Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:33, курсовая работа
Журналистика и журналистская деятельность, пожалуй, — самые динамично изменяющиеся во времени и в пространстве явления. Суть данной изменчивости заключена в самой природе журналистики, которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных явлений действительности, на овладение новыми формами отображения социальных фактов, на нескончаемый поиск новых идей и путей решения общественных проблем. В этом смысле журналистская деятельность есть нечто непрерывно меняющееся во времени, нечто непрерывно текущее и ни на секунду не останавливающееся.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1. Понятие и сущность журналистики
1.2. Общественные функции СМИ
2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
2.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
2.3. Состав профессиональных обязанностей журналиста
3. СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества
3.2 Творческий акт журналиста: ход работы
3.3 Методы и приемы журналистского творчества
3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества
3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Факультет Журналистики
Кафедра менеджмента и общественных дисциплин
« Журналистика как
форма общественной
и творческой деятельности»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Алматы
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1. Понятие и сущность журналистики
1.2. Общественные функции СМИ
2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
2.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
2.3. Состав профессиональных обязанностей журналиста
3. СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества
3.2 Творческий акт журналиста: ход работы
3.3 Методы и приемы журналистского творчества
3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества
3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Журналистика
и журналистская деятельность, пожалуй,
— самые динамично изменяющиеся
во времени и в пространстве явления.
Суть данной изменчивости заключена
в самой природе журналистики,
которая всегда нацелена на освоение
новых и актуальных явлений действительности,
на овладение новыми формами отображения
социальных фактов, на нескончаемый поиск
новых идей и путей решения
общественных проблем. В этом смысле
журналистская деятельность есть нечто
непрерывно меняющееся во времени, нечто
непрерывно текущее и ни на секунду
не останавливающееся. Поэтому и
неудивительно, что многие авторитетные
ученые в качестве ведущей научной
парадигмы, в рамках которой стало
бы возможным объяснение феномена журналистики,
избрали категорию
Представление
о журналистике как о «массово-информационной
деятельности, в которую включена
совокупность „действующих сил“», чьи
взаимоотношения и
Журналистика – один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимости от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшнее время. Кроме того, она необычайно многообразна по формам индивидуальной творческой деятельности, а это влечет за собой различия во взглядах на ее задачи, принципы, эффективность.
Отношения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о философии, социологии, истории, филологии, кибернетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством.
Выбор и актуальность темы исследования продиктованы глубоким кризисом современного журналистского образования, на который указывают подавляющее большинство специалистов в этой области.
Объект исследования – общественная и творческая деятельность журналиста
Предмет
исследования – журналистская деятельность
и творчество в ней.
ПОНЯТИЕ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, ее представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.
Журналистика
институционально является частью полисистем средств
массовой информации, то есть входит в
многофункциональные институты общества,
такие, как: пресса, телевидение,
С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.
Часть исследователей
считает, что существуют два основных
направления журналистики — журналистика
исследования и журналистика расследования.
Журналист исследователь, как правило
работает с открытыми (доступными) источниками
информации, в расследовании журналист
вторгается в область закрытой (не доступной)
информации. Соответственно методики
работы в том и другом направлениях различны.
В демократических странах журналистов-расследователей
принято называть «цепными псами демократии»
или «разгребателями грязи». Следует отметить,
что биполярный подход к направлениям
журналистики сегодня оспаривается и
признается упрощенным.
Журналистика
как наука — система художественных,
Журналистика может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:
Журналистская
информация имеет
характерные особенности.
Во-первых, это, как правило, новость.
Поиск нового во всех сферах общественной
жизни – в политике, экономике, науке,
культуре, спорте – главное для журналиста.
Впрочем, журналистика не замыкается в
социальной тематике, хотя и отдает ей
предпочтение. Малоизученные явления
природы, открытия на земле, в небесах,
в Мировом океане и космосе, в макромире
и микромире, в поведении людей и животных
– безграничный духовный и материальный
мир, нас окружающий, ежечасно преподносит
множество сюрпризов, которые журналисты
должны зафиксировать и сообщить о них
своей аудитории.
Во-вторых, журналистская информация
должна быть оригинальной. Когда пресса
изо дня в день твердит одно и то же, аудитория
утрачивает интерес и к информации, и к
ее источнику. Общественная значимость
делает информацию интересной, причем
в достаточно значительной части аудитории.
В-третьих, журналистская информация
должна быть полезной. К сожалению, нередко
работники СМИ в погоне за сенсационностью
забывают об этом. Хрестоматийный пример:
собака укусила человека – это не сенсация;
сенсация – если человек укусил собаку.
Однако во второй части данного парадокса
речь идет о клиническом случае, представляющем
интерес разве для психиатров; общество
же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь
полезную информацию из такого сообщения.
