Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа
Первая половина столетия — время становления многих российских газет. Официальная газетная периодика была представлена, прежде всего, правительственным органом — «Санкт-Петербургскими ведомостями», являвшимся информационным бюллетенем. Газеты имели преимущественно официально-ведомственный характер. Возникают новые газеты, в том числе и частные. Самой крупной из них была «Северная пчела», издаваемая при "Министерстве внутренних дел (в 1829 г. газета имела 2000 подписчиков). Политическую информацию газеты получали исключительно из Министерства внутренних или иностранных дел, поэтому сообщения, касающиеся внутренней или внешней политики, выдерживались в строго правительственном духе.
Введение……….…………………………………………………………….3
Часть теоретическая.
«Вестник Европы» и его история………………………………………7
Коллектив и разработка «Вестника Европы»………………………….9
Часть практическая.
Зерно журнала – его идейность. ………………………………………12
Жанры «Вестника Европы». …………………………………………..21
Заключение. …………………………………………………………….27
Список используемой литературы. ………………………………...…28
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
"Липецкий государственный педагогический университет"
филологический факультет
Курсовая работа на тему
««Вестник Европы», русский журнал, как
зеркало общественной жизни XIX века».
Выполнила студентка группы
РЛЖ-5
Малевская Татьяна
Проверила:
Расторгуева В.С.
Липецк-2013
Содержание.
Введение……….………………………………………………
Заключение. …………………………………………………………….27
Список используемой литературы. ………………………………...…28
Введение.
Первая половина столетия
— время становления многих российских
газет. Официальная газетная периодика
была представлена, прежде всего, правительственным
органом — «Санкт-
Общественная активность
русской интеллигенции находит
выражение в журнальной деятельности.
Среди журналов большой популярностью
в начале века пользовался основанный
Н.М.Карамзиным в 1802 «Вестник Европы», который придерживался
консервативных взглядов. В нем широко
освещались вопросы политической и культурной
жизни России и зарубежных стран, публиковались
в русском переводе статьи и рассказы
из лучших иностранных журналов, произведения
выдающихся русских поэтов и писателей.
К консервативному направлению можно
отнести и журнал «Русский вестник», основанный
в 1808 г. С.Н.Глинкой. Журнал был особенно
популярен накануне и в период Отечественной
войны 1812 г. прежде всего обличением агрессивных
замыслов Наполеона, что весьма импонировало
русскому обществу. Журнал отводил немало
страниц освещению героических традиций
русского народа.
Огромное влияние на культуру России оказала
Отечественная война 1812 г. Патриотический
подъем, охвативший русское общество,
отразился и на журналистике. Журнальные
статьи становятся содержательнее, интереснее,
затрагивают и политические вопросы. Это
было особенно характерно для журнала
«Сын Отечества», который основал в 1812
г. Н.И.Греч. Греч привлек к сотрудничеству
в журнале многих либерально настроенных
публицистов и писателей. Здесь печатался
профессор А.П.Куницын. На страницах журнала
появилась басня И.А.Крылова «Волк на псарне»,
призывавшая к полному разгрому наполеоновской
армии. Журнал украшали политические карикатуры
И.И.Теребенева, высмеивавшие миф о непобедимости
французской армии. В дальнейшем Греч
эволюционирует в сторону консервативного
направления.
В 20-40-х гг. XIX в. консервативное направление
было представлено, прежде всего, изданиями
Ф.В.Булгарина — газетой «Северная пчела»
и журналом «Северный архив» (1822-1828), а
также журналом «Библиотека для чтения»
О.И.Сенковского. Именно с поэзии этого
направления Булгарин оценивал художественные
произведения некоторых западных (В.Гюго,
О.Бальзака, Ж.Санд) и русских (А.С.Пушкина,
А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, И.А.Гончарова,
И.С.Тургенева) писателей.
Консервативному направлению в журналистике
противостояло либеральное, выразителями
которого в 20-30-е гг. были журналы «Московский
телеграф» и « Телескоп», а в последующий
период «Современник» и «Отечественные
записки».
«Московский телеграф» (1825-1834) издавался
Н.А.Полевым. На страницах своего журнала
Полевой выступал как буржуазный просветитель
в защиту интересов и прав «среднего сословия»,
высмеивая в то же время отсутствие здравого
смысла у дворян. Другой отличительной
чертой журнала было разнообразие материалов:
здесь помещались наряду с литературными
произведениями статьи по истории, археологии,
экономике.
