Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:35, реферат
Задача семинара - выявить стилистические и жанровые особенности портретного очерка в контексте современных массмедиа. Разработанная нами методика анализа журнальной периодики1 помогла нам исследовать очерк как медиатекст, отличающийся от других массмедийных форм коммуникации. В портретном очерке наиболее ярко проявляется позиция автора, что обусловливает наличие целенаправленной коммуникативной стратегии. Студенты имеют возможность:
С позицией
ученых нельзя не согласиться. Учитывая
то, что современные СМИ
Коммуникативная
матрица журналистики: событие-медиасобитие-
- письменные
жанры, из них художественно-
- устные жанры;
- жанры как типы речевого поведения.
Студентам
предлагается изучить теорию жанроведения
как лингвистическую
Новая концепция стилей и жанров (см. схемы 3, 4) дает возможность автору очерка:
- сделать
правильный выбор героя, т.е.
соотнести субъект и объект
изображения в контексте
- создать
художественно-
Публицистический
текст несколько
____________________________
1 Бахтин М.М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в художественных текстах// Стереотипичность и творчество в тексте. Пермь, 1999
Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»// Жанры речи. Саратов, 1999
Солганик Г.Я., Вакуров В.И., Кохтев Н.Н. Стилистика газетных жанров. М., 1978
Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики.
Работа над жанрами газеты. М., 2007
Шмелева Т.В. Речевой жанр// Русистика. - № 2 – Берлин, 1990
Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. – М., 1999
2 Стилистический энциклопедический словарь русского языка под редакцией Кожиной М.Н. М., 2003
3 Тертычный А. «Быть обозревателем. В кн. «Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты». М., 2007
Позиция
автора или автора-рассказчика
Антропоцентрический подход к «изображаемому» является стилеопределяющим в портретном очерке. Меняется человек, но не меняется жанровая установка очерка – создать образ героя, выявить образ автора. Антропоцентрический критерий «изображаемого» важен не только в контексте раскрытия героя – носителя медиасобытия, - но в контексте своеобразного коммуникативного диалога – автор-читатель (см. схемы 5 и 6). Анализируя очерки, посвященные истории и современности (портретные очерки о Л.Троцком, Д.Кеннеди, А.Онассисе, принцессе Диане, Ив Сен-Лоране, Коко Шанель и другие), можно с достаточной убедительностью выявить основные публицистические приемы воздействия, соответствующие «коммуникативной матрице журналистики: «обытие – медиасобытие - медиатекст». Интерпретация и аргументация медиасобытия, а также позиционирование авторского «Я» помогают найти гармоническое соотношение между образом автора – образом героя - образом читателя.
Человек, его личностные качества являются основой смыслового ядра очерка, а медиасобытие – основой коммуникативного ядра.
___________________
1 Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения СМИ// Вестник Московского университета.
Сер. Журналистика. 200 № 3, с. 34.
Схема 5.
Антроцентрический метод изображения
Читатель как носитель творческого интеллектуального потенциала, не только поглощающий информацию, но и воспринимающий художественно-образную форму повествования
Схема 6.
Авторская аргументация
Автор, а точнее его позиция,
принципиально важны в создании художественно-
Схема 7.
______________
1 Интерпретация – (от лат.interpretari – посредник, толкователь, переводчик) истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо. Объектом интерпретации является текст. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003
2Аргументативный тип
речи: доказательство-функционально-
Интерпретация и аргументация как текстовые категории являются стилеобразующими в публицистике. В портретном очерке личность человека в контексте медиасобытия становится «объектом» интерпретации. Кроме того, автор-интерпретатор «зависим» не только от «интерпретируемого», но и от адресата. Поэтому аргументация, предполагающая установление истинности какого-либо утверждения, воспринимается в качестве связующего звена между автором – героем – читателем.
Углубляя творческие и научные навыки студентов, мы предлагаем проанализировать очерковый текст на разных уровнях:
- лексическом
- синтаксическом
- коммуникативном
Анализ очерка «Принцесса Диана: истоки культа» (Psycholojies, сен. 2007)
Подзаголовок – своеобразное предисловие к тексту – концентрирует основную идею всего повествования: «Спустя 10 лет со дня гибели принцессы Дианы миллионы поклонников в разных странах продолжают помнить ее и любить. Автокатастрофа поставила точку в жизни реальной женщины, и многоточие (с обещанием продолжения)- в мифе о прекрасной принцессе. Как мы создали этот миф?»