Разумеется, пресса имеет право на занимательную
информацию, но это маргинальные (находящиеся
в стороне от основного содержания, на
обочине, буквально – на полях печатного
издания) новости. Не случайно, материалы
такого рода публикуются обычно под рубриками
“В конце номера”, “Заметки на полях”,
“Забавная смесь” и т.д.
Таким образом, предметом журналистской
деятельности является реальная действительность
во всем ее многообразии. Журналист выступает
субъектом, а массовая аудитория становится
объектом, на который направлена деятельность
журналиста. Понятно, что речь здесь идет
об опосредованном воздействии. На аудиторию
оказывают влияние различные журналистские
произведения – заметки, репортажи, радио-
и телепрограммы, фильмы, – являющиеся
конечным результатом журналистского
труда.
Итак,
журналистика – это:
1) система соответствующих
идеологических учреждений
– редакций газет, телерадиокомпаний,
информационных агентств,
пресс-служб министерств
и ведомств и других
подразделений, необходимых
для функционирования
СМИ (от рекламных агентств
до отделов по распространению
печати, издательств,
технических телецентров,
ретрансляторов, радиорелейных
линий и т.д.);
2) система видов деятельности
по сбору, переработке
и хранению информации,
созданию и периодическому
распространению журналистских
произведений;
3) совокупность профессий,
требующихся для обеспечения
полноценной деятельности
системы СМИ (редакторы
и корреспонденты, очеркисты
и сценаристы, интервьюеры
и шоумены – журналистским
профессиям мы посвятим
отдельную главу);
4) система произведений,
созданных для СМИ, опубликованных
на страницах газет
и журналов, включенных
в радио- и телепрограммы.
Это те самые репортажи
и очерки, развлекательные
шоу и проблемные видеофильмы,
ставшие результатом
творчества журналистов,
– своеобразная “летопись
современности”, документы
эпохи, отражение времени.
Сюда же относятся и
невербальные результаты
журналистского труда:
макеты газетных полос,
вещательные сетки,
расписания передач
ТВ и радио;
5) комплекс каналов
распространения информации:
печать, радио, телевидение.
Этот аспект отличается
от первого: если первый
аспект акцентирует
внимание на редакционных
коллективах, которыми
осуществляется сбор
и обработка информации,
то данный аспект –
о способах и средствах
ее доставки массовой
аудитории;
6) совокупность учебных
дисциплин, изучаемых
будущими журналистами,
а также разделы филологической,
исторической и политологической
наук, исследующих различные
виды практической журналистики.
Общественные функции СМИ
Для чего существует
журналистика? Зачем она нужна
отдельному индивиду и обществу в
целом? Иными словами, каковы социальные
функции СМИ? Сразу условимся, что
термин “функции” мы будем понимать
как разнообразные “
В те времена, когда вся отечественная
печать называлась партийно-советской,
эти функции выводились из ленинской формулы:
“Газета есть коллективный пропагандист,
коллективный агитатор и коллективный
организатор”. Соответственно, прессе
предписывалось выполнение пропагандистских,
агитационных и организаторских функций.
Агитировать следовало фактами, по преимуществу,
положительными, подтверждающими правильность
курса Коммунистической партии и Советского
правительства. Агитация рассматривалась
скорее тактикой, а стратегическим направлением
признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма
как единственно правильного учения, незыблемого
в своих лозунгах и постулатах. Во всех
редакциях существовали отделы пропаганды,
а также отделы коммунистического воспитания,
ибо в качестве вспомогательной тогдашние
теоретики признавали также воспитательную
функцию.
Таким образом, партийно-советская пресса
должна была агитировать за Советскую
власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма,
воспитывать трудящихся в духе преданности
коммунизму и организовывать народные
массы на новые трудовые подвиги во исполнение
решений партийных съездов и правительственных
постановлений. Все это, разумеется, не
имеет ничего общего с подлинными задачами
и призванием демократической журналистики.
В качестве важнейшей, или лучше сказать,
первой среди равных следует назвать информационную
функцию современных СМИ. Каждый человек
в отдельности и общество в целом имеют
суверенное право на получение интересующей
их информации без каких-либо ограничений
(за исключением сведений, касающихся
частной жизни). Это всеобъемлющее право
определено Декларацией прав человека
и записано в конституциях всех демократических
государств. Причем важно подчеркнуть,
что речь идет об объективной, достоверной,
не интерпретированной в угоду тому или
иному политическому течению информации.
Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны
сообщать им именно факты, а не свое мнение
об этих фактах.
Это вовсе не значит, что журналистская
информация всегда и во всех случаях должна
быть лишена какой-либо тональности и
окраски, как вовсе не значит, что журналисты
не должны иметь собственного мнения по
поводу сообщаемых фактов. Все дело в том,
какая задача стоит перед журналистом
и какую информационную функцию в том
или ином случае выполняет орган массовой
информации. В качестве примера продемонстрируем
это положение на деятельности телевизионных
компаний.
Информация о работе Журналистика как форма общественной и творческой деятельности