Журнал «Телескоп» (1831-1836), издававшийся
профессором Московского университета
Н.И.Надеждиным, ставил целью распространение
«отечественного просвещения». С ним сотрудничали
И.И.Панаев, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, А.И.Герцен
и др. В 1836 г. в нем было напечатано первое
из «Философических писем» П.Я.Чаадаева,
содержавшее резкую критику существующего
положения вещей. Журнал был закрыт, цензор
уволен, издатель сослан.
В 1836 г. А.С.Пушкиным был основан журнал
«Современник». Помимо беллетристических
и поэтических произведений здесь публиковались
исторические и научные статьи, воспоминания,
краткая информация о научных исследованиях
и новинках культурной жизни. В журнале
печатались видные литераторы — В.А.Жуковский,
П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.В.Гоголь.
Журнал мыслился Пушкиным не только как
сборник занимательного чтения, но и как
средство просвещения широких читательских
масс. Этим объясняется обилие научных
статей. После гибели Пушкина, журнал стал
издаваться под редакцией П.А.Плетнева
и стал менее интересным, малосодержательным.
Лишь с 1847 г., когда «Современник» возглавили
Н.А.Некрасов и И.И.Панаев, он становится
одним из самых значительных изданий эпохи.
Среди его сотрудников оказались едва
ли не все русские писатели «реалистического
направления»: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев,
Ф.М.Достоевский и др. Часто выступал в
журнале историк С.М.Соловьев. Большое
влияние на редакцию «Современника» оказывали
Герцен и Огарев, а с середины 50-х гг. XIX
в. в ее состав вошли Н.Г.Чернышевский и
Н.А.Добролюбов. В результате накануне
реформы 1861 г. «Современник» превратился
в орган русской демократии.
Влияние лидеров демократической интеллигенции
испытывал и журнал «Отечественные записки».
В 1839 г. критико-библиографический отдел
журнала возглавил В.Г.Белинский. В журнале
печатались философские статьи Герцена,
исторические исследования Грановского.
На страницах журнала пропагандировались
идеи материализма и утопического социализма.
Вокруг «Отечественных записок» группировались
наиболее талантливые писатели того времени:
И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов,
М.Е.Салтыков-Щедрин и др. Журнал превращается
в издание демократического направления,
принимавшее активное участие в утверждении
реалистического искусства.
Во второй четверти XIX в. появляются специфические
издания. Нужды промышленности, сельского
хозяйства и торговли вызвали к жизни
ряд изданий экономического и информационного
характера, таких как
«Промышленный листок», «Посредник», «Земледельческая
газета», «Листок промышленности, ремесел,
искусств и фабрик», «Купец».
Несмотря на несовершенство периодической
печати того времени, рост ее в первой
половине XIX в. оказал огромное влияние
на общественную и культурную жизнь страны.
Подобно книге, газеты и журналы распространяли
политическую, научную и культурную информацию,
привлекали внимание современников к
насущным проблемам жизни России, наконец,
приучали людей к постоянному чтению.
Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей
развития журнала «Вестник Европы» в первое
двадцатилетие XIX века.
В задачи работы входит:
1) рассмотреть процесс становления журнала «Вестник Европы»;
2) показать особенности
развития дореволюционной
3) проанализировать жанры периодической печати на примере журнала «Вестник Европы.
В работе использованы публикации отечественных исследователей, материалы периодической печати и архивные материалы Липецкой областной универсальной научной библиотеки.
В ноябрьском номере «Московских ведомостей» в 1801 году было напечатано следующее заявление Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов. Литература и политика составят две главные части его. Первая часть украсится всеми цветами новых произведений ума и чувства в Европе Политические известия будут сообщены в некотором систематическом порядке и как можно скорее ». Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а Ивану Васильевичу Попову – одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда.
Как видно, сам Карамзин понимал, что предстоит заниматься чем-то неслыханным для России: никогда раньше национальных политических журналов не было, хотя и предпринимались попытки: например, в 1790 году ученик Новикова П. А. Сохацкий начал издавать «Политический журнал» (с переменой названия выходил до 1830 года), но это было полностью переводное предприятие — дословная копия гамбургского консервативного издания. Никакой роли в русской общественной жизни журнал этот не сыграл.
Журнал Карамзина, напротив, был очень популярным, причем с первого выпуска. Во многом это обуславливалось известностью самого Карамзина: к тому времени уже состоялась публикация «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792), которые прославили писателя. Но успех мероприятия превзошел все ожидания. Периодика XVIII в. не являлась долговременной, а журнальные рубрики (критика, политика и т.д.) не были строго разграничены, поэтому издание «Вестника» следует признать новым этапом в истории русской журналистики. Издатель был вынужден допечатывать журнал с первого номера. И как журналист, и как писатель Карамзин был профессионалом и умел обеспечивать себе широкую аудиторию. «Вестник Европы» выходил дважды в месяц в течение двух лет под руководством Карамзина. Журнал продолжал существовать и после, до 1918 года, когда был запрещен. В наше время тоже существует издание с таким названием, которое, по замыслу, продолжает дело основателя.
В первом номере Николай Михайлович во вступительной статье изложил суть дела, за которое он принялся с невероятным усердием. В статье «Письмо к издателю»1 Карамзин от имени читателя из азиатской глуши дает совет быть человеколюбивым, а не осторожным, а помимо этого излагает жалобу на «бедность литературы» и подчеркивает ее наибольшую значимость из всех искусств в родной стране. Относительно политики азиатский читатель, выказав комплименты молодому монарху, пишет, что она не обещает быть слишком объемной, поскольку «вся Европа, наскучив беспорядками и кровопролитием, заключает мир, который, по всем вероятностям, будет тверд и продолжителен».
Весь «Вестник Европы» — это как бы единый монолог издателя, выражающий его политическую установку2. Но «сочинять Журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в многообразии, которого один талант (не исключая даже и Вольтерова) никогда не имел», - так пишет Карамзин во вступительной статье «Письмо к издателю»3. Эту статью многие исследователи выделяют как программную, и в ней автор дает понять, что принимается за дело не в одиночестве. Однако если полистать сам журнал, то можно заметить, что статьи в основном были анонимными.
Журнал с первого номера
четко делился на 2 части: первая
- литература и смесь, вторая – политика.
Издание состоит в основном из
переводов литературных произведений
и статей из европейских журналов,
а также отечественных
Все литераторы, участвовавшие в издании «Вестника», были близкими друзьями Николая Михайловича и были родственны ему по духу, были карамзинистами. Основой общественной и литературной концепции карамзинистов была вера в прогресс: нравственное улучшение человека, политическое улучшение государства, успехи разума и прогресс литературы составляли для них разные грани единого понятия цивилизации. Отношение к ней было, безусловно, положительным. Литература мыслилась как существенная составная часть этого поступательного развития, и успехи ее не отделялись от общих успехов просвещения.
Поскольку тексты в журнале в основном были анонимны, то трудно определить, авторами каких статей был каждый из названных выше литераторов. Но доподлинно известно, например, что литературной известностью Жуковский обязан Карамзину: в конце 1802 года в "Вестнике Европы" была опубликована элегия "Сельское кладбище" - вольный перевод произведения английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя. Элегия очень органично и глубоко связана с сентиментализмом Карамзина, была выдержана в духе журнала (его литературной части).
Сам Карамзин активно печатался в этом журнале. Он весьма последовательно излагал аудитории свои взгляды. Например, он стал автором статей «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств»4, «О любви к отечеству и народной гордости»5 и некоторых других, которые в эпоху галломании и стеснения говорить на родном языке преподавали урок патриотизма соотечественникам. Мысль Карамзина была проста: «Должно приучить россиян к уважению собственного».
Из своих произведений в «Вестнике…» он опубликовал повести Марфа Посадница, "Рыцарь нашего времени", "Моя исповедь". Помимо этого он переводил статьи зарубежных журналов и газет, а так же писал всевозможные послания: «Письмо к издателю», «История слез»6, «Письмо госпожи Жанлис из Швейцарии»7, «Великодушное дело Тверского Дворянина»8, «Забавные Шотландские Графы»9 и т.д.
