Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:35, реферат
Задача семинара - выявить стилистические и жанровые особенности портретного очерка в контексте современных массмедиа. Разработанная нами методика анализа журнальной периодики1 помогла нам исследовать очерк как медиатекст, отличающийся от других массмедийных форм коммуникации. В портретном очерке наиболее ярко проявляется позиция автора, что обусловливает наличие целенаправленной коммуникативной стратегии. Студенты имеют возможность:
Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа. |
Жанровые границы и
Метод анализа.
Задача спецсеминара
Задача семинара - выявить стилистические и жанровые особенности портретного очерка в контексте современных массмедиа. Разработанная нами методика анализа журнальной периодики1 помогла нам исследовать очерк как медиатекст, отличающийся от других массмедийных форм коммуникации. В портретном очерке наиболее ярко проявляется позиция автора, что обусловливает наличие целенаправленной коммуникативной стратегии. Студенты имеют возможность:
- понять,
как соотносится понятие «
- освоить
стилистические приемы в
- изучить такие науки, как жанроведение и коммуникативную стилистику.
Программа спецсеминара
Спецсеминар (для студентов 2-4 курсов) расcчитан на подготовку специалистов в разных сферах публицистической деятельности. Студенты могут научиться «выстраивать» коммуникативную модель выбранного им жанра, то есть применять свои навыки как в «чистой» журналистике, так и в других научных дисциплинах: менеджменте, маркетинге, рекламоведении. На сегодняшний день подход журналистов к выбору жанра несколько отличается от теоретических установок жанроведения. Во-первых, речь идет о «размытости» жанровых границ на практике; во-вторых, о первостепенности коммуникативной задачи – воздействовать на своего «читателя», укрепить «свою» аудиторию (прагматическая установка нередко умаляет художественную самодостаточность очерка). Такое профессиональное понятие, как «работать в формате», заменяет «старое» понятие – «работать над жанром». Можно написать прекрасный очерк, но он не будет соответствовать стилю, типологическому облику – «формату» - издания. Студентам предлагается прочитать очерк (например, «Сатира и гротеск британской моды. Новый А.Маккуинн не изменяет своему стилю»), проанализировать его с точки зрения коммуникативно-целевой направленности текста и охарактеризовать то издание, которое могло бы напечатать этот очерк.
Сатира и гротеск британской моды.
Новый А.Маккуинн не изменяет своему стилю.
Мода всегда иронична. В ее власти приглушать гламур или, наоборот, провозглашать совершенство стиля. Увлекаясь игрой с «образом», мода не боится в смешном увидеть грустное, а в грустном – смешное.
За британским дизайнером Александром Маккуинном закрепилось до недавнего времени амплуа «ужасного дитя британской моды». Его сатире не раз подвергались и политики, и власть. В 1995 году перемазанные в крови модели в шотландских юбках, из-под которых выглядывали бинты, вышли на подиум. ШоуHighland Rape («Насилие над Шотландией») было знаковым, напоминающим о резне, которую устроила Британия в Шотландии в XYIII веке. «Зрители решили, что на моделях была настоящая кровь, и пришли в ужас», - вспоминает McQ. Сатирический гротеск перешел границы реального, критики принялись рассуждать о психическом здоровье человека, привносящего в высокую моду слишком много перца.
«В коллекциях от кутюр я имею право выражаться как модельер так, как считаю нужным…» Эта установка британского провокатора ввела новый дресс-код, раздвигающий временные границы дефиле. По воле творческой закономерности или художественной случайности McQ четыре раза был признан лучшим британским дизайнером года: 1996, 1997, 2001, 2003 годы… А королева Елизавета П удостоила McQ звания Командора Британской империи.
Судьба все время благоволила и будто помогала уроженцу рабочего квартала Лондона отстаивать свое право быть свободным художником. В 21 год, поработав в Милане ассистентом Ромео Джильи, затем вернувшись в Лондон и получив диплом дизайнера фешн-колледжа Святого Мартина (Central Saint Martins), Александр начал свою карьеру как антигламурный кутюрье. Объектом его сатирического гротеска были цвет и форма, и даже музыка: кельтские мотивы не раз создавали многоголосый фон этническим темам. Бунтарь, «кровавое британское чудовище», «хулиган английской моды» смог возглавить в 1996 году Дом Civenshy, оставшись арт-директором до 2001 года. Заняв пост креативного директора своего именного бренда, McQ погрузился в творчество.
Cатира всегда была поводырем для великого провокатора. Она ничуть не умаляла его мастерства закройщика, который продолжил традиции не только высокого стиля моды, но и свою родословную, восходящую к династии ткачей.
Поклонники McQ считают, что он вернул моде жизнеутверждающую и сексуальную силу, возродив кружева, прозрачную ткань, приспущенные брюки и накладные плечи. Его шоу в 2004 году по мотивам фильма голливудского режиссера Сиднея Полака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли» построено на всевозможных вариациях эротических танцев. Феерический дефиле-показ превзошел ожидания: пластический шарм создал диалектику образа и атмосферу сценического «действа».
Загадочные шоу как
Последние коллекции McQ признаны
самыми сложными и гениальными. Ироничный
взгляд кутюрье обрел философию зрелого
мастера. «Живи медленно - умирай старым».
Это высказывание McQ воспринимаетс
Достичь баланса между брутальностью и изяществом смог McQ и в мужской коллекции. Двухслойная органза, брюки со складками, романтические двубортные жакеты – эти женские атрибуты вписались в мужской гардероб. Возвеличивая свободу женщины, дизайнер развивает идеи здорового феминизма. Женская сила противопоставляется мужской агрессивности. В мужском дефиле 2007 года обыгран сюжет романа У.Голдинга: наивные школьники, попадая на необитаемый остров, становятся жестокими, - от «чистоты» до ненависти - один шаг! Светлые мужские костюмы меняются, цвет одежды и силуэт моделей воплощают гротесковые образы жестокости, страсти, коварства. Политический сарказм мастера находит свое воплощение в бесконечных творческих фантазиях и интерпретациях. «В модном бизнесе нельзя долбиться успеха, оставаясь в тени кулис», - утверждает McQ и выбирает эпатаж. Но эта установка осталась в прошлом, сегодняшний кутюрье – выше эпатажа, его сатира уступает место красоте и философской грусти.
Задание, послетекстовое:
Ответы на вопросы дают возможность проявить творческие навыки будущего журналиста и начать профессионально работать над текстом, стилем и жанром.
Студенты могут получить творческое задание, т.е. самостоятельно написать очерк, только после подробного изучения теории вопроса. Элементы художественного эссе и полемического диалога, форма несобственно-авторского повествования - не что иное как многомерное пространство портретного очерка. Создать очерковый портрет своего современника далеко не просто. Компетентность студента в разных массмедийных формах коммуникации достигается благодаря освоению теоретических основ жанроведения и коммуникативной стилистики.
Теория вопроса
Стилевая,
функционально-коммуникативная
Очерк как жанр имеет стилистические особенности и объединяет такие сферы деятельности, как публицистика и художественное творчество. Их оригинальное единство убедительно доказано в произведениях классиков отечественной литературы и журналистики: А.П.Чехова, М.Горького, М.Кольцова, П.Лидова, И.Эренбурга, В.Овечкина, В.Солоухина и др. Исследователи журналистики первого десятилетия нового века отмечают увеличение количества очерковых публикаций в прессе. Становится важным и актуальным более глубокое освоение очерка как жанра, изучение его традиций, новых черт и приемов. Основным стилистическим средством очерка является использование образных средств изображения, как считает исследователь В.А.Юзефович: «Язык очерка выразителен, образен: в нем используются такие яркие средства, как эпитеты, метафоры, поговорки; речь героев строится на живых разговорных оборотах»2. И в публицистике, и в художественных произведениях с равной силой функционируют разные художественные приемы, в частности: речевое клиширование, цитирование, бытопись, монолог, диалог.
