Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации
Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала.
Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Основные источники журналистской информации
1.1 Документальные источники информации........................................... 6
1.2 Человек как источник информации ..................................................... 9
1.3 Предметно-вещевая среда как источник информации......................13
Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации
2.1 Интернет как источник информации...................................................16
2.2 Вспомогательные способы получения информации.........................19
Классификация источников журналистской информации.............21
Заключение.................................................................................................22
Использованные источники....................................................................23
План:
Введение
..............................
Глава 1. Основные источники журналистской информации
1.1
Документальные источники информации....................
1.2
Человек как источник информации ..............................
1.3
Предметно-вещевая среда как источник
информации....................
Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации
2.1
Интернет как источник информации....................
2.2
Вспомогательные способы получения информации....................
Классификация источников журналистской информации.............21
Заключение...............
Использованные
источники.....................
Введение
Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации
Задачи: Изучить разные виды источников информации, составить классификацию источников информации
Объект: Источники журналистской информации
Предмет: документальные источники информации, предметно-вещевые источники информации, интернет как источник информации, человек как источник информации, вспомогательные источники информации
Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." [8, с.130] Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала. Наиболее важным является умение получить "нужную" информацию. "Нужная" журналистская информация должна обладать рядом особенностей, таких как объективность, правдивость, новизна, полнота, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и по-своему оформленный журналистом. Как пишет М. Н. Ким, "в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура " [8, стр. 132]. Поэтому одним из самых важных этапов подготовки является сбор фактического материала. Но не любой факт может быть тем самым "кирпичиком", он должен соответствовать ряду определённых условий:
Здесь встаёт вопрос об одной из сторон работы над журналистской информацией – о творческом поиске фактов. На самом деле нужная информация может быть извлечена из самых разных источников - событий разных сфер жизни: политики, экономики, культуры, производства, быта и т.д. Факты можно отыскать в документах, отчетах, докладах, стенограммах, объявлениях, рекламах и даже газетах (и это далеко не полный список источников). Нужно запомнить, что, используя различные источники информации, необходимо соблюдать тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. В.В.Ворошилов пишет: "Небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей, в результате чего доверие к журналисту будет подорвано"[5, стр. 115].
Поиск информации – это в какой-то степени наука, так как каждому журналисту необходимо выработать свой собственный метод работы с источниками информации. Для этого журналист представляет действительность как совокупность источников информации, и он должен знать координаты этих источников.
Вся информационная среда делится на три основных типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.
Но это далеко не полная классификация, так как в современном мире количество источников информации постоянно увеличивается. Поэтому в своей работе я поставила себе задачей разобраться с основными источниками журналистской информации, выявить, какие из них наиболее эффективные и составить их классификацию.
В первой главе своей работы я остановилась на основных источниках, тех, которые существуют уже не одно столетие и используются не только в журналистике. Первый из них – это документальные источник информации. Я разобралась, что такое документ в целом, а также выделила основные его виды.
Следующий раздел посвящен человеку, который также может служить источником информации. По ходу написания работы я выделила такие типы общения с человеком, как интервью и анкетирования, персональные и массовые, которые позволяют получить от человека наиболее полную и достоверную информацию.
Нельзя было обойти стороной и предметно-вещевые источники информации, так как они также играют немаловажную роль в создании журналистского текста. Разбираясь с этой частью своей работы, я поставила себе целью не только описать основные аспекты этого источника, но и выделить наиболее важные и значительные составляющие, такие как информационные агентства и государственные организации.
Следующая часть курсовой работы в современном обществе актуальна как никогда. Все больше и больше молодых журналистов идут в интернет за информацией и информационными поводами. Мне показалось правильным включить его в свою работу, особенно в связи с наплывом таких не всегда достоверных источников информации, как, например, "Википедия". Современный журналист, на мой взгляд, должен ориентироваться в интернет - пространстве и отделять правдивую информацию от заведомо ложной.
И
последняя часть курсовой включает
в себя анализ вспомогательных источников
информации, без которых нельзя представить
себе карьеру ни одного успешного журналиста:
наблюдение и эксперимент, а также общение
с коллегами.
Глава 1. Основные источники журналистской информации
Существует
большое количество определений понятия
«документ».
1. Документ – это "материальный носитель
записи с зафиксированной на нём информацией
для передачи её во времени и пространстве".
2. Документ – это "юридически закреплённая
бумага, утверждающая за её владельцем
право на что-либо, подтверждающая какой-либо
факт" [16, с-23].
Говоря
о значении документа как информационного
источника в журналистике, неверно
использовать лишь одно определение. Как
пишет
Г. В. Лазутина "для журналистики актуальны
оба значения слова: "деловая бумага"
- лишь одна из многих разновидностей документальных
источников информации, попадающих в сферу
журналистского внимания в соответствии
с целью деятельности". [14, с - 155]
Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Работа с документами требует высокого уровня библиографической грамотности, широкого представления о типах и видах документов.
В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов.
По типу деятельности:
Сгруппированные по сферам обращения:
Производственные документы - совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. [14, с - 164] Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, что бы они оказали помощь журналисту.
Ситуация одинакова и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными. "Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём". [14, с – 165]
В работе с бытовыми документами – совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, поиск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только желание его владельца). "Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей."[14, с - 165]
Социологи разработали следующее деление документов, которые применяются в журналистике:
Процесс освоения журналистом документа
состоит из трёх этапов:
Первый этап предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информацию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных, зависит от того, "насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера". [14, с – 166] Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. Таким образом можно сказать о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.
Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Если при помощи подобных приёмов определить подлинность источника не получается, тогда нужно просить помощи у специалистов – текстологи, криминалисты.
Чтобы
убедиться в достоверности
Информация о работе Источники информации и особенности работы с ними