Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:24, реферат
Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается сильнее...
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества.
1.Введение.
Журналист. Описание профессии.
Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается сильнее...
Журналистика является довольно
молодым и активно
Необходимость знания и понимания
причин и предпосылок, способствующих
появлению и становлению
Каждый сегодня знаком с понятием «журналист»; это публичная, общественная профессия: журналист всегда на виду, в гуще событий. Но человек, далекий от журналистики, наверняка затруднится ответить, чем именно профессия журналиста отличается от других, в чем её специфика.
Понятие профессия означает вид трудовой деятельности, каких-либо занятий людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Многие считают журналистику квазипрофессией. К примеру, журналист не может быть врачом без образования, а врач может заниматься журналистской деятельностью. Противоречие есть и в определении сути профессии: ремесло или талант? Если задуматься, то в первую очередь необходим талант, призвание. Но и без труда в журналистике делать нечего. Быть журналистом означает каждый день заниматься кропотливой работой.
2.Журнализм в мире профессий
Понятие профессия означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности (от лат. «особенный, своеобразный»), т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии.
Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то,например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, работниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специалисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется профилизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов различает профессии пяти типов.
Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналистике большую роль, особенно с введением компьютеризации в информационный процесс.
Мир профессий весьма обширен,
но полезно сравнить профессию журналиста
с родственными профессиями, которые тоже
имеют дело с информацией, словом, коммуникацией,
воспитанием, творчеством, социальной
деятельностью, т.е. с социономическими,
эргономическими и сигнономичсскими типами
профессий. Это коммуникативные, информационные,
исследовательские,
3.Виды журналистских
3.1. Репортёр.
По сути, репортерская работа
– основа современного телевидения;
без корреспондентских
Репортерская работа — это проникновение ТВ в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу “говорящих голов” студии. Если оставить “телезвезду”, ведущую новости, без репортажей, такие новости едва ли кто-нибудь станет смотреть. Каждый репортаж — камешек в мозаичной картине мира. А ТВ изобрели именно для того, чтобы видеть самое важное и интересное, что происходит на планете каждый день.3
«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.
Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия, достоверности, сопереживания. Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.
Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:
Задача репортера –
дать аудитории почувствовать
Высокая творческая свобода автора в репортаже помогла многим репортерам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов.
3.2. Комментатор.
Понятие комментария происходит от латинского commentarius – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов.
Комментарий представляет собой точку зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора обычно выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Однако и он должен стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.
Зачастую, предпочитается приглашать для комментирования событий видных публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом «чувстве камеры» – умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Один из признаков профессионализма в этом плане – умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива – глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого «живого человека» оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается).
Комментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация. Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.
3.3. Обозреватель.
Журналист-обозреватель занимается анализом в определенной сфере деятельности, способен делать выводы и прогнозировать процессы.
Определяющий признак жанра обозрения ? единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать ? значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.
Обозреватель должен:
3.4. Редактор.
Редактор в СМИ выполняет очень важную функцию: в его непосредственном подчинении находится редакция и все журналисты.
Он отбирает и размещает информацию различного рода в своем СМИ, стремясь к достижению максимальной информативности и популярности своего издания. Также редактор занимается правкой текстов, стилистической или содержательной. В его власти ? определение информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, компоновка номеров и выпусков. Редакторы конкретных отделов СМИ, например, спортивного или экономического, занимаются координацией работы журналистов своего подразделения, правкой материалов.
3.5. Интервьюер.
Интервью, по мнению опытных журналистов, – это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для обоих собеседников. Интервью – непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью.
Существует несколько основных разновидностей интервью, знать которые необходимо хотя бы для того, чтобы не оказаться в роли известного русского народного персонажа, который плакал на свадьбе и плясал на похоронах. Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные типа «вокс-поп» (в России их называют «интервью-анкета»), тогда интервьюер — это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. Анкета, ручка и улыбка на лице – вот главные орудия сотрудника, являющегося основным звеном между мнениями людей и теми, кому эти мнения интересны.
Разумеется, физическое изображение
человека присутствует в любом из
вариантов, но портретное интервью отличается
от информационного или «вокс-