Источники информации и особенности работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации
Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала.

Содержание

Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Основные источники журналистской информации
1.1 Документальные источники информации........................................... 6
1.2 Человек как источник информации ..................................................... 9
1.3 Предметно-вещевая среда как источник информации......................13
Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации
2.1 Интернет как источник информации...................................................16
2.2 Вспомогательные способы получения информации.........................19
Классификация источников журналистской информации.............21
Заключение.................................................................................................22
Использованные источники....................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

     План:

     Введение ...................................................................................................... 3

     Глава 1. Основные источники журналистской информации

     1.1 Документальные источники информации........................................... 6

     1.2 Человек как источник информации ..................................................... 9

     1.3 Предметно-вещевая среда как источник информации......................13

     Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации

     2.1 Интернет как источник информации...................................................16

     2.2 Вспомогательные способы получения информации.........................19

     Классификация источников журналистской  информации.............21

     Заключение.................................................................................................22

     Использованные  источники....................................................................23

 

     

     Введение

     Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации

     Задачи: Изучить разные виды источников информации, составить классификацию источников информации

     Объект: Источники журналистской информации

     Предмет: документальные источники информации, предметно-вещевые источники информации, интернет как источник информации, человек как источник информации, вспомогательные источники информации

     Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." [8, с.130] Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала. Наиболее важным является умение получить "нужную" информацию. "Нужная" журналистская информация должна обладать рядом особенностей, таких как объективность, правдивость, новизна, полнота, достоверность и др. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и по-своему оформленный журналистом. Как пишет М. Н. Ким, "в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура " [8, стр. 132]. Поэтому одним из самых важных этапов подготовки является сбор фактического материала. Но не любой факт может быть тем самым "кирпичиком", он должен соответствовать ряду определённых условий:

  1. представлять общественный интерес
  2. обладать информационной ценностью (быть новостью)
  3. быть достоверным
  4. быть оперативным
  5. быть полным

       Здесь встаёт вопрос об одной из сторон работы над журналистской информацией – о творческом поиске фактов. На самом деле нужная информация может быть извлечена из самых разных источников - событий разных сфер жизни: политики, экономики, культуры, производства, быта и т.д. Факты можно отыскать в документах, отчетах, докладах, стенограммах, объявлениях, рекламах и даже газетах (и это далеко не полный список источников). Нужно запомнить, что, используя различные источники информации, необходимо соблюдать тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. В.В.Ворошилов пишет: "Небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей, в результате чего доверие к журналисту будет подорвано"[5, стр. 115].

     Поиск информации – это в какой-то степени  наука, так как каждому журналисту необходимо выработать свой собственный метод работы с источниками информации. Для этого журналист представляет действительность как совокупность источников информации, и он должен знать координаты этих источников.

     Вся информационная среда делится на три основных типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

     Но  это далеко не полная классификация, так как в современном мире количество источников информации постоянно  увеличивается. Поэтому в  своей  работе я поставила себе задачей  разобраться с  основными источниками  журналистской информации,  выявить, какие из них наиболее эффективные  и составить их классификацию.

     В первой главе своей работы я остановилась на основных источниках, тех, которые  существуют уже не одно  столетие и используются не только в журналистике. Первый из них – это документальные источник информации. Я разобралась, что такое документ в целом, а  также выделила основные его виды.

     Следующий раздел посвящен человеку, который  также может служить источником информации. По ходу написания работы я выделила такие типы общения с человеком, как интервью и анкетирования, персональные и массовые, которые позволяют получить от человека наиболее полную и достоверную информацию.

     Нельзя  было обойти стороной и предметно-вещевые  источники информации, так как  они также играют немаловажную роль в создании журналистского текста. Разбираясь с этой частью своей работы, я поставила себе целью не только описать основные аспекты этого источника, но и выделить наиболее важные и значительные составляющие, такие как информационные агентства и государственные организации.

     Следующая часть курсовой работы в современном  обществе актуальна как никогда. Все больше и больше молодых журналистов  идут в интернет за информацией и  информационными поводами. Мне показалось правильным включить его в свою работу, особенно в связи с наплывом  таких не всегда достоверных источников информации, как, например,  "Википедия".  Современный журналист, на мой взгляд, должен ориентироваться в интернет - пространстве и отделять правдивую информацию от заведомо ложной.

     И последняя часть курсовой включает в себя анализ вспомогательных источников информации, без которых нельзя представить себе карьеру ни одного успешного журналиста: наблюдение и эксперимент, а также общение с коллегами. 

 

     

     Глава 1. Основные источники  журналистской информации

    1. Документальные источники информации

     Существует  большое количество определений понятия «документ». 
1. Документ – это "материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве".  
2. Документ – это "юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт" [16, с-23].

     Говоря  о значении документа как информационного  источника в журналистике, неверно  использовать лишь одно определение. Как пишет  
Г. В. Лазутина "для журналистики актуальны оба значения слова: "деловая бумага" - лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности". [14, с - 155]

     Общение журналиста с документальными источниками  информации начинается с их поиска. Работа с документами требует  высокого уровня библиографической  грамотности, широкого представления  о типах и видах документов.

     В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов.

     По  типу деятельности:

    1. Государственно-административные;
    2. Производственно-административные;
    3. Общественно-политические;
    4. Научные;
    5. Нормативно-технические;
    6. Справочно-информационные;
    7. Художественные.

     Сгруппированные по сферам обращения:

    1. Производственные;
    2. Общественных организаций;
    3. Бытовые.

     Производственные  документы - совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. [14, с - 164] Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, что бы они оказали помощь журналисту.

     Ситуация  одинакова и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными. "Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём". [14, с – 165]

     В работе с бытовыми документами – совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, поиск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только желание его владельца). "Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей."[14, с - 165]

     Социологи разработали следующее деление документов, которые применяются в журналистике:

  1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).
  2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
  3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
  4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
  5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и "целевые", т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений). [14, с - 165]

      
 
Процесс освоения журналистом документа  состоит из трёх этапов:

    1. извлечение данных
    2. интерпретация данных
    3. фиксация данных.

     Первый этап предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информацию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных, зависит от того, "насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера". [14, с – 166] Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. Таким образом можно сказать о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

     Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Если при помощи подобных приёмов определить подлинность источника не получается, тогда нужно просить помощи у специалистов – текстологи, криминалисты.

     Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности  документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

Информация о работе Источники информации и особенности работы с ними