Использование элементов интервью в жанре статьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на многообразие жанров, информационных, аналитических и художественно-публицистических, одним из наиболее важных является интервью . Интервью – разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности – в жанровой системе. Это беседа, где журналист должен проявлять инициативу, задавая вопросы. Информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах – в виде заметки, статьи, очерка и т.д. В нашей работе, мы будем рассматривать интервью прежде всего как жанр.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие принципы синтеза жанров интервью и статьи……………..6
1.1 Место интервью в системе жанров……………………………………......6
1.2 Статья как один из жанров журналистики……………………………… 12
1.3 Синтез жанров в журналистике………………………………………….. 14
Глава 2. Использование элементов интервью при написании статьи………16
2.1 Общие критерии написания статьи и включение в нее элемента
интервью………………………………………………………………………..16
2.2 Анализ собственных материалов на предмет введения жанра интервью в
статью………………………………………………………………………….. 18
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие принципы синтеза жанров интервью и статьи……………..6

1.1 Место интервью в системе жанров……………………………………......6

1.2 Статья как один из жанров журналистики……………………………… 12

1.3 Синтез жанров в журналистике………………………………………….. 14

Глава 2. Использование элементов интервью при написании статьи………16

2.1 Общие критерии написания статьи и включение в нее элемента

интервью………………………………………………………………………..16

2.2 Анализ собственных материалов на предмет введения жанра интервью в

статью………………………………………………………………………….. 18

Заключение ……………………………………………………………………. 27

Список использованной литературы………………………………………….30

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире человек  практически ежеминутно получает огромное количество разнообразной информации. Ему важно осознавать свою причастность к миру. Его мозг жаждет новостей, полезных или просто интересных сведений. Журналистика именно для этого и предназначена. Ее значение в современном мире огромно. Задача журналистов – давать читателям наиболее полную картину происходящего. И неважно, какими способами и методами он пользуется. Именно с помощью информации человек познает окружающий мир, получает необходимые знания, что-то меняет в обществе.

Несмотря на многообразие жанров, информационных, аналитических  и художественно-публицистических, одним из наиболее важных является интервью1. Интервью – разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности – в жанровой системе. Это беседа, где журналист должен проявлять инициативу, задавая вопросы. Информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах – в виде заметки, статьи, очерка и т.д.  В нашей работе, мы будем рассматривать интервью прежде всего как жанр.

Еще один важный жанр журналистики – статья. В системе жанров он относится к аналитическим и  совсем не похож на жанр интервью. Статья предполагает глубокий анализ актуальных явлений или событий. В ней  автор рассматривает события  в глобальных масштабах. К тому же он должен подробно разъяснить рассматриваемую проблему читателю, подтолкнуть его к собственным размышлениям.

Современная система  жанров журналистики – это динамично  развивающаяся структура, внутри которой  существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров2.

Нередко читателям бывает сложно анализировать ту или иную статью. Чтобы обеспечить доступность информации для читающей аудитории существуют различные синтезы жанров (в нашем случае, синтез жанров статьи и интервью).

Строгое разделение на жанры существуют лишь в теории.  Современный журналист всеми возможными способами пытается сделать свой материал интереснее и прибегает именно к синтезу жанров. Материал сразу становится «живым», интересным и приобретает некую динамику.

В современном мире журналисты все чаще и чаще используют смешение жанров. Наша жизнь постоянно находится в движении. Она изменяется, развивается, совершенствуется. То же самое происходит и в жанровой системе. Появление того или иного жанра, его развитие объясняются, прежде всего, потребностью в нем. Одни  функции жанров постепенно отмирают и на их место встают новые, более усовершенствованные. Поиск чего-то лучшего привел к тому, что зародилось такое явление как межжанровый синтез. Это связано и с тем, что каждый хочет найти свой стиль,  как можно лучше и понятнее донести сведения до читателей.

Определение места, занимаемого интервью в сложной и разнообразной системе синтеза жанров, актуально в современном мире, в условиях современной журналистики; поэтому исследование использования интервью в жанре статьи и является основной целью этой работы. Однако достичь этого, на наш взгляд, невозможно, не рассмотрев жанровую систему журналистики в основных ее проявлениях, жанры статьи и интервью и их особенности.

Объектом исследования является система жанров журналистики. Предмет – синтез жанров статьи и интервью. Цель нашей работы – изучение элементов интервью в статье. Для достижения данной цели необходимо реализовать ряд задач:

  • определить место интервью в системе жанров;
  • изучить принципы написания статьи;
  • рассмотреть синтез жанров интервью и статьи;
  • проанализировать личные материалы и примеры введения элементов интервью в статьях учебной газеты факультета журналистики ЧелГУ «Журfix»

В первой главе нашей  работы мы рассматриваем жанровые особенности статьи и интервью, а также синтез жанров как одно из их свойств. Во второй главе рассматривается практическое применение жанра интервью в статье. Также проводится анализ собственных материалов, опубликованных в учебной газете факультета журналистики ЧелГУ «ЖУРfix». В заключении отражены основные выводы, к которым мы пришли в ходе данного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие принципы синтеза жанров интервью и статьи

 

1.1 Интервью в системе жанров журналистики

 

Под жанром мы традиционно воспринимаем тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Система же – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Следовательно, система жанров журналистики – это единство связанных и находящихся во взаимодействии жанров журналистики.

Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим определяется классификация жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Интервью относится  к информационным жанрам и, как составляющая сложной системы жанров, занимает одну из самых высоких позиций по частоте использования и технике исполнения. В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов. И поэтому всё большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.

Несмотря на кажущуюся легкость, интервью – один из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется, с нашей точки зрения, потому, что нам кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, насколько сложен этот жанр, как трудно иногда, но очень важно разговорить собеседника, повести интервью в правильное направление, а не просто записать речь интервьюируемого.

Задавать нужные вопросы  тоже очень сложно. «Интервью –  это поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем  он есть на самом деле, тогда как задача журналиста – обнаружить его подлинную сущность. И как в поединке боксеров до цели доходит лишь незначительное количество ударов, так и в интервью далеко не на каждый вопрос будет получен точный, интересный и годный для публикации ответ. Чтобы добиться таких ответов, журналистам нередко приходится задавать множество вопросов об одном и том же, как говорится, «бить в одну точку», пока собеседник не проговорится»3.

Однако, чтобы понять насколько это сложно, нужно рассмотреть интервью, как жанр и метод журналистики, выделить его разновидности.

Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами. Метод интервью распространен в практике межличностных коммуникаций. Это один из видов деятельности, с помощью которого осуществляется сбор информации журналистами. Получается, что интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации. Журналистика предлагает несколько подходов к интервью. В научной и учебной литературе 1970-1980 годов, были представлены два подхода к изучению интервью – методический и жанровый4.

Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений.

Второй, так называемый «жанровый» подход – это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами.

Разнообразные подходы  к интервью возникли как результат желания исследователей обобщить и проанализировать этот наиболее популярный и эффективный способ получения информации, но мало что изменили в отношении журналистов к интервью. Разговор по телефону, вопрос у трапа самолета, участие в пресс-конференции, опрос на улице, дискуссия на заданную тему, диалог, «круглый стол», персональное интервью и т.д. На самом деле все формы и варианты общения журналиста в профессиональных целях есть интервью в широком смысле слова.

Выделение же жанра «интервью» произошло в результате того, что в ряд публикаций, в ходе создания которых был применен метод интервью. Он фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме, то есть в форме интервью. В том случае, когда автор ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал.

В нашей работе, мы будем  рассматривать интервью, прежде всего, как жанр периодической печати. Газетное интервью делится на интервью информационное и аналитическое.

Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот предмет. Но не стоит забывать про то, что интервью применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Поэтому, информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д.

В жанре интервью существуют разные его виды. Именно они влияют на характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы. В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью – наиболее используемый вид, ориентированный на сбор материала для новостей. Этот вид отличается высокой оперативностью. Однако, несмотря на временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Для информационного интервью характерны вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. К этому виду интервью журналисты готовятся редко, из-за недостатка времени, и формулируют вопросы, полагаясь на свою наблюдательность.

Оперативное интервью – разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. Например, высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по каким-то весьма конкретным поводам.

Журналисты этот вид  интервью нередко ошибочно именуют  социологическим опросом, потому что  в нем присутствует четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям. По результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно планируется тщательно. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации – такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или  персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большое значение имеют и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя – т. е. то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Существует еще одна классификация интервью: от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.

Свободное интервью (клиническое, психоаналитическое), наибольшее применение нашло в психиатрии, откуда и берет начало. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение интервьюера.

Глубинное интервью отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы, беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на которые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировки вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. Глубинное интервью применяют для зондажа общественного мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентации опрашиваемых.

Информация о работе Использование элементов интервью в жанре статьи