Журналист. Описание профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая "Вторая древнейшая профессия". И все же обаяние легенды оказывается сильнее...
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 680.30 Кб (Скачать файл)

Иногда полагается, что  набор одних и тех же стандартных  вопросов («что вам нравится?», «что не нравится?», «что цените в мужчинах?», «... в женщинах?», «над чем сейчас работаете?», «расскажите что-нибудь о...», «что больше всего запомнилось?», «что вы цените в искусстве?» и т.п.), выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку, причем безапелляционно, словно сам-то интервьюер знает правильные ответы на любой вопрос. Это глубокое заблуждение. Настоящий серьезный интервьюер придумывает вопросы каждый раз новые – исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос – вещь одноразовая.

Найти хорошего интервьюера  сегодня непросто. Работа с людьми требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить  к себе собеседника. Убедить респондента  в том, что именно его мнение очень  важно, – дело не из легких. Кроме  того, интервьюер должен быть ответственным: заполнять бланки добросовестно  и сдавать анкеты в срок.

От интервьюеров очень  многое зависит, порой больше, чем  от исследователя. Ведь если интервьюеры  исказят собираемую информацию (в  достаточном объеме), и это не будет обнаружено, то последствия  могут быть далеко не радужными. Именно по этой причине важнейшими требованиями к кандидату являются ответственность и честность.

Информационные интервью делятся на два основных вида: есть «интервью-факт» и «интервью-мнение». В первом случае интервьюер ищет свидетельства  очевидцев, видевших событие. Репортер, берущий информационные интервью, занимает определенную позицию: он добывает документальный материал по поручению и от имени  зрителя. Сложнее роль интервьюера  в больших диалогах. Тут интервьюер может выступать как заботливый друг, если имеет дело с человеком, не очень уверенным в себе. Эта  роль предполагает, что журналист  оказывает значительную помощь собеседнику. Тип взаимоотношений – сотрудничество. Можно заранее договориться о  круге вопросов, не определяя, впрочем, точных формулировок.

Острее и интереснее бывает соперничество, когда журналист  выступает в роли скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит аргументы противоположной стороны (не «от себя», а «говорят, что...»). Если журналист располагает фактами, которые собеседник хотел бы скрыть, он выступает как некий разоблачитель  – но делает это корректно, не превращая интервью в допрос.

Иногда полезно сыграть  наивного человека, «валять дурака», прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры), а потом уже выложить свои «козыри».

Таким образом, интервьюер сочетает в себе таланты исследователя  и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов журналист знакомится с досье  на своего героя, если таковое имеется  в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями  в прессе. До основных вопросов могут  быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор. Контактный вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой, если эфир прямой – можно спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т.п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Надо реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос. То есть вести себя, как в нормальном разговоре. Это и будет «высший пилотаж». Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек знает многое, но хочет узнать еще больше; это человек воспитанный, грамотный, словом, – личность, а не подставка для микрофона. На лице – заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, не обязательно.

Следует учесть еще два  профессиональных аспекта.

Первый. Если есть возможность  выбирать место проведения интервью – необходимо продумать, где лучше  всего будет выглядеть ваш  разговор с собеседником: в студии (здесь журналист – хозяин и  принимает гостя «на своей  территории»), на службе у собеседника (здесь уже журналист «в гостях»). Встреча может состояться дома, на даче, на рыбалке и т.п. – если разговор со службой не связан и  хочется получить информацию о частной  жизни, пристрастиях, увлечениях собеседника.

Можно сочетать все эти  варианты: одни вопросы задать на работе, другие – дома или на отдыхе, таким  образом, ваш собеседник предстанет и официальным лицом («в галстуке»), и раскрепощенным обстановкой. Если интервью посвящено воспоминаниям  о каком-то важном событии в жизни  вашего собеседника, лучше всего  поехать с ним на место, связанное  с событием.

Наиболее трудные моменты  в каждом интервью – вводные, начальные  фразы. Плохо поступает журналист, когда начинает, обращаясь к зрителям, давать характеристики собеседнику. При  этом герой не знает, куда девать глаза. Гораздо лучше совместить представление  и первый вопрос. Произнеся первую фразу на камеру, развернуться к  собеседнику и вместе с ним  развивать разговор.

 

 

 

 

 

 

3.6. Журналист-расследователь.

Сам жанр журналистского расследования  предполагает всестороннее и подробное  исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой  приходится преодолевать нежелание  определенных структур предоставить интересующую информацию. Часто расследования  связаны со злоупотреблениями властью  и коррупцией. Но талантливый журналист  сумеет сделать блестящий материал и вне этих рамок, попытавшись, к  примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры.

Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным  исследованием. Он, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие  вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз  он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и  комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному  заключению.

Журналистское расследование - задача чрезвычайно сложная и, случается, опасная для неподготовленного человека. Даже корифею от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив. Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Сопоставление журнализма  с родственными профессиями.

4.1.  Журналист и писатель.

Основное сходство журналистской  профессии с писательством -- это слово, инструмент профессии, и та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета, его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая некий обширный фрагмент окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении.

У  журналиста объект- текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Он, в отличие от писателя, в работе опирается на факты, а не на свою фантазию. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.

К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля, в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Журналист и деятель  искусства.

Журналистику с искусством роднят множество функций, и главная - создание модели мира. Но в искусстве это образная, часто воображаемая форма, а в журналистике - реальная, конкретная, объективная .

Основной инструмент художника  - художественный образ, у журналиста - документальный факт реальной жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства - познавательные и эстетические, в журналистике они тоже присутствуют, но на первом плане стоят информационные, социально ориентирующие и регулирующие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Журналист и ученый.

Задача ученого - выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, результат ее принципиально непредсказуем. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука - в основном интеллектуально-понятийную, Журналистика -- смешанный тип.

Самая важная сходная черта  -общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект ? это обычно случайные явления, а не закономерности. Он исследует эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями.

Язык его аргументов - живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность. Продукт ученого - научная монография или публикация, стиль изложения - сугубо строго научный. Продукт журналиста - текст, телелерадиопередача, способ изложения доступен широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта - ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта - массовая аудитория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Журналист и историк.

Профессия историка очень  близка к журнализму, потому что  и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк  изучает прошлое, последовательно  и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно.

Журналист - «историк» быстротекущей современности. Он не ставит перед собой задачи охватить ее в сущностных исторических моментах, хотя так может получиться, если он объективен в изложении и если в поле его зрения попадают важные, крупные события

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5. Журналист и политик.

Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными общностями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Основная сфера государственной власти - регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но журналист воздействует на общество при помощи информации, на социальные институты -- путём влияния на общественное мнение. У политиков и государственных служащих в силу их полномочий есть возможность влиять на общество напрямую.

Представитель государственной  власти имеет право приказать, наложить определенные санкции, наказать. Журналист  такого права не имеет. Он воздействует словом, а карает только информацией  через общественное осуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6. Журналист и юрист.

Новые грани в профессии  журналиста открывает и родство  его с профессиями правоохранительной сферы. Главной функцией таких профессий  является воспитание правосознания  граждан и охрана общественного правопорядка.

С прокурорской профессией журналистскую объединяет то, что они содействуют обнаружению отклонений от правовых норм и правового поведения; со следователем - изучение обстоятельств дела и причин этих нарушений; с адвокатом -- непредвзятое расследование и защита обвиняемых; с судьей -- справедливое решение, осуждение и наказание виновных или оправдание невиновных. Иными словами, их роднят функции социальной правовой «санитарии».

Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процесс  обвинения или защиты различны. Протокольные и скрупулезно проверенные у  работника правоохранительной сферы; часто публицистические, фрагментарные, эмоционально-субъективные - у журналиста, хотя он тоже пользуется и обязан использовать объективные данные и доказательные аргументы. Естественно, разнятся стили изложения позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.7. Журналист и оратор.

Часто сравнивают профессии  журналиста и оратора, тем более  что генетически они вышли  из одного гнезда. Еще Платон определял  риторику как «искусство убеждения  при помощи слов, получающее свое значение в самих словах, убеждающее, но не поучающее». Аристотель назвал риторику искусством слов.

Основное различие оратора  и журналиста в том, что у них  разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие  функции. Вот что писала «Неделя» еще в 1878 году: «Теперешняя печать такая же трибуна, но более удобная. Удобство её в том, что она открыта  постоянно, что не приходится ждать  очереди, не приходится бояться, что  голос трибуна не будет услышан... Писатель-публицист является, таким  образом, тем же оратором и трибуном, таким же прорицателем, таким же проводником идеи и воспитателем толпы, как древний трибун, но с  более удобными, широкими внешними возможностями пропаганды».

И оратор, и журналист  воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения  аудитории. Но оратор имеет локальную аудиторию и основная его цель - политическое воздействие, желание добиться определенного поведения от слушателей. Аудитория журналиста более объемная и часто невидимая ему, и функции его деятельности шире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.8. Журналист и педагог.

И тот и другой осуществляют воспитательные и обучающие функции, но у педагога - это главные задачи, а у журналиста часто скрытые, неявные и зависят от типа общества и журналистики. Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют.

Педагог дает знания и воспитывает  своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист обычно общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист - мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Но нужно иметь в виду, что существуют специальные педагогические газеты и журналы, учебные передачи на телевидении и радио, где обучающая функция является главной, а не побочной.

Информация о работе Журналист. Описание профессии