Уже в предисловии автор очерка включает свою интерпретацию в общий контекст медиасобытия. Фраза «Как мы создали этот миф?» будто приковывает внимание читателя: становится интересным, каково же будет толкование автора. Начало очерка не что иное, как аргументированные медиасобытия. Перекликается прошлое и настоящее: смерть Дианы - прошлое, люди, преклоняющиеся перед ее личностью, - настоящее. На аукционе в Лондоне продан ее велосипед, на котором она каталась в детстве; художественный фильм «Королева» в номинации «Лучшая женская роль» получил «Оскара». Все эти факты как постоянное напоминание о том, что леди Диана была и остается в центре внимания.
И опять автор не перестает держать читателя в напряжении. «Почему так много поклонников – таких разных и непохожих друг на друга людей – объединяются вокруг женщины, которую знали лишь по фотографиям в журналах и телерепортажам?» От частного – к общему, от аргументации автор переходит к интерпретации. Текст композиционно подразделен на главки: «Идентификация с женщиной», «»Воплощение идеалов», «Канонизация звезды». Контекстуальные синонимы: Диана – популярная звезда – неканонизированная святая – являются смысловым и стилеобразующим центром повествования. Оценочные метафоры «звезда», «святая» подкрепляются реалиями из жизни и судьбы героини. Истинные аргументы – это мнение психологов. «Оказалось, что событие (смерть Дианы многие восприняли как личную потерю) всколыхнуло собственные болезненные переживания многих людей, - рассказывает руководитель исследования доктор психологии Шейла Кларк. – Сработал психологический механизм идентификации». Понятие «идентификации» становится медиацентром повествования:
«Идентификация – это один из психологических механизмов, который помогает нам жить среди людей, - поясняет экзистенциальный терапевт. – Отожествляя себя с другими, мы проигрываем разные модели поведения, примериваемся к особенностям характера, стилю общения».
«Современный мир – это мир вакуума идентификаций, - уточняет доктор психологических наук А.Немолов. – У нас нет героев, нам не в кого влюбляться и некому поклоняться, нам не хватает людей, при взгляде на которых возникает ощущение счастья и уверенности».
Позиция
автора-интерпретатора, автора-толкователя
подкрепляется мнением
Анализ приведенного выше очерка «Принцесса Диана: истоки культа» дает возможность выявить особенности построения очерка, понять, какова степень воздействия на читателя выбранной автором коммуникативной стратегии, суть которого заключается в следующем:
- в правильном
выборе героя в контексте
- в убедительной аргументации и интерпретации;
- в позиционировании своего авторского «Я».
В зависимости
от выбранной коммуникативной
Схема 8.
Коммуникативная модель медиатекста
I этап: осмысление основных категорий
II этап: выбор героя очерка в соотнесенности с медиасобытием
III этап: выбор художественно-публицистических образных
дств изображения
Родо-видовые смысловые парадигмы
Синонимические ряды;
антонимические противополож-ности
Композиционные элементы;
стилистико-синтаксические фигуры
Портретный очерк является стилеобразующим в контексте рекреативной журналистики, которая в настоящее время оказывает все большее влияние на читателя. «Современная журнальная «пресса развлечений» (пласт масскультуры) дополняет картину «человек в социуме»1. С этим утверждением нельзя не согласиться: массмедиа стремятся не только укреплять качественный рынок информации, но и постоянно развивать «рекреативную картину мира», в которой современный человек сможет максимально реализовать свои творческие возможности.
________________________
1 Шостак М.И. Журналы. В кн.: Средства массовой информации России. М., 2005, с.278
ГЛОССАРИЙ
Авторское
позиционирование это понятие соотносится с понятием «образ автора», а точнее с функционированием этой лингво-стилистической категории в конкретном тексте. Расширение языковой парадигмы в контексте современных массмедиа повлияло не только на характер текста (появился термин медиатекст), но и на его носителя – автора. Коммуникативная цель, выбранная автором медиатекста, отражается на коммуникативном намерении автора (авторская интенция).
Аллегория (греч. alligoria) – иносказание, выражение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Общеизвестны старинные аллегории: весы – правосудие, крест – вера, якорь – надежда, сердце - любовь и др. Аллегорические образы наиболее полно воспринимаются в едином контексте. В таком жанре, как портретный очерк , аллегорическое повествование – важная составляющая часть всей композиции.
Аргументировать (аргумент – лат. аrgumentum) – приводить доказательство, аргументы. Аргументативный тип речи дополняет концепцию основных типов речи: повествования, описания, рассуждения.
Информация о работе Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа