Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:48, доклад
В конце XIX – начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя – известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровкий совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве – от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными.
Введение………………………………………………………………………………….3
Гиляровский – король репортажа………………………………………………………4
Гиляровский и литература………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………..10
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный университет
сервиса и экономики
Кафедра:
Журналистики
Гиляровский – король репортажа
Доклад
Исполнитель: А.Н. Никулина,
студ. 4 курс, 8 семестр
Спец. 030600.62 журналистика
Преподаватель:
В.В. Ворошилов
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение……………………………………………
Гиляровский
– король репортажа………………………………………………………
Гиляровский
и литература………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В конце XIX – начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя – известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровкий совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве – от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными.
Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады, будь то светский прием, актерская вечеринка или воровской кутеж в притонах Тишинки. Его появление в «ночлежках» не вызывало переполоха, беглые каторжники не бросались с нар наутек. Его знали, приходили в Столешники по разным делам и причинам. Чтоб сообщить об очередном происшествии, иногда в надежде просто получить двугривенный, поесть, иногда пожаловаться – «Пропишите их, моих обидчиков», попросить помощи. Информация обитателей трущоб была исключительно правдивой, очень важной для репортерской работы, особенно пока не появились телефоны. Дядя Гиляй называл нищих хитровцев «мои корреспонденты».
Многим
казалось, что дядя Гиляй – неизменный
атрибут Москвы, как Кремль или
собор Василия Блаженного. Но эта
незыблемость положения и искренняя
признательность москвичей
Гиляровский
– король репортажа
Родился Владимир Гиляровский в небольшом хуторе в Вологодской губернии 8 декабря (26 ноября) 1853 года. Однако, в 2005 году стало известно, что именно 1855 год значится в метрической книге церкви села Сяма, где крестили Владимира, появившегося на свет 26 ноября по старому стилю и крещённого 29 ноября. По мнению архивистов, ошибка справочников и энциклопедий могла быть вызвана статьёй, которую Гиляровский опубликовал в 1928 году к своему, как он считал, 75-летию.
Вскоре семья перебралась в Вологду, где его отец получил должность станового пристава. Владимир предпочитал носиться по улицам города или пропадать на рыбалке, чем корпеть над учебниками, поэтому уже в первом классе гимназии был оставлен на второй год. Со временем с учебой дела вроде бы наладились, появилось увлечение цирком (освоил акробатику и джигитовку) и литературой, а его стихи, особенно, если они касались школьных шалостей и учителей, на ура встречались одноклассниками.
В 1871 году, провалив экзамены, Гиляровский сбежал из дома. Для него начался период многолетних странствий, позволивший будущему писателю глубоко познать жизнь со всеми её радостями, трудностями и откровенными мерзостями. Он бурлачил на Волге, работал грузчиком в порту, недолгое время учился в юнкерском училище, гонял табуны, служил пожарным и даже осуществил детскую мечту – выступал наездником в цирке.
С
1875 года служил актером в провинциальных
театрах: выступал сценах Тамбова, Воронежа, Пенз
После демобилизации Гиляровский в 1881 году поселился в Москве, где устроился работать в театр, но вскоре решил посвятить себя только литературе и журналистике. Стоит отметить, что писал он постоянно, а небольшие наброски, сделанные во время многочисленных странствий, со временем превратились в полноценные литературные произведения. В Москве начал печататься в «Русской газете», затем работал репортёром в «Московском листке», также писал для «Русской мысли», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение». Вскоре его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во многих московских изданиях.
Его корреспонденции из Орехова-Зуева о пожарах на фабрике Морозовых в 1882 году стали целью докопаться до истинных причин трагедии. Гиляровский проник на фабрику под видом рабочего, толкался в очередях по найму, ко всему прислушивался и приглядывался. Публикации в газете наделали много шума. Генерал-губернатор приказал арестовать и выслать автора. В подмосковном селении Гуслицы и в некоторых деревнях рязанской области ему пришлось столкнуться с кустарными артелями, которые делали спички. Это производство было организовано крайне примитивно – у рабочих кровоточили дёсны, выпадали зубы. Гиляровский, который в бытность работал на белильном заводе и на себе испытал вредный труд, был возмущён. «Московский листок» отказался печатать его репортаж, но он отнёс его в другую газету и добился всего – кустарное спичечное производство было прекращено.
Благодаря Гиляровскому стали известны подробности Кукуевской катастрофы - крушения поезда над Орлом на Московско-Курской железной дороге в 1882 году. Причины и последствия этой трагедии пытались замолчать. Незамеченным проник репортёр в специальный поезд, предназначенный для железнодорожного начальства, которое выехало для расследования катастрофы. Две недели провёл Гиляровский в страшной могиле, куда рухнул поезд вместе с людьми в результате того, что насыпь оказалась размытой сильным ливнем.
Оперативность Гиляровского хорошо иллюстрирует следующий случай. Было это в 1885 г. «В поисках сенсации для «Голоса Москвы» В. М. Дорошевич узнал, что в сарае при железнодорожной будке близ Петровско-Разумовского зарезали сторожа и сторожиху. Полный надежд дать новинку, он пешком бросился на место происшествия. Отмахав верст десять по июльской жаре, он застал еще трупы на месте. Сделав описание обстановки, собрав сведения, он попросил разрешения войти в будку, где судебный следователь производил допрос.
— Я обратился к уряднику, —
рассказывал он,— ...
- Меня, — продолжал рассказ В.
М. Дорошевич, — принял
Он был на Ходынском поле в день коронации и оказался в самом пекле ходынской катастрофы. Вырваться из спрессованной многотысячной обезумевшей толпы оказалось нелегко даже такому сильному человеку, как Гиляровский. Но уже утром следующего дня он был здесь. Единственной статьёй о Ходынке, которая появилась 26 мая 1896 года, была его статья в «Русских ведомостях».
В
1899 году Гиляровский принял участие
в международных разоблачениях.
Оказавшись в Белграде, во время
покушения на сербского короля Милана,
он принимает решение разоблачить
этого немецкого ставленника
перед лицом мировой
Репортажи Гиляровского неизменно вызывали общественный резонанс, но все не дотягивали до полноценных расследований в силу самой специфику жанра репортажа и того, что Чехов, говоря о Гиляровском, называл «трескучими описаниями». Но несмотря на это, всего несколько лет потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в знатока московских нравов, которого сначала за глаза, а затем и в открытую стали уважительно называть дядей Гиляем.
В. А. Гиляровский одновременно работая в газетах, редактировал и собственное издание — «Журнал спорта».
В «Москве газетной» Гиляровский писал: «...по осеням уезжал в южно-русские степи на Дон или Кавказ. Больше всего в этих местах я метался из зимовника в зимовник*[Зимовник – конный завод] задонских степей, ночуя иногда даже в грязных калмыцких кибитках.
Здесь я переживал далекое прошлое, объезжал как простой табунщик, неуков, диких лошадей, прямо у табуна охотился в угон за волком с одной плетью»...
О жизни калмыков Гиляровский подробно рассказывает в очерке «В задонских степях», а также в рассказе «Суслик».
Эти поездки давали много интересного и полезного материала для «Журнала спорта». В течение 1903 года на его страницах можно было прочитать корреспонденции Гиляровского под общим заголовком «Проездом», где идет рассказ о его встречах с коннозаводчиками, кавалеристами, спортсменами, устройстве ипподромов и организации соревнований в других городах и т. д. При этом надо отметить оперативность, с которой доходили до читателей репортажи. Публикуются материалы Гиляровского из Сербии, с Дальнего Востока, из Харькова, Киева.
К сожалению, в конном спорте в то время наблюдались случаи подлога, откровенного мошенничества. Например, перед скачками коней поили вином, что как допинг возбуждало и приводило к высоким результатам. Гиляровский в «Маленьком фельетоне» в 1903 году убеждает читателей в том, что русский рысак может скакать хорошо и без допинга, применение которого недопустимо в спорте.
В 1902 году в состязаниях рысистых лошадей в Петербурге и Москве несколько раз выиграла лошадь Рассвет. Однако небывалая резвость и сходство в сложении лошади с американскими рысаками дали повод заподозрить, что лошадь, бежавшая под именем Рассвет, в действительности американская. А при таком происхождении, по нормальному уставу общества охотников конского бега, она не могла участвовать в состязаниях на все те призы, которые ею были выиграны, так как они в беговых обществах назначались исключительно для лошадей рысистой породы, рожденных в России. Этот подлог Гиляровский разоблачает в статье «Памятка прошлого года».
Однако
жизнь издания вскоре оборвалась.
В конце семидесятых годов 19 века
секретарь Московского