Источники информации и особенности работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить наиболее эффективные источники журналистской информации
Для того, чтобы написать журналистское произведение необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. Этим объектом может стать как социальные проблемы и процессы, происходящие в обществе, так и деятельность отдельных людей. "Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях." Но каким бы ни был объект изучения, на начальном этапе работы журналисту необходимо владеть навыками по сбору и обработке фактического материала.

Содержание

Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Основные источники журналистской информации
1.1 Документальные источники информации........................................... 6
1.2 Человек как источник информации ..................................................... 9
1.3 Предметно-вещевая среда как источник информации......................13
Глава 2. Дополнительные источники журналистской информации
2.1 Интернет как источник информации...................................................16
2.2 Вспомогательные способы получения информации.........................19
Классификