Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Цель работы: выяснить, какие вопросы отражаются в материалах печатных изданий. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы появления женской журналистики в России;
2. изучить историю и развитие отечественных женских изданий;
3. характеризовать женскую прессу в современной России
Введение…………………………………………………………….....................3
Глава I. Теоретические основы появления женской журналистики в России.......................................................................................................................5
1.1 История и развитие отечественных женских изданий.................................. 5
1.2 Характеристика женской прессы в современной России...........................10
Глава II. Общая характеристика современной российской женской прессы на примере журналов «Крестьянка» и «Работница».....................16
2.1 Общая характеристика и история развития журнала «Крестьянка»..........16
2.2 История и современное состояние журнала «Работница»..........................17
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы……………………………..................23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет башкирской филологии и журналистики
Кафедра журналистики
Курсовая работа
ЖЕНСКИЕ ИЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ
ЖУРНАЛОВ «КРЕСТЬЯНКА» И «
Уфа – 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические
основы появления женской журналистики
в России........................
1.1 История и развитие
отечественных женских изданий.
1.2 Характеристика женской
прессы в современной России...
Глава II. Общая характеристика
современной российской женской прессы
на примере журналов «Крестьянка» и «Работница»...................
2.1 Общая характеристика и история развития журнала «Крестьянка»..........16
2.2 История и современное
состояние журнала «Работница».
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….........
Введение
Современная Российская пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно заметно это на примере так называемой женской прессы - газет и журналов для женщин. В советские времена женская пресса существовала, но в очень ограниченном количестве (всего два-три журнала), не удовлетворяя потребности в ней. С началом перестройки, в 90-х годах ХХ века количество изданий для женщин стремительно увеличилось; к собственно российским изданиям («Работница, «Крестьянка») примкнули западные переводные журналы («Бурда», «Elle»). На сегодняшний день объём женской прессы достаточно велик, издания для женщин в разнообразии не упрекнёшь, поэтому не всегда понятно, на какую целевую аудиторию направлен тот или иной журнал (газета) и какова вообще классификация современной женской прессы.
При существующем разнообразии изданий для женщин не всегда понятно, на кого, на какую целевую аудиторию рассчитан той или иной журнал или газета и какова вообще классификация современной женской прессы. На примере двух изданий мы попытаемся выяснить, какие вопросы и темы волнуют современных российских женщин, и как это отражается в материалах.
Актуальность данной темы заключается в том, что женщины любят узнавать что-то новое, рассказывать это своим знакомым, или благодаря чьим – то советам следовать также, и, безусловно, представительницы слабого пола любят обсуждать различные темы, добавляя свои личные впечатления, суждения. Для всего этого и существуют журналы для женщин, то есть женские издания.
Объект исследования: темы, представляемые женскими изданиями и интересующие современных российских женщин.
Предмет исследования: журналы «Крестьянка», «Работница».
Цель работы: выяснить, какие вопросы отражаются в материалах печатных изданий. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические
основы появления женской
2. изучить историю и
развитие отечественных
3. характеризовать женскую прессу в современной России;
4. раскрыть основное целевое назначение и типологическую структуру женской прессы;
5. дать общую характеристику
современной российской
Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы появления женской журналистики в России
1.1 История и развитие отечественных женских изданий
История развития отечественных женских журналов является актуальной темой в научных кругах, интерес к исследованию проблемно-тематических, функциональных, структурных характеристик женских изданий обозначился еще в XIX в., в начале ХХ в. вышла серия публикаций, рассматривающих исторический аспект формирования женской периодики. С начала 90-х гг. прошлого века внимание к изучению женских изданий усилилось, исторические, типологические, филологические характеристики женских журналов были рассмотрены такими авторами: Т.Ф. Пирожкова1, Р.М. Ямпольская2, А.В. Жукова3, Е.А. Пленкина4 и др. Однако комплексного исторического исследования женской периодики не предпринималось.
В истории формирования дореволюционных женских журналов выделяются три периода. На первом (с 1779 г. до середины XIX в.) были заложены основные типологические характеристики женской прессы. Во второй половине XVIII в. появляется журнальная периодика, наблюдается классификационное структурирование отечественной периодики, издавались литературные, музыкальные, театральные, детские и другие журналы. Первый женский журнал открылся в 1779 г., «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было основано Н. И. Новиковым.
Массовые женские издания отличались наличием многочисленных отделов, что вытекало из их тематического разнообразия. Журналы имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и раздел, состоявший из рубрик, чьи основные темы были выбраны с учетом фактора массового интереса, концентрировавшегося вокруг тех сфер жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальной, семейной, культурной, педагогической, религиозной.
В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов и иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала — орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».
