Издательское дело и редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:37, курс лекций

Краткое описание

1. Виды редакторской правки.
2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки.
3. Анализ текста по признакам речевых структур.
4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации.
5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению.
6. Виды заголовков по степени содержательности, составу и форме заголовков.

Вложенные файлы: 1 файл

TRIP_-_leto.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Для подготовки данных ответов использовалась следующая литература:

Жарков И.А Технология редакционно-издательского дела

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова  И.М. Экономика и организация издательского  дела

Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского дела

Мильчин А.Э. Издательский словарь  справочник

Мильчиа А.Э. Методика редактирования текста

Отрывки из ГОСТов

Лекции

Некоторые сторонние сайты

 

 

 

 

1. Виды редакторской правки

 

* вычитка

*сокращение

*обработка (более глубокое вмешательство в текст, чем при вычитке)

*переделка (когда остается только  авторский фактический материал, а редактор буквально переписывает  текст за автора, основываясь  на его «фактуре»)

Начинать правку следует с большого (содержание, композиция, логика), переходя потом на более мелкие детали (речевые, грамматические, пунктуационные ошибки и пр.). Правка должна быть минимальной. Лучшая правка та, которую незаметно. Избегать вкусовщины (немотивированной правки, такой, «потому что мне так кажется красивее», все аргументировать!). Всю правку согласовывать с автором (по закону – 4 часть Гражданского кодекса и по «совести» - автор специалист, а редактор нет, редактор мог существенно исказить смысл).

 

 

2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки

 

Значительное по содержанию литературное произведение будет неэффективным, если несовершенны смысловая организация  его материала и композиция.

Композиция - это построение произведения, объединяющее все его элементы в  единое целое, это путь раскрытия содержания, способ системной организации элементов содержания.

Структурные элементы содержания могут  соответствовать теме в данной разработке, целесообразному объему, их состав и содержание могут оцениваться  положительно, но при этом не исключается неправильный с точки зрения специфики произведения и издания и требований логики порядок их расположения. При вполне благополучной структуре, рассматриваемой как совокупность элементов содержания произведения, может быть неудовлетворительная композиция. В одних случаях речь идет о логических ошибках в построении материала, в других - о несоответствии композиции предметно-тематической направленности произведения, его жанру, виду литературы, целевому назначению или читательскому адресу издания. Единство содержания и формы требует оптимального варианта композиции по отношению к содержанию. Чем сложнее по замыслу произведение, тем сложнее его композиция. С изменением композиции меняется и содержание.

Работа редактора над композицией  произведения включает следующие этапы:

анализ, характеристику и оценку общего построения работы;

анализ, характеристику и оценку построения отдельных частей, выделяемых по признакам  речевых структур - повествований, описаний, рассуждений;

обобщение результатов анализа  и общую оценку композиции.

Какие требования предъявляются к  композиции литературного произведения? Композиция должна соответствовать  специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу текста.

Критериями оценки композиции являются гармоническая целостность и системность. Гармоническая целостность предполагает совершенную организацию литературного материала: логически правильную последовательность частей, их соразмерность, согласованность, соподчиненность. Системный подход к оценке композиции требует рассмотрения произведения в качестве системного образования со своими подсистемами, компонентами и элементами и соответствующими отношениями между ними. В системном образовании связь между частями такова, что любые изменения, касающиеся даже самых маленьких частей, влекут за собой изменения целого.

Анализ общего построения произведения в целом представляется следующим образом:

выявление структурообразующих частей произведения, вплоть до самых мелких рубрик, с использованием логических правил деления;

определение реальных логических отношении  между выделенными частями;

установление порядка расположения равнозначных и соподчиненных частей.

Основой изучения построения произведения является формально-логический анализ, который связан со специально-предметным и лингвостилистическим анализом. Структурно-композиционные части выделяются по результатам осмысления содержания произведения. Это фрагменты предметно- и проблемно-тематического плана и все элементы произведения. Анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации позволяет понять смысл высказываний автора и найти однородные по каким-либо признакам части текста. Выявление фрагментов по их принадлежности к определенным речевым структурам базируется на нормативных материалах лингвистики.

