Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Цель работы: выяснить, какие вопросы отражаются в материалах печатных изданий. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы появления женской журналистики в России;
2. изучить историю и развитие отечественных женских изданий;
3. характеризовать женскую прессу в современной России
Введение…………………………………………………………….....................3
Глава I. Теоретические основы появления женской журналистики в России.......................................................................................................................5
1.1 История и развитие отечественных женских изданий.................................. 5
1.2 Характеристика женской прессы в современной России...........................10
Глава II. Общая характеристика современной российской женской прессы на примере журналов «Крестьянка» и «Работница».....................16
2.1 Общая характеристика и история развития журнала «Крестьянка»..........16
2.2 История и современное состояние журнала «Работница»..........................17
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы……………………………..................23
Целевой аудиторией журнала являются женщины и члены их семей. Современные, деловые женщины – представители средних, высших слоев. Возраст читателей колеблется от 14 до 60 лет. Читают и активно пользуются советами журнала как женщины, так и мужчины.
В детстве, наверное, кроме традиционных «Веселых картинок» и «Мурзилки», у всех было еще несколько любимых журналов: «Здоровье», «Крестьянка» и «Работница». Каждая семья, как и миллионы других советских семей, регулярно выписывала различные журналы.
«Работница» была самым популярным
женским журналом в Советском
Союзе. Впрочем, она выходит и
сейчас, но о современной «Работнице»
писать не стоит – она стала
обычным глянцевым женским
Чтобы иметь представление о масштабах его деятельности, достаточно привести такие цифры: в 1990 тираж составлял почти 23 млн. экз. Для сравнения: сейчас самый популярный женский журнал в России (хотя «российским» его можно назвать с большой натяжкой) – «Cosmopolitan» имеет тираж 1, 05 млн. экз. На страницах «Работницы» обсуждались самые острые глобальные социальные вопросы, не лишая при этом наших женщин их мелких женских радостей, типа вкладышей с выкройками или рецептов вкусной здоровой пищи. Через жизненные проблемы рядовой женщины хорошо вскрывались проблемы советского общества, – как говорили классики: степень эмансипации общества определяется степенью эмансипации женщины.
Начало журналу положила
инициатива В.И. Ленина. В декабре 1913
он писал Инессе Арманд: «Беритесь
архиэнергично за женский журнал».
Первый номер вышел 8 марта 1914 в Петербурге
тиражом 12 тыс. экз. Издавался на пожертвования
работниц. В состав первой редакции
вошли такие известные
Листая старые страницы,
как бы окунаешься в ту эпоху, погружаясь
в океан ее радостей и забот. Одновременно
прослеживается изменение сознания
– если выпуски 20–30-х отражают ломку
патриархального быта, когда миллионы
женщин боролись за право быть наравне
с мужчинами, то в конце 80–начала
90-х страницы журнала дают больше
моды, кулинарных рецептов, прочих «мелких
бытовых радостей», с другой стороны
понемногу впитывая в себя всю
общественную перестроечную грязь.
В юбилейном мартовском номере за
1989, посвященном 75-летию журнала, главный
редактор З.Крылова публикует
Женщина в современном понимании большинства мужчин и, к сожалению, большинства женщин, должна быть красивой куколкой, которая обязана интересоваться кухней, семьей, косметикой и модной одеждой. И ни в коем случае не забивать себе голову вопросами политэкономии.
История «Работницы» показывает, что журнал для настоящих женщин, может начинаться только с борьбы женщин-работниц за свои права – с борьбы женщины против капитализма. Как только эта борьба прекращается, исчезает и качественная женская журналистика. Исчез и массовый читатель, на его место пришел обыватель, которому не интересны «заумные» или «идейные» статьи. Например, в 1991 – тираж «Работницы» был за 20 млн. 1992 – не дотягивал до 12,5 млн., сейчас – меньше 200 тыс. Другая причина деградации – коммерциализация прессы: ни для кого не секрет, что самоокупаемых массовых изданий нет, все они находятся на дотации крупного капитала. Но это не означает, что подобное массовое издание невозможно сейчас в принципе. Другое дело, что поначалу оно не может быть очень массовым, как не была такой «Работница» в 1914. Главное не в количестве, главное в линии издания – последовательное отстаивание интересов трудовой женщины.
Редакционная статья «Работницы» номера 1/1990 обращалась к женщинам со словами «сейчас не время иллюзий, и мы не можем обещать, что на наших страницах вы найдете сладкое отдохновение от всех ваших забот». Можно лишь добавить, что сейчас тем более не время иллюзий.
Когда-то журнал «Работница» был единственным полноценным, «серьезным» женским журналом Советского Союза (слишком простецкая и идеологизированная «Крестьянка» не в счет). Зоя Петровна Крылова, главный редактор «Работницы», работает в нем еще с тех времен.
Сегодня «Работница» - народный журнал для семейного чтения. Он менялся со своими читателями, но себе не изменил. Многие десятилетия «Работница» была вхожа почти в каждый дом. Ее знают почти все: если кто-то их молодых сам и не читал наш журнал, то слышал о нем от своей мамы или бабушки. И «звезды» здесь не исключение. Восприятие у людей от «Работницы» осталось самым теплым16.
Заключение
В данном исследовании мы проследили
историю появления женской
Уже на сегодняшний день
образ женщины четко
Естественно, любая женщина четко знает, что она хочет видеть на страницах журнала. В связи с этим существует много различных изданий определенной тематики: то есть журналы для молодых активных девушек "Elle", журналы для женщин семейных "Лиза", для подростков "Oops!", для определенных профессиональных групп "Шьём и вяжем" и т.д. И в основном журналы пытаются как можно больше ответить на потребности читателей, наполняя свои страницы самым необходимым материалом.
Приоритетными действиями всех
женских изданий были просвещение
женщин, расширение сферы их образования
и воспитания, совершенствование
ее вкусов и обогащение духовного
мира. Но в нашем исследовании были
рассмотрены журналы «
Сравнивая данные журналы мы выяснили, что они преподносят читательницам определенный образ жизни, которому должна следовать успешная женщина. Этот образ дается в визуальных, словесных образах, даже через рекламу. Далеко не всегда он отвечает реальному положению вещей в обществе, но это идеал, к которому стремятся женщины разных возрастов.
Эти журналы освещают достаточно ограниченный круг тем, но не теряют своей аудитории, поскольку темы «Здоровье», «Семья», «Мода» актуальны для женщины всегда.
Тем самым в данной работе было сказано, какие темы освещаются в изданиях для женщин и как время влияет на содержание этих женских изданий.
Таким образом, мы изучили данную тему, достигли цели и рассмотрели все поставленные задачи.
Список литературы
1. Афанасьева Гиперболизация в советской прессе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. №5.
2. Бражников Я. Закат гламура / Я. Бражников // Правая.ру. – 18.12.08.
3. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // ВМУ. Сер 10: Журналистика. 2009. №3.
4. Всегда с вами. Сборник, посвященный 50-летию журнала «Работница». - М., 2007.
5. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2011.
6. Крах гламура // Медиаатлас. ру. – 20.01.09. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.mediaatlas.ru/), свободный. – Загл. С экрана.
7. Липовецкий Ж. Третья женщина / Ж. Липовецкий. – СПб. : Алетейя. – 2010. – 512 с. // Библиотека Гумер – социология.
8. Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 2008. Ч. 39. № XXVII.
9. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика).: Изд. РИП – холдинг, 2011.
10. Пирожкова. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2009. № 6.
11. Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2004.
12. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2009. – № 1.
13. Симонова О.А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2008.
14. Смеюха В.В. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1.
15. Силласте Г.Г. Женские элиты России: эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 2011. – № 1. – С. 112-121.
16. Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ-пресс, 2011.
17. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2007. № 6.
18. http://www.taktfuld.ru/m/s/
1 Пирожкова. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2009. № 6.
2 Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2007. № 6.
3 Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2011.
4 Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2004.
5 Афанасьева Гиперболизация в советской прессе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. №5.
6 Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ-пресс, 2011.
7 Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика).: Изд. РИП – холдинг, 2009.
8 Липовецкий Ж. Третья женщина
/ Ж. Липовецкий. – СПб. : Алетейя. – 2010.
– 512 с. // Библиотека Гумер – социология.
– [Электронный ресурс]. – Режим доступа.
– (http://www.gumer. nfo/bibliotek_Buks/Sociolog/
9 Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2009. – № 1.
10 Бражников Я. Закат гламура / Я. Бражников // Правая.ру. – 18.12.08.
11 Крах гламура // Медиаатлас. ру. – 20.01.09. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.mediaatlas.ru/), свободный. – Загл. С экрана.
12 Смеюха В.В. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1
13 Силласте Г.Г. Женские элиты России: эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 2011. – № 1. – С. 112-121.
14 Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 2008. Ч. 39. № XXVII.
15 http://www.taktfuld.ru/m/s/
16 Всегда с вами. Сборник, посвященный 50-летию журнала «Работница». - М., 2007.