Внутренняя структура политической женской прессы феминистского движения была схожа: информационно-аналитические разделы жизни женщин в России и за рубежом, раздел теории отечественного женского движения, библиография. Несколько отличалась структура «Работницы», что выражалось в наличии разделов политики, жизни отечественной и зарубежной работницы.
Но в советской журналистике, издания, которые предназначались для женщин, занимали скромное место. И в конце 80-х гг. в СССР в свет выходило всего 22 издания для женщин.
Со временем положение
женщины в обществе меняется, идет
проявление её скрытых творческих и
деловых возможностей. Начинает рушиться
стандартное мышление, в том числе
и в женской среде. А чтобы
полностью удовлетворить
Учитывая интересы своей
аудитории, женские издания объявили
о необходимости изменения
Все женские журналы исследуемого периода были либо частные, либо принадлежали политическим объединениям, следовательно, отражали идеологическую позицию собственных издателей. Правительственные органы не оказывали прямого влияния на женские массы через специальные периодические издания. Однако по той причине, что в программах журналов было предусмотрено освещение актуальных событий, происходило ознакомление аудитории с информацией общественно-политического характера. Изучение тематики журнальной женской прессы в период русско-японской войны, двух революций и Первой мировой войны подтверждает социальную ориентированность данных изданий.
Обновлявшаяся концепция женской прессы вызвала к жизни издания для семейного чтения, издания, удовлетворявшие в большей или меньшей степени запросам читательской аудитории. На женщину же стали смотреть не только как на работницу у станка, но и как на участницу в бизнесе. Тем самым резко изменился характер женской прессы.
Работа женских изданий координировалась специальными партийными постановлениями. Определились основные характеристики женских общественно-политических журналов. Деятельность изданий была направлена на привлечение женского населения к участию в производственном процессе, пропаганду коммунистических идей. Наметился проблемно-тематический спектр изданий – повышение политического образования, увеличение рядов женского пролетариата, организация сети бытового обслуживания; закрепился авторский состав, в основном в него вошли партийные работники, рабкорки и селькорки. В журналах утвердилась следующая структура: разделы политического воспитания, промышленного производства и сельского хозяйства, восточных республик, зарубежный и литературный. Первоначально включение отделов педагогики, медицины и домоводства, являвшихся характерными для массовой дореволюционной женской периодики, не планировалось, но затем они вошли в программу журналов, но занимали незначительную часть их объема (одну-две страницы).
В 1945-1991 гг. сформировались основные
типологические черты системы советской
женской прессы. В ее основу был
положен принцип
Рассматриваемая пресса относились
к общественно-политическому
В середине 80-х гг. в изданиях наблюдается типологическая модификация. Основными приоритетами в деятельности журналов становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье, что выразилось в появлении приложений для семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали превращаться в издания для женщины и ее семьи.
С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы.
По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий – оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, было схожим и определялось тематическим разграничением. Пресса стала обращаться к женщине-жене, матери, хозяйке, деловой женщине. Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствует о том, что данная тематика наиболее популярная, она вытеснила политические и экономические темы. Отечественный рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиакорпораации, что привело к распространению и утверждению западных моделей массовых женских журналов6.
Тематическая и аудиторная направленность классификационного метода позволяет выделить среди женских журналов, издававшихся в 90-х гг., следующие типы изданий:
- социально-бытовые (« Работница», «Крестьянка»),
- семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»),
- элитарные («Космополитен», «Эль», «Мари Клер», «Харперс Базаар»),
- феминистские («Женское чтение», «Преображение»),
- профессиональные («Сестринское дело», «»Секретарь», «Секретарь и
офис»),
- религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»),
- журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»),
- специализированные по интересам («Бурда моден», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»).
Таким образом, в истории развития отечественной женской прессы выделяется несколько периодов: дореволюционный, включающий в себя несколько этапов (первый – 1779 – середина 50-х XIX в.; второй – середина 50-х XIX – начало ХХ в; третий – начало ХХ в. – 1917 г.), советский, состоящий из трех этапов (первый – 1917-1928 гг.; второй – 1929-1945 гг.; третий – 1945-1991 гг.) и современный.
Постепенно в информационное поле России стали внедряться и зарубежные печатные издания. Таким образом, вначале 1994 г. в системе женской периодики появилось еще одно издание. Им стал журнал «Cosmopolitan» на русском языке, представляющий собой московский аналог американского журнала под этим же названием7.
Таким образом, предметом серьезного исследовательского интереса женская пресса стала только в последние десятилетия. Все авторы, касающиеся этого вопроса, констатируют важность и необходимость его глубокого и всестороннего исследования, особенно с учетом современного «бума» женских изданий, составляющих один из самых внушительных и популярных секторов отечественного информационного рынка.