Однако не все убеждения Карамзина были политического характера. Так, красной нитью сквозь литературную часть издания прошла следующая мысль Карамзина: он разделял точку зрения Фридриха Шлегеля, что художественное мнение не является художественным произведением, а потому в своем журнале старался обходиться без литературной критики. Уже в «Письме к издателю» он пишет: «Пиши, кто умеет писать хорошо: вот самая лучшая критика на дурные книги!» Однако самому писателю было трудно обойтись без выражения своего мнения о каком-либо произведении. Например, номер 9 за 1803 год начиналась со статьи «О Богдановиче и его сочинениях». В ней Карамзин рассказывал об авторе «Душеньки»: рассказав о жизни Богдановича, Карамзин обратил внимание «на сильный, хороший стих, счастливое слово, искусный переход от одной мысли к другой». Евгений Осетров, писатель и литературовед, исследователь творчества Карамзина, считает, что с этой статьи началась отечественная литературная критика.
Таким образом, при работе над журналом Карамзин привлекал своих друзей-литераторов, однако из-за анонимности трудно определить авторство статей. Но сам Карамзин подчеркивает, что работал над изданием не в одиночку, хотя Лотман и считает «Вестник Европы» монологом издателя. Журнал состоял из двух частей – литературы и политики, как было заявлено изначально, и чему автор не изменил на протяжении двух лет, хотя и создается впечатление, что второй части автор отдает предпочтение.
В книге «Сотворение Карамзина» М. Ю. Лотман10 довольно скупо пишет о работе Карамзина редактором «Вестника Европы». Не смотря на это, Лотман считает нужным обстоятельно рассмотреть идеи политического характера. Он дает емкую характеристику изданию: ««Вестник Европы» Карамзина — журнал откровенно бонапартистский».
Рассмотрим содержания нескольких номеров журнала.
1802 год, №1
Литература и смесь.
І. Письмо к издателю. стр. 3.
ІІ. Альцибиад к Периклу. стр 9.
ІІІ. Народный британский памятник. стр. 17.
IV. История французской революции, избранная из латинских писателей. стр. 20.
V. Женские парики. стр. 38.
VI. О просвещении. стр. 41.
VIІ. Жан-Жак Руссо в Тюльери. стр. 45.
VIІІ. Трогательное воспоминание. стр. 47.
IX. Меланхолия. стр. 53.
X. Портрет милой женщины. стр. 55.
XI. Анекдоты о Бонапарте, еще неизвестные. стр. 60.
XII. Нечто о нынешнем Париже. стр. 63.
Политика.
I. Всеобщее обозрение. стр. 66.
IІ. Изображение состояния Французской республики. стр. 84.
ІІІ. Смесь. стр. 98.
И приведем для сравнения следующий номер.
1802 год, №2
Литература и смесь.
І. Истина, индейская сказка. стр. 1.
ІІ. Худой отгадчик. стр 8.
ІІІ. Письмо парижских музыкантов к Гайдну. стр. 16.
IV. Людовик XVI, описанный гм. Сулави. стр. 18.
V. Письмо из Парижа. стр. 28.
VI. Король Цесарь, негр в Америке. стр. 35.
VIІ. Остров святой Елены. стр. 38.
VIІІ. Бонапарте в пирамиде. стр. 44.
IX. Странность. стр. 52.
X. Новый монумент Вергилия. стр. 58.
XI. Смесь. стр. 60.
Политика.
I. Речь депутатов французского Законодательного совета. стр. 66.
IІ. Объявление от имени
первого консула в
ІІІ. Письмо из Генуи от 12 декабря. стр. 72.
IV. Письмо из Соединенных Американских Областей. стр. 75.
V. Действие войны и революции. стр. 77.
VI. Плоды войны и мира для Франции и Великобритании. стр. 78.
VII. Письмо из С. Доминго,
французского американского
VIII. Известия и замечания. стр. 86.
В журнале два раздела: 1) Литература
и смесь. 2) Политика, - что расширяет
читательский круг, его могут читать
как мужчины, так и женщины. Множество
статей так или иначе связаны
с Францией, ее образом жизни, модой
и политикой.
В разделе «Литература и смесь» было не
много чистой литературы. В основном -
публицистика, исторические заметки, сообщения
о происшествиях и новостях.
В «Политике» освещалась политическая и военная ситуация в мире, печатались документы (речи, письма).
Информация о работе «Вестник Европы», русский журнал, как зеркало общественной жизни XIX века