Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:59, курсовая работа
Сегодня, во времена ХХI столетия, большая часть человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. В то время как огромная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
Кроме того, очевиден тот факт, что жизнь человека протекала бы нудно, вяло, неинтересно, скучно, если бы речевые коммуникации между людьми сводились к строгой и бесстрастной констатации "положения дел". В действительности в коммуникативных процессах, помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего-либо.
1.Введение…………………………………………………………….……..ст. 3
2. Сущность и функции полемического мастерства………………….….ст. 5
3. Виды и принципы полемики……………………….……………………ст.13
4. Этапы подготовки и проведения дискуссии……………………………ст.15
5. Полемические приемы…………………………………………………...ст.17
6.Заключение………………………………………………………………..ст.23
7.Список используемой литературы………………………………………ст.25
Совершенствуя навыки
Во-первых это социальная
Второй функцией, по мнению автора является информационная. Ведь именно в ходе полемики происходит интенсивный обмен информацией. А благодаря полемическому мастерству эта информация доносится до оппонентов в правильной и информативной форме. Автор указывает на то, что самопонимание, выяснение и уточнение личной позиции – одна, и возможно, самая важная истина, рождающаяся в споре.
Информативность – третья
Таким образом, полемическое мастерство
– это важное функциональное умение, которым
должен обладать любой оратор. Полемистам
необходимо знать основные правила ведения
спора, которые выработаны многовековой
практикой публичного спора, соблюдение
которых повышает его эффективность и
плодотворность, способствует успеху
в дискуссии и полемике.
Виды и принципы полемики
Полемика и полемическое мастерство понятия широкие по своей природе. И для того, чтобы выделить основные принципы полемического мастерства некоторые ученые делят полемику на три вида, разграничивая их по цели языкового общения. Так выделяют:
В связи с
этим разделением помимо общих
полемических правил, существуют
и стратегические принципы
Дискуссия как вид спора
Дискуссия – публичное обсуждение спорного вопроса с целью выработки общего решения. Дискуссия представляет собой серию последовательных высказываний участников спора по обсуждаемой теме. Основная задача – либо достичь согласия по данному вопросу путём сопоставления позиций, либо определить пути и подходы к решению возникшей проблемы. Средства и методы, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми её участниками. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением этических и риторических норм, чтобы не произошёл переход к полемике.
Этапы подготовки и проведения дискуссии
Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:
1.Фурмулировка проблемы, цели.
2.Объявление темы, цели, уточнение ключевых понятий. Анализ дискуссии.
3.Сбор сведений о предмете спорта, определение понятий.
4.Выдвижение и защита тезиса.
5.Подбор аргументов.
6.Опровержение тезиса и аргументации оппонента.
7.Формулировка вопросов к оппонентам. Подведение итогов.
8.Оценка аудитории.[5, с.79-83]
Дебаты
Дебаты ( от фр. «debat» — спор, прения)– вид полемики по наиболее острым общественно-политическим вопросам. Дебаты как жанр утвердились в США в период становления американской демократии, а также в Европе в период буржуазных революций и использовались первоначально в рамках предвыборных кампаний как средство политической борьбы. В настоящее время дебаты широко применяются во всём мире. Целью дебатов является не только утверждение собственной позиции, но и выявление слабых мест в речи оппонента, их критика или опровержение. Не случайно именно для дебатов характерно применение неэтичных, запрещённых приёмов ведения дискуссии, проявление неуважения и агрессии по отношению к политическому противнику. Вместе с тем сами по себе дебаты являются эффективным средством массовой коммуникации при условии соблюдения нравственных и риторических принципов.
Три принципа дебатов:
Принцип первый: дебаты учат многому.
Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов - обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.
Принцип второй: обязательство честности.
Если вы приняли первый принцип, второй принцип - честность- - вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.
Честность -
стержень дебатов. Дебаты возникли из-за
врожденного человеческого
Принцип третий: уважение.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства - но не на оппонента.
Полемические приемы
Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные утверждения противника. Поэтому необходимо уметь пользоваться и такой логической операцией, как опровержение. Цель опровержения не демонстрация ошибок или несостоятельности тех или иных взглядов как таковых, но обоснование выдвинутых ритором положений через отвержение несовместимых с ними утверждений. . [4, с.48]
Доказательство и опровержение выполняют противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная роль обоснования какой-либо идеи, для опровержения - критическая. Опровержение осуществляется тремя способами: опровергается тезис, критикуются доводы, показывается несостоятельность демонстрации. Рассмотрим названные способы на конкретных примерах.
1) Опровержение ложного тезиса фактами.
Наиболее действенным методом считается опровержение ложного тезиса фактами.
К этому средству
прибегают довольно часто в публичных
лекциях, выступлениях на митингах и
собраниях, в открытых диспутах и
дискуссиях. Реальные события, явления,
статистические данные, результаты экспериментальных
исследований, свидетельские показания,
противоречащие тезису, несокрушимо
разоблачают опровергаемые
2) Критика доводов оппонента.
Менее эффективным способом опровержения является критика доводов оппонента. Показывая ложность или необоснованность аргументов, полемист приводит слушателя к мысли, что выдвинутый тезис не доказан.
3) Опровержение демонстрации.
Важную роль
в полемике играет и такой испытанный
метод, как опровержение демонстрации,
то есть выявление того, что тезис
противоположной стороны
Проанализированные способы критики - опровержение доводов и опровержение демонстрации - разрушают структуру доказательства, показывают необоснованность тезиса, однако самого тезиса не опровергают. В: споре нередко бывает такая ситуация: тезис сам по себе правильный, но человек, выдвинувший его, не может подобрать для его доказательства истинные аргументы. Иногда он просто не располагает достаточными доводами.
Опытные полемисты, как правило, используют в споре одновременно несколько способов опровержения. Критика тезиса может сочетаться с опровержением аргументов, показом несостоятельности демонстрации и т.д.
«Чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента, участники спора используют различные полемические приемы.
4) Юмор, ирония, сарказм.
Эффективным средством считается применение юмора, иронии, сарказма. Они являются обязательными психологическими элементами публичного выступления. Эти средства усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре.
Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно построенное доказательство, хотя само по себе это замечание далеко не всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому не надо теряться. Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно, можно посмеяться со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.
5) «Сведение к абсурду».
Распространенным приемом опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Суть этого приема - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
6) Прием бумеранга.
Довольно часто в дискуссиях и полемиках применяется «возвратный удар», или так называемый прием бумеранга. Английское слово бумеранг означает метательное орудие, при искусном броске возвращающееся к тому месту, откуда было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент возвращается против тех, кто их высказал. При этом шла удара во много раз увеличивается. Поражение противника становится очевидным для всех присутствующих.
7) Атака вопросами
Назовем еще один полемический прием - атака вопросами. Цель этого метода - сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться, создать себе наиболее благоприятные условия для спора.
8) «Довод к человеку»
Иногда вместо
обсуждения по существу того или иного
положения начинают оценивать достоинства
и недостатки человека, его выдвинувшего.
Такой прием в полемике называют
«довод к человеку». Он оказывает
сильное психологическое