Выпуск бумажного периодического издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:29, лекция

Краткое описание

Переход к выпуску газетного номера совершается в процессе его макетирования. Макет номера – это его графический план, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций и т.д. Обычно он представлен в виде уменьшенных макетов каждой из полос номера. Его особенности во многом определяются композиционной и графической моделями газеты, которые нередко конкретизируются в моделях номеров, выходящих в течение недельного или месячного цикла выпуска издания.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСК БУМАЖНОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

   Изучая  опыт наиболее эффективных экономических  организаций, руководители газетных редакций все чаще переходят к так называемой дивизиональной структуре коллектива (от англ. division – подразделение). В ее основе лежит стремление повысить уровень самостоятельности управления и работы различных подразделений коллектива. Каждому из них – отделу редакции, ее технической или коммерческой службе – передается управление его коллективом, планирование деятельности, контроль за ее результатами и, что важно, бюджетирование и реализация бюджета. Предоставление большей самостоятельности такому дивизиону редакции – административному, творческому, техническому или коммерческому – означает повышение ответственности его руководителей и работников за свою деятельность и инициирует их стремление добиться наилучших ее результатов. Это не означает, разумеется, отказа руководителя редакции – ее главного редактора – от общего управления всем коллективом. Но он не влезает, как прежде, во все детали процесса работы коллектива и ограничивается постановкой общих конечных задач и общим итоговым контролем их решения, лишь при необходимости вмешиваясь в деятельность отделов и служб.

 

 

 

 

   ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

   Его образуют редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции.

   Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).

   Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Он осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

   В уставе редакции определяется порядок  избрания или назначения главного редактора. Если редакция еще не имеет утвержденного  устава или если она состоит менее  чем из десяти человек, ее отношения  с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок  назначения главного редактора, определяются договором, который он заключает  с учредителем.

   От  деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков  редактор, такова и газета. Особенности  его характера, жизненного опыта, методов  руководства коллективом – все  сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне  издания. Поэтому к нему предъявляют  высокие требования. Кроме широких  и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, –  политикой, экономикой, культурой или  другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение  по любому вопросу, связанному с деятельностью  редакционного коллектива. Способность  оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и  оперативно скорректировать прежние  планы, задания и т.п. И затем  подкрепить свое решение организационными мероприятиями, направленными на его  реализацию.

   Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и  процессам, которые происходят в  различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и  др. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами.

   Определение целей, направления и характера  информационной политики издания главным  редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и  учредителем. Но если главный редактор – просто специалист, нанятый учредителем  для руководства редакцией и  обеспечения выпуска газеты, его  задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает  ему учредитель, владелец издания, предоставляющий  средства для его выпуска. Независимость  главного редактора и возглавляемой  им редакции в определении общественной позиции газеты резко ограничивается. Это может привести к возникновению  конфликта и замене главного редактора. Правда, для того чтобы предотвратить  противоречащее Закону о СМИ самоуправство  администрации – учредителя газеты и частую смену ее редакторов, существует определенное ограничение. А именно: при регистрации юридического лица редакции в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия администрация  заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех  лет.

   Это предполагает требовательность главного редактора ко всем его подчиненным, принципиальность и умение выдерживать  твердую линию в своей деятельности, контролировать ход выполнения принятого  решения. Важнейшая предпосылка  этого – организаторское мастерство главного редактора, его умение сплотить всех сотрудников в единый коллектив  – команду, способность каждого  из них использовать до конца, взять  от него все, что он может Дать общему делу. И воздать каждому по его заслугам.

   Понятно, что в любом случае информационная политика газеты, проводимая ее главным  редактором, является обязательной для  всех работников редакции – как в выборе тем для публикаций, так и в определении их целей и разработке.

   Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его  профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста– пишущего журналиста. Ему не нужно часто выступать в своей газете – у него для этого просто нет времени, но он должен быть всегда готов выступить сам, тогда, когда это потребуется, по самому важному, принципиальному вопросу, когда читателю необходимо узнать мнение самого главного в газете человека. И он должен выступить в этом случае не хуже любого из журналистов его редакции.

   В еще большей степени его авторитет  зависит от методов его руководства  редакцией. В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических  замечаний и спокойно реагирует  на них, использует чаще всего убеждение  и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с  уважением относятся к руководителям.

   Однако  нередко в редакциях можно  встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и  считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.

   Обязанности главного редактора усложняются  тем обстоятельством, что с вхождением средств массовой информации в информационный рынок ему часто приходится решать не только творческие и управленческие задачи, связанные с подготовкой  и выпуском газеты, но и экономические  вопросы, от которых зависит

   финансовая  и техническая база издания и  его существование. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. Однако в крупных редакционных коллективах  главному редактору приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.

   Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др. В другое время заместитель главного редактора обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.

   В редакции небольшой неежедневной газеты у главного редактора обычно один заместитель. Но в большом коллективе крупного периодического издания – краевой или общенациональной газеты главному редактору требуется поддержка нескольких – двух, трех и больше заместителей. Так, в редакции «Известий» пять заместителей главного редактора, включая так называемых шеф-редакторов, а в еженедельнике «Московские новости» – два заместителя главного редактора. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главный редактор использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска.

   Как мы знаем, в состав заместителей главного редактора нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими  службами редакции.

   Редакционная  коллегия. Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для организации деятельности редакции.

   Ранее коллегия действовала в редакциях  всех без исключения городских, областных, краевых, республиканских и центральных  газет. В наше время редколлегию  создают в соответствии с уставом  редакции газеты, если журналисты считают, что ее деятельность будет полезна  для оптимизации руководства  всем коллективом. Иногда же, как, например, в редакции «Московской правды», решают обойтись без коллегии.

   В состав редколлегии входят главный  редактор и его заместители, в  том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в  небольшой редакции редколлегии  нет, ее роль играет весь коллектив  журналистов.

   Редколлегией  руководит главный редактор. Она  имеет совещательный характер и  обсуждает все важнейшие вопросы, связанные с работой редакции, – изменения ее структуры, кадровые вопросы, моделирование и планирование ее деятельности, стимулирование лучших работников и подразделений коллектива. Редколлегия слушает отчеты руководителей подразделений коллектива. Каждый из ее членов имеет право свободно высказывать на ее заседаниях свое мнение. Поскольку в нее входят наиболее компетентные работники редакции, она способна обсуждать самые сложные вопросы с такой глубиной и обстоятельностью, которые не всегда доступны одному, даже весьма опытному руководителю. Однако в наше время уже не создают редколлегии, решения которых принимаются большинством их членов вопреки мнению главного редактора, – окончательное решение в результате коллективного обсуждения принимает руководитель коллегии – главный редактор.

   Редколлегия работает по плану и графику, известным  всем журналистам редакции. Члены  коллегии поочередно готовят обсуждение вопросов, входящих в план ее работы.

   Редакторат и редакционная коллегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.

   Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.

Информация о работе Выпуск бумажного периодического издания