несколько причин.
Во-первых, разнообразие возможных
вариантов при выборе валютных курсов
государствами, предоставленное новой
валютной системой. При этом режимы валютных
курсов в чистом виде не практикуются
уже довольно длительное время. Например,
количество стран, привязавших свою валюту
к доллару в период с 1982г. по 2001 г. сократилось
с 38 до 20, к СДР – с 11 до 5, а в последствии
и до 4. При этом следует отметить, что в
1982г. только 8 стран осуществляли независимое
плавание, в то время как в 1994г. – 52. Стоит
заметить, что это было не чистое плавание,
а управляемое, т.к. курс валют поддерживался
при помощи интервенции государства.
Во-вторых, сохранение долларом
США лидирующих позиций. Этот факт объясняется
рядом обстоятельств:
- со времен Бреттонвудской системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств государств
- альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и
транзакционные валюты будут постоянно
в дефиците до тех пор, пока платежные
балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Швейцария, Япония),
имеют стабильное активное сальдо
- евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению МВС необходимым средством для трансакций [3, стр. 208]
Ямайская система более гибко,
чем Бреттонвудская, приспособилась к
нестабильности платежных балансов и
платежных курсов и новой расстановке
сил в мире. Вместе с тем ее функционирование
порождает ряд сложных проблем.
Проблема СДР
Итоги функционирования СДР
с 1970 г. свидетельствуют о том, что они
далеки от мировых денег. Более
того, возник ряд проблем: эмиссии и
распределения,
обеспечения, метода определения курса,
сферы использования СДР. [5, стр 80]
Объем
эмиссии СДР незначителен.
В соответствии с принципом распределения СДР между
странами пропорционально их взносу в
капитал МВФ на долю развитых стран приходится
свыше 2/3 выпущенных СДР, в том
числе семи наиболее экономически развитых
более половины. Стоит отметить, что США получили
около 23%, столько же, сколько развивающиеся
страны, что вызывает недовольство последних.
Другой важной проблемой СДР является
их обеспечение. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась
к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому
содержанию доллара того периода. Отсюда
их первоначальное название «бумажное
золото». [17, стр. 81] Поэтому условная стоимость СДР зависела
от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. было отменено
золотое содержание СДР, так как
привязка к золоту затрудняла их использование
в расчетах между центральными банками.
В связи с этим с 1 июля 1974 г. курс СДР определялся
на основе валютной корзины - средневзвешенного
курса 16 валют стран, внешняя торговля
которых составляла не менее 1% мировой
торговли. С января 1981 г. валютная
корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить
расчет условной стоимости СДР, а с 1999 г. до 4 валют в связи
с введением евро, заменивших марку ФРГ и французский
франк в этой валютной корзине. Валютная корзина придала определенную
стабильность СДР по сравнению
с национальными валютами. Но вопреки
замыслу СДР не стали
эталоном стоимости, главным международным
резервным и платежным
средством. СДР в основном
применяются в операциях МВФ как коэффициент
пересчета национальных валют.
Вне МВФ СДР используются
в ограниченных сферах: 1) например,
в разных международных конвенциях; 2) на мировом
рынке ссудных капиталов некоторые счета,
облигации номинированы в СДР; 3) более 10 международных
организаций получили право открывать
счета в СДР. СДР как средство накопления
валютных резервов применяют незначительно.
Не достигнута главная цель СДР: они используются
для приобретения конвертируемой
валюты не столько в целях покрытия дефицита
платежного баланса (около 26% их общего
объема), сколько для погашения задолженности
стран по кредитам МВФ.
Таким образом, концепция СДР не выполнила
своего предназначения и в результете
этого возникла необходимость ее пересмотра.