Анализ композиции предполагает выявление логических связей на уровне структурообразующих частей работы и на уровне фрагментов внутри каждой части. Эти связи раскрывают смысловые, структурно-логические отношения между ними. Они могут быть логически правильными и неправильными. Правильные с точки зрения логики связи могут не соответствовать специфике произведения и издания. Именно от особенностей произведения и издания зависит характер отношений между содержательными частями произведения. Поэтому сначала анализ направлен на выявление смысловых связей между самыми разными частями произведения, а затем - на оценку этих связей с точки зрения соответствия, во-первых, законам логики и, во-вторых, специфике произведения и издания. Целесообразность того или иного способа общего построения произведения и использования в нем сочетаний разного рода речевых структур определяется характеристиками произведения и издания.

Процесс анализа композиции основан  на мысленном разрушении существующих вариантов построения произведения, т. е. на его декомпозиции. Критический подход, на котором базируется анализ, требует осмысления содержания и установления связей, объективно существующих между фактами, независимо от того, как их представляет автор. Это процесс противоречивый. С одной стороны, при чтении отмечается четкая реакция на те варианты построения произведения, которые дает автор, с другой - авторские варианты разрушаются, и осмысление содержания и композиции проходит независимо от них, а в ориентации на объективно существующие связи, реальные логические закономерности и отношения.

Существует понятие  композиционные связи. Это смысловые, структурно-логические отношения между самыми разными частями произведения. Они могут быть выражены в произведении и издании по разному:

по смыслу, без внешних признаков;

словесно-понятийными средствами;

графическими и полиграфическими средствами.

Следовательно, в одних случаях  композиционные связи в произведении никак не обозначены, в других - связь  между композиционными элементами определенным образом обозначена, причем может быть прямо сказано, какая это связь («сделаем выводы», «итак», «уточним направления исследования», «приведем описание прибора» и др.), или же может быть только «сигнал» о начале нового композиционного фрагмента (наборные элементы, пробел в наборе и другие полиграфические средства).

В основе построения произведений всех видов литературы, кроме художественной, лежит план. По плану можно составить  представление об общем построении работы. Однако надо иметь в виду, что план может быть несовершенным и в какой-то мере не соответствовать содержанию. Только в результате полного анализа можно объективно оценить общее построение произведения.

По итогам осмысления содержания произведения редактор выявляет его структурно-тематические части, а затем приступает к анализу логических отношений между ними. Есть равноправные (интегративные) отношения и отношения соподчинения. Разного рода недостатки композиции обусловлены тем, что характер связей между тематическими частями произведения не соответствует их реальным отношениям. После выявления реальных связей между частями произведения следует рассмотреть порядок их расположения. Возможна разная последовательность как равноправных, так и соподчиненных частей. Равноправные части, например, могут располагаться от простого к сложному, от главного к второстепенному, от известного к неизвестному, от общего к частному и др. Целесообразная последовательность определяется спецификой вида литературы, предмета                  и жанра произведения, целевого назначения и читательского адреса издания. Построение произведения зависит от логики исследования предмета, рассматриваемого в произведении, использованной методики, маршрута движения, описываемой технологии и др. Иначе говоря, построение произведения зависит от всего того, что лежит в основе его замысла и создания.

Связи между всеми системообразующими элементами произведения устанавливаются  с учетом их содержательной значимости. Ключевые положения, аргументы и  примеры находятся в сложных  взаимоотношениях. Каждая из системообразущих частей связана определенным образом как с аналогичными по содержательной значимости частями, так и с частями другой содержательной значимости. На уровне одинаковых по содержательной значимости фрагментов имеют место интегративные связи, на других уровнях - соподчинительные.

При анализе и оценке композиции, кроме содержательной значимости отдельных  фрагментов, принимаются во внимание средства выражения и формы представления  литературного материала, его информативность, эстетическая, психологическая и эмоциональная насыщенность, используемые речевые структуры, характеристики по критериям достоверности, точности, новизны, научности, уместности, яркости, выразительности, наглядности, доступности. Иначе говоря, при анализе композиции рассматриваются все без исключения элементы произведения с учетом их логической и содержательной роли. При этом имеется в виду, что взаимосвязи между элементами анализа и элементами произведения многообразны и взаимообусловлены. Поскольку композиция - это путь, способ раскрытия содержания, порядок расположения частей произведения влияет на выразительность, наглядность и другие характеристики того или иного фрагмента и произведения в целом.

Композиция является средством  развития темы, представлением главной  мысли и идеи произведения. Если фактический материал расположен в последовательности от плохого к хорошему, от известного к неизвестному, от временных изменений предмета к качественным, то в этом отражается логика содержания, именно так читателя подводят к главному выводу литературной работы. Смысловые оттенки содержания связаны и с расположением нетекстовых элементов произведения (таблиц, формул, рисунков) и фрагментов с цифрами, датами, фамилиями, названиями, цитатами. Предметом изучения при разборе композиции являются также порядок следования и сочетание материалов рационального и эмоционального характера.

Выделив части произведения по признакам  речевых структур - повествования, описания, рассуждения, - необходимо рассмотреть, в какой последовательности они  расположены, какие между ними логические связи и как эти связи выражены. Нужно выявить связи между описаниями в рассуждениях, рассуждениями в повествованиях, а также между фрагментами, одинаковыми по признакам речевых структур. В произведении, как правило, имеют место сложные речевые структуры, включающие и повествования, и описания, и рассуждения, что усложняет композиционные связи.

Целесообразный порядок расположения системообразующих частей произведения обусловлен не только их собственной  логической значимостью и всеми присущими им особенностями, но и реальной значимостью для читателя. С чего, например, начать раздел? С ключевого положения или, может быть, с примера? В научной работе - с ключевого положения, в научно-популярной - можно и с примера.

Многие недостатки композиции объясняются нарушением требований основных законов логики. К наиболее распространенным недостаткам композиции относятся: неправильное деление произведения на наиболее крупные структурные части; неправильная классификация фактического материала; выход за пределы темы; неполное раскрытие темы; несоразмерность частей; перекрещивание и взаимопоглощение материала; повторения; бессистемное изложение; неправильные логические связи между частями; неправильная или нецелесообразная последовательность частей; неудачная разбивка текста на абзацы.

Осознанное использование при  анализе четырех правил логического  деления позволяет не только найти  логические ошибки в композиции, но затем и устранить их.

Деление произведения на части, т. е. структурирование фактического материала, должно быть обоснованным - всегда должно быть выдержано одно основание деления, один признак, принцип деления. Части целого, в данном случае тематические части произведения, имеют свои видовые различия, которые и являются основанием деления. Разработка каждой микротемы в произведении предполагает такую концентрацию соответствующего материала в одном разделе, при которой исключается перекрещивание и повторение фактов. Это требования взаимоисключения вопросов, тем. Члены деления, т.е. части произведения, должны исключать один другого.

Логическое деление произведения на части должно быть соразмерным. Сумма  объемов членов деления должна совпадать  с объемом делимого. Другими словами, общий объем выделенных частей должен составлять целое - целесообразный объем произведения. При этом тема должна быть полностью раскрыта в соответствии с планом конкретной разработки. Логическое деление должно быть непрерывным. Каждая из выделенных частей в свою очередь делится на части и так до самых мелких частей. Каждая часть, с одной стороны, является самостоятельной, и в ней выявляются свои составляющие ее части, с другой стороны, она занимает свое определенное место в составе целого целого произведения.

Деление произведения на части отражается в рубрикации, оглавлении, плане, плане-проспекте произведения.

 

При рассмотрении композиции выделяются все имеющиеся в произведении проблемно- и предметно-тематические фрагменты, логико-содержательные и  другие элементы произведения. Выводы синтезируются применительно к  понятиям «гармоничная целостность» и «системность». Они связаны с нормативными требованиями к общему построению произведения и с требованиями по соответствию признакам произведения и издания. Например, несоразмерность частей может быть недостатком произведения, а может быть и целесообразной в связи с необходимостью рассмотреть отдельные вопросы более подробно. Несоразмерность частей произведения также может быть обусловлена наличием интересного материала в большом объеме.

Информация о работе Издательское дело и редактирование