Гиляровский – король репортажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:48, доклад

Краткое описание

В конце XIX – начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя – известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровкий совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве – от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Гиляровский – король репортажа………………………………………………………4
Гиляровский и литература………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Гиляровский.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

     В редакциях массовых городских газет, юмористических журналов Гиляровскому приходилось сталкиваться с непорядочностью  журналистов, искажением правды ради красного словца, ради сенсации. Он осуждал подобные случаи, считая их недопустимыми в работе журналиста, особенно репортера-хроникера.

     Его выступления в начале XX в. по поводу невысоких нравов, недобросовестности журналистов массовых газет не так  многочисленны, но тем не менее весьма поучительны. Вопросы профессиональной работы репортеров он затронул не только в книгах воспоминаний, но и в статьях-репортажах: "По собственной неосторожности", "Три тысячи бритых старух", "А вы говорите...". В них автор высмеивает штампы в репортерской практике, издевается над хлестаковщиной, враньем, характерным для части журналистов того времени, вскрывает серьезные недостатки в работе репортеров по уголовным делам.

     Так, в статье "По собственной неосторожности", рассказывающей о гибели железнодорожного служащего на Казанской железной дороге, Гиляровский предупреждает коллег от штампованных заключений, мешающих верно представить факт или трагическое происшествие. В журналистской практике, отмечает Гиляровский, всюду при всех заводских калечениях, железнодорожных, фабричных и прочих в протоколах пишут "по собственной неосторожности". И эта формула повторяется затем на газетных страницах без проверки. А ведь такая формула часто оставляла потерпевшего или его семью без помощи, без пенсии, а виновника увечья, гибели человека — без наказания. Гиляровский, расследуя конкретный случай увечья кондуктора на Московско-Казанской железной дороге, нашел и специально опросил ряд свидетелей происшествия, и все они в беседе опровергали предположения, что человек погиб "по собственной неосторожности". Его столкнул под колеса безбилетный пассажир, который сумел скрыться с места происшествия. В конце заметки он приводит слова жены кондуктора, которую встретил в больнице: "без ног теперь... столкнули под поезд... дети дома... один кормилец", и заканчивает от себя: «Господа репортеры, будьте осторожнее "по собственной неосторожности"».

     Еще ярче его статья-репортаж "Три  тысячи бритых старух". Это была настоящая  газетная "утка". Случайно за завтраком  в ресторане Гиляровский услышал, что новая газета "Русь" А.А. Суворина-сына опубликовала сенсационное сообщение о том, что в петербургской богадельне у Смольного было произведено поголовное бритье старух в целях дезинфекции. Коллеги-журналисты посмеялись, а Гиляровский взял извозчика и поехал к Смольному, нашел богадельню и стал расспрашивать встречных, как живут старики и старухи в богадельне и бреют ли там старух. "У нас, батюшка, не каторга, а богадельня", — ответила одна почтенная дама. Сторож отверг такой факт, и, наконец, смотритель богадельни провел его по комнатам и ничего подобного тому, что было напечатано в газете, он не обнаружил. Вранье! «Ивану Александровичу Хлестакову надо было поучиться такому вранью у репортера газеты "Русь"!» — заканчивает статью-репортаж Гиляровский.

     В статье "А вы говорите..." Гиляровский  осуждает легкомысленных журналистов-репортеров, которые не утруждают себя изучением, исследованием фактов, о которых пишут в разделе уголовных происшествий. Конкретно речь идет о сообщениях репортеров газет о драматическом случае на скачках. На окраине недалеко от ипподрома был найден труп человека с вывернутыми карманами пиджака, без копейки денег, но с афишей конных соревнований. Репортеры сразу же построили банальную схему происшествия: "выиграл, убили, ограбили". Налицо якобы все признаки корыстного убийства, тем более что подобные случаи не раз описаны во французской прессе, мы не отстаем от Запада. Убийство на тотализаторе — нередкое явление, но это поверхностное суждение. И Гиляровский рассказывает подлинную историю погибшего человека — мелкого предпринимателя, "хозяйчика", который страстно увлекся тотализатором, но в конце концов в погоне за большим выигрышем разорился дотла и сам покончил с собой от безвыходности положения. Это не рядовое убийство, а тяжелая драма жизни. Желание без труда разбогатеть привело к разорению всей семьи и отчаянию, чего не смог пережить человек. «А вы, господа репортеры, "выиграл" да "убийство"! Неверно это!»

     Эти замечания Гиляровского об этике  репортерской работы, сути профессии  не потеряли значения и в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гиляровский и литература  
 

     В 1887 году у Гиляровского вышел первый сборник рассказов «Трущобные люди».  Все рассказы и очерки, вошедшие в книгу, уже были однажды напечатаны в разных газетах и журналах за исключением очерка из рабочей жизни  «Обречённые». Однако книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя.»

     Вскоре  появились другие книги, неизменно  вызывавшие большой интерес читателей. Произведения Владимира Алексеевича  были не без недостатков. Случалось  и ему выслушивать критику. Так, А.П. Чехов отмечал склонность Гиляровского к «общим местам и трескучим описаниям», но при этом называл его человеком «чистым сердцем», в котором «совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам».

     Не  все знают, что Гиляровский был  в то время хорошо известен и как  поэт, хотя его стихи были явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических  сборников, а в начале  Первой мировой войны издал книгу  своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны.

     Гиляровский был знаком с многими художниками. Он всегда интересовался живописью, приятельствовал со многими живописцами  и, что немаловажно, постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках, часто покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми хвастался приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. И ведь в большинстве случаев не ошибался.

     Естественно, что и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», а скульптор Н.А. Андреев – образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский часто гостил на даче, написал и портрет Владимира Алексеевича, и портреты членов его семьи.

     Стоит отметить, что на знаменитом памятнике  Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему после проведения серьезных  исследований удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.

     Личность  Гиляровского интересовала не только художников. О нем много и охотно писали журналисты, писатели и даже поэты. О его приключениях на московском «дне» написано много такого, во что трудно поверить. Создание легенд вокруг легендарной личности, а Гиляровский, несомненно, таковой личностью являлся, естественно и даже закономерно. Лучше всего дать возможность самому Гиляровскому поведать о своих удивительных приключениях, благо, для этого надо всего лишь раскрыть томик его рассказов.

     После Октябрьской революции Гиляровский  много писал уже для советских  газет и журналов. Его популярность продолжала оставаться очень высокой, издавались его книги, которые не залеживались на прилавках. После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926 год), «Москва и москвичи» (1926 год), «Мои скитания» (1928 год), «Записки москвича» (1931 год), «Друзья и встречи» (1934 год). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году.

     В старости Владимир Алексеевич почти  полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать. Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Его именем названы улицы в Москве и Вологде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

      1. Репортер московской прессы // Есин, Борис Иванович. Репортажи В.А. Гиляровского. - М.: Изд-во МГУ, 1985;

       2. Летенков, Э. Его звали королем репортажа // Нева. – 1986. - №5. - С. 187-191;

      3. Михасик, О. О Гиляровском // Красный Север. – 1988. – 18.08;

      4. Есин, Б. Гиляровский - о работе репортера // Вестник МГУ. – Сер.10. – 2003. - №6;

      5. Летенков, Э. Его звали королем репортажа // Нева. – 1986. - №5. - С. 187-191;

      6. Константинов, А. Журналистское расследование/ А. Константинов. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб. – 2010. – с. 80-82.


Информация о работе Гиляровский – король репортажа