Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:33, курсовая работа
Журналистика и журналистская деятельность, пожалуй, — самые динамично изменяющиеся во времени и в пространстве явления. Суть данной изменчивости заключена в самой природе журналистики, которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных явлений действительности, на овладение новыми формами отображения социальных фактов, на нескончаемый поиск новых идей и путей решения общественных проблем. В этом смысле журналистская деятельность есть нечто непрерывно меняющееся во времени, нечто непрерывно текущее и ни на секунду не останавливающееся.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1. Понятие и сущность журналистики
1.2. Общественные функции СМИ
2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
2.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
2.3. Состав профессиональных обязанностей журналиста
3. СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества
3.2 Творческий акт журналиста: ход работы
3.3 Методы и приемы журналистского творчества
3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества
3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) звучит так: “Информировать. Поучать. Развлекать”. Сообщение так относится к поучению, как новость – к ее комментированию. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, – информационной функции от пропагандистской.
Современный журналист, по мнению действующих практиков, должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. К наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма. Все эти качества в совокупности и составляют понятие «профессиональное мастерство».
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоят в том, что, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, профессия требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, развитых профессиональных способностей. «Способности, — утверждают психологи, — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся».
Таким образом, только благодаря наличию определенных способностей человек может приобрести нужные ему знания, умения и навыки. При этом, как справедливо отмечают исследователи, «способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей»
Журналист
должен обладать
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества.
Основные формы организации творческой деятельности в развитом обществе: любительство и профессионализм. Их общие и отличительные черты.
Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.
Основные задачи студента в процессе движения к профессионализму.
Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста
Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Области творческой деятельности, создающие эти информационные продукты. Журналистика как организатор сотрудничества данных областей деятельности и «цех сборки» массовых информационных потоков.
Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков. Журналистика как область творческой деятельности, ориентированная на создание таких произведений для печати, радио и телевидения.
Особенности производства массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, а также состав его профессиональных обязанностей.
Состав профессиональных обязанностей журналиста
Планирование массовых информационных потоков как творческий процесс. Формы участия журналиста в этом процессе. Организаторская работа журналиста:
§ привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации представителей разных секторов общественности и разных областей творческой деятельности;
§ обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности;
§ участие в массовых мероприятиях, проводимых органами печатной и электронной прессы, в поддержании и укреплении обратной связи с аудиторией (в том числе через редакционную почту).
Редакторская работа журналиста, направленная на приведение предназначенных к публикации произведений в соответствие с требованиями и нормами, принятыми в СМИ. Оценка степени готовности предоставленного материала, его редактирование, согласование правки с автором (авторским коллективом).
Непосредственное участие журналиста в конструировании и выпуске массовых информационных потоков «в свет» и «в эфир». Подбор материалов для ретрансляции: официальных сообщений, текстов информационных агентств и служб по изучению общественного мнения, публикаций других СМИ и т.п. Подготовка заявок на публикации и предложений по верстке, выступления при обсуждении текущих номеров и программ, дежурства по выпуску.
Зависимость круга обязанностей журналиста от канала трансляции массовых информационных потоков.
Авторская работа журналиста: создание собственных произведений для печатной и электронной прессы.
СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Общее понятие о способе журналистского творчества
Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа
деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.
Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.
Творческий акт журналиста: ход работы
Творческий акт журналиста – единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста.
Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.
Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование и расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи – сердцевина любой из разновидностей журналистского познания. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта.
Создание текста –
завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии.
Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.
Методы и приемы журналистского творчества
Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики.
Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях.
Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в функции теоретических методов познавательной деятельности.
Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.
Методы предъявления информации, используемые для воплощения образного и нормативного рядов ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.
Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.
Технические средства в процессе журналистского творчества
Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса.
Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед
журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п.
Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации.
Перспективы, открываемые перед журналистикой
использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.
Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста
Представления профессионального сознания, направляющие творческое поведение журналиста: методологические постулаты; технологические правила; законы и нормы права; профессионально-этические категории, принципы и нормы. Основные различия между ними.
Освоение правовых основ журналистской
деятельности и профессионально-этических представлений журналистского содружества – важнейшие моменты профессионального становления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Журналистика
– это вид творческой деятельности человека,
где основой профессии является постижение
жизни, объективное освещение любых сторон
реальной действительности, осмысление
многообразия человеческого бытия, а также
специфическая форма внеличностного общения.
Журналистика отражает общественное сознание
и формирует его, служит обществу и одновременно
является инструментом социального управления.
Именно вследствие этого СМИ называют
четвертой властью (вслед за представительной,
исполнительной и судебной). Являясь сложным
диалектическим явлением современной
жизни, журналистика – одно из важнейших
орудий общественного прогресса, ибо без
всестороннего развития журналистики
невозможно развитие общества и человеческой
цивилизации.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены функции журналиста в творческой и общественной деятельности и выявлены основные качества, необходимые для осуществления данной деятельности.
Информация о работе Журналистика как форма общественной и творческой деятельности