Новая концепция стилей и жанров (см. схемы 3, 4) принципиально не отличается от традиционной. Речь идет, прежде всего, о смене коммуникативных ориентиров. Процесс глобализации охватил СМИ, сформировалось мультимедийное пространство, интерактивность стала критерием коммуникабельности современного человека. В контексте этих событий традиционная функциональная стилистика обрела новый современный облик. В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» зафиксировано понятие «коммуникативной стилистики». «Генетически коммуникативная стилистика текста связана с функциональной стилистикой и стилистикой целого текста. Выделившись из функциональной стилистики, изучающей функционирование языковых единиц в разных сферах и условиях общения, а также специфику и речевую системность функциональных стилей, коммуникативная стилистика текста приобрела особую направленность (коммуникативно-деятельную), свои цели и задачи, а также ориентацию на определенные методы исследования (опрос, анкетирование, эксперимент в сочетании с традиционными методами)»1 .
Массмедийный контекст предполагает расширение сектора рекреативной журналистики, в которой большую роль играет такой жанр, как очерк. Изучение жанровых и стилистических особенностей этой художественно-публицистической формы представляется наиболее актуальным в настоящее время, когда интерес к личности, к ее творческому потенциалу возрастает. Процессу глобализации массмедиа противостоит обратный процесс – персонификации. Такие важные ценности, как: творчество, нравственность, духовность – наиболее востребованы в мире, уставшем от суеты, разжигания войн и кризисов. Очерк как жанр интегрирует основные темы современного медиамира: остается объектом изучения традиционной стилистики и становится медиаобъектом изучения коммуникативной стилистики.
_________________
1 Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под редакцией М.Н.Кожиной, М.,
2003, с. 150
Схема 1.
Традиционная концепция стилей и жанров1
Функциональная
стилистика
Функциональные стили языка
Научный стиль
Разговорно-
обиходный
стиль
Преимущест-венно устная форма:
- диалогиче- ская речь;
- монологичес- кая речь
Письменная и устная формы:
- монография;
- научная
статья;
- дисертацио-
нная работа
- научные док
лады и т.д.
Только пись-
менная форма:
- заявления;
- договоры;
- законы;
- приказы;
- деловая переписка и т.д.
______________
1 Балли Ш. Французская стилистика. М., 1991
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963
Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. Вопросы языкознания. 1955, №1
Вакуров В.В., Кохтев Н.Н., Соганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977
Кожин А.Н., Крылова О.Н., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977
Схема 2.
Оценочно-экспрессивные
Жанровые характеристики
Схема 3.
Новая концепция стилей и жанров
Коммуникативная матрица
журналистики
Схема 4.
Альбомный лист (отдельный файл)
Функциональные стили языка и жанры, взаимодействуя с массмедийным контекстом, обретают коммуникативную значимость и становятся «предметом» изучения коммуникативной стилистики. В свою очередь, объектом коммуникативной стилистики становится медиатекст, cпроецированный на интерпретацию медиасобытия. Исследователь медиатекста С.И.Сметанина утверждает, что в основе построения медиатекста лежит «принцип отбора языковых средств в соответствии с задачами общения. С этой точки зрения оценка материалов СМИ возможна с позиций функциональной стилистики».2 Под «задачами общения» Сметанина понимает целенаправленность медиатекста, взятого в событийном аспекте – медиадискурсе – в совокупности с экстролингвистическими, прагматическими и социокультурными факторами. «Коммуникативная матрица журналистики: событие – медиасобытие – медиатекст»3 - воспринимается как феномен современного информационного общества, которое «активно вовлекает в массовый информационный процесс в качестве и потребителей, и создателей качественного информационного продукта всех основных участников социальных действий: личность, различные социальные группы и организации»4.
Информация о работе Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа