Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:37, курс лекций
1. Виды редакторской правки.
2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки.
3. Анализ текста по признакам речевых структур.
4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации.
5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению.
6. Виды заголовков по степени содержательности, составу и форме заголовков.
Такой заголовок (помещаемый внутри текста
с отбивкой от предшествующего и
последующего текста, начальный –
только от последующего) применяется
практически во всех изданиях, кроме
изданий нерубрицированных или
с многочисленными мелкими
Все подразделы с заголовками в разрез текста разных ступеней верстаются подряд, без концевых и спусковых пробелов, что благоприятно сказывается на емкости печатного листа (см. 1.13.1).
Применяется в изданиях с очень сложной многоступенной рубрикацией и большим числом мелких заголовков, когда к изданию предъявляются требования особой компактности (напр., справочные издания). Цель – сократить число ступеней заголовков, различающихся только шрифтовым оформлением, а также уменьшить потери площади из–за пробелов. Само положение заголовка без отбивки позволяет оформить его так же, как заголовок предшествующей ступени, не уменьшая кегля и не меняя начертания шрифта.
Так расположенный заголовок, в отличие от рядового заголовка в разрез текста без отбивок или только с верхней отбивкой, может рассматриваться как заголовок нижестоящей ступени, поскольку он более близок к заголовку в подбор к тексту, чем такой же заголовок, расположенный в красную строку или от края набора. Правда, эта близость не настолько ясно выражена для каждого читателя, чтобы не использовать дополнительных средств для четкого отличия заголовков этой ступени от заголовков высшей. Поэтому в случае, когда оба этих вида заголовка нужны издателю, желательно, чтобы заголовок высшей ступени был отбит от предшествующего текста, а заголовок с абзацного отступа от него не отбивался.
Такой вид рубрики (начинает 1–й абзац рубрицированной части текста и отделяется от последующего текста точкой и междусловным пробелом) применяется в изданиях с большим числом мелких рубрик (до нескольких на страницу) или с очень сложной многоступенной рубрикацией (8 ступеней и более) – справочниках, инструктивно–нормативных изданиях и т. п. Цель – увеличить емкость печ. листа, сократить число ступеней заголовков, различающихся только шрифтовым оформлением. В настоящем справочнике так оформлены заголовки 8–й ступени (см., напр., заголовок «Словесная форма чисел» в 6.1.3).
Такой заголовок–врезку, с оборкой осн. текстом, применяют гл. обр. в изданиях учебного назначения, требующих от читателя осмысления и запоминания большого фактического материала, со сложными взаимосвязями. Книги с форточками выходят все реже, т. к. усложняют набор и верстку. Цель применения – не разрывая изложения, обозначить заголовками осн. вехи описываемого процесса или стороны характеризуемого объекта, обобщенно выразить осн. смысл части текста (наметить как бы пункты конспекта).
Такой заголовок – расположенный на поле страницы – применяется в справочных изданиях с большим числом мелких иллюстраций на поле; в учебных изданиях с мелкими заголовками–тезисами, сжато раскрывающими содержание подразделов. Цель – резко отделить заголовки от текста для упрощения поиска справочных сведений; использовать поле, отведенное под иллюстрации, не полностью занимающие его; не разрывать заголовками изложение. Ограничивает применение фонариков потеря бумаги из–за уменьшения формата набора осн. текста и, следовательно, снижения емкости печ. листа.
Это внутритекстовое выделение. Как заголовок его используют: а) в изданиях с очень большим числом ступеней рубрикации (10 и более); б) в изданиях с форточками, требующими введения подчиненных заголовков; в) в изданиях с мелкими подпараграфами. Цель – компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней; использовать единственную возможность выразить подчиненность заголовков форточкам; увеличить емкость печ. листа благодаря тому, что заголовки не выделены в отдельные строки с отбивками от текста.
8. Работа редактора над содержанием литературного произведения
Любое литературное произведение, даже самое маленькое, включает разнородные элементы и является сложным по составу. Чтобы изучить произведение, нужно разобраться в его содержании, т. е. выявить все его элементы, провести их классификацию, а затем приступить к рассмотрению элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В задачу специально-предметного анализа входят изучение и оценка содержания произведения независимо от того, в каком виде дан материал: текстовом, табличном, формульном или иллюстративном. На этом этапе имеет значение только его содержание, а не форма представления. Перед редактором стоит задача мысленно представить фактический материал в формально упорядоченном виде.
Прежде всего
в результате осмысления содержания
произведения выделяются части по предметно-
и проблемно-тематическому
В результате разбора содержания становится ясно, какие главные тематические части есть в произведении, аргументированы ли они, иллюстрируются ли примерами. Полный содержательный блок объединяет ключевое положение, аргументацию и примеры. Наряду с полными содержательными блоками правомерны и такие, в которых отсутствуют аргументы или примеры.
Уже в самом начале, занимаясь разбором содержания, редактор учитывает исходные характеристики произведения и возможного издания. Эти характеристики обусловливают подход к анализу. Так, если редактор работает с научно-популярным произведением, он исходит прежде всего из того, что ключевые положения следует искать там, где изложены научные сведения, которые пропагандируются. Профессиональный разбор содержания проходит упорядоченно, а не стихийно, когда читающий может обратить или не обратить внимания на те или иные элементы содержания. В последнем случае результаты анализа непредсказуемы. Анализ и выводы могут быть неполными, неточными или неправильными.
Литературное произведение нужно рассматривать как системное образование, независимо от того, имеется сложившаяся система или нет, совершенно это образование или несовершенно. Классификация фактического материала, выявление системообразующих элементов сами по себе сложны именно потому, что в авторском произведении сложившаяся система нередко не обнаруживается, отдельные ее составляющие отсутствуют. Да и сами элементы содержания могут быть несовершенными. Например, те факты, которые используются автором в качестве аргументов, по существу аргументацией не являются. Такие просчеты бывают единичными и повторяющимися. Задача редактора - выявить все содержательные элементы произведения и осмыслить фактический материал в формально упорядоченном виде.
Анализ и классификация фактов усложняются тем, что в тексте произведения ключевые мысли, аргументы и примеры фиксируются не в резком тематическом разграничении, а в сложном переплетении или разъединены большими фрагментами. В произведениях разных видов литературы, разных жанров и разной предметной направленности структурирование, взаимосвязь и взаимообусловленность содержательных элементов различна. Наиболее четко, нередко даже визуально, они представлены в научной, учебной, справочной литературе. Кроме того нужно иметь в виду, что ключевые положения, аргументация и примеры существуют в совокупности высказываний, образующих соответствующие части содержания. В каждом случае это могут быть очень сложные структуры, например, одно ключевое положение может складываться из большого числа высказываний, в целом образующих главную мысль. Ключевые положения в свою очередь бывают разного уровня. Они как бы многоступенчаты и последовательно по мере усложнения и обобщения выходят на главные мысли, синтезированные в теме. Так, ключевые положения есть в каждом параграфе, в каждой главе, в каждом разделе.
Систематизация фактического материала по содержательной значимости предполагает формирование структурных блоков разного объема, в пределах которых обнаруживается прямая взаимосвязь между ключевыми положениями, аргументами и примерами.
Перед редактором, с одной стороны, стоит задача систематизировать фактический материал, для того чтобы затем проанализировать каждую группу фактов, с другой - решение этой задачи само по себе возможно только на основе глубокого анализа, так как для определения содержательной значимости фактов их нужно рассмотреть с точки зрения роли и места в данном фрагменте и в произведении в целом.
При изучении произведения редактор мысленно развивает аргументацию, ищет новые аргументы, если их нет, подбирает примеры для того, чтобы точнее представить все то, что описывает автор. В произведении могут быть материалы, посторонние по отношению к рассматриваемым вопросам, или могут отсутствовать необходимые составляющие. В процессе анализа редактор мысленно исключает все лишнее и воссоздает недостающие звенья, выстраивая их в логически обоснованный ряд.
Выявление содержательных блоков необходимо для оценки полноты освещения отдельных вопросов и разработки темы в целом. Нужны ли в каждом конкретном случае примеры, в какой степени требуется аргументация? Это зависит от особенностей произведения и издания. В произведениях разных жанров, разных видов литературы, изданиях с разным целевым назначением и читательским адресом требования к полноте отдельных содержательных блоков будут разными. В научном произведении необязательны примеры, в научно-популярном, напротив, они играют особую роль и без них не обойтись, в учебном - необходимы и аргументы, и примеры. При этом нельзя не учитывать специфики предмета произведения, характера предполагаемого чтения, процесса умственной работы читателя.
После разбора и систематизации фактического материала по его логической значимости в произведении следует анализ содержательных блоков, каждый из которых объединяет ключевое положение, аргументацию и примеры. При этом устанавливаются связи между всеми ключевыми положениями, исследуются аргументация и иллюстративный текстовой материал в целом.
Разбор содержания произведения по предметно- и проблемно-тематическому принципу и содержательной значимости преследуют цель получить реальное представление о структуре произведения, разработке темы, выделить части, необходимые для последующей их характеристики и оценки.
9. Виды заголовков по взаимодействию с текстом, по роли подчиненного текста
К ним относятся шмуцтитул, шапка, заголовок в спусковом пробеле, все виды заголовков в разрез текста, заголовок с абзацного отступа отдельной строкой и в подбор с последующим текстом. Они, отделяя одну часть текста от другой, придают каждой части относительно самостоятельный характер и вынуждают читателя делать паузу после чтения одной рубрики и перед началом следующей. Это невольно заставляет задуматься, подвести итоги. Чем выше ступень таких заголовков, тем больше пауза.
Подобный текст встречается обычно в инструктивно–нормативных, реже в справочных изданиях, и место заголовка в нем – перед номером пункта или после него – определяет, какой по объему текст охватывается заголовком:
1. Тематический заголовок перед нумерованным пунктом означает, что он охватывает не только этот, но и следующие нумерованные пункты до такого же или старшего по значению заголовка. Тематический заголовок после номера пункта относится к тексту только этого пункта. Напр.:
Заголовок
5. Текст пункта
6. Текст пункта
7. Заголовок. Текст пункта
2. Типовой тематический заголовок «Внимание!» с примыкающим к нему текстом помещают: а) перед нумерованным пунктом, если он относится к нескольким (многим) пунктам, причем примыкающий к нему текст предупреждения также выносится из состава пункта; б) после номера пункта, если заголовок относится к тексту только этого пункта. Напр.:а) ВНИМАНИЕ! При выполнении операций, описанных в пп. 2.13.7–2.13.11, следить за напряжением, не допуская превышения 30 В.
2.13.7. Текст пункта...
...
2.13.11. Текст пункта...
б) 2.13.12. ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к выполнению описанной ниже операции, отключите...
Допустим также вариант
а) 2.13.7. ВНИМАНИЕ! При выполнении операций, описанных в пп. 2.13.8–2.13.12, следить за напряжением, не допуская превышения 30 В.
б) 2.13.12. ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к выполнению операции, описанной в п. 2.13.13, отключите...
Это форточки и фонарики. Они, конечно, тоже отвлекают от чтения текста, но его не прерывают, а только показывают, где кончается одна его смысловая часть и начинается другая. Намечая в тексте мелкие его подтемы (по нескольку на странице), они не дробят его на слишком мелкие части, благодаря чему не мешают воспринимать старшую рубрику как нечто цельное.
Это заголовки – внутритекстовые выделения. Они позволяют читателю, вовсе не отвлекаясь от текста, видеть конец одной подтемы и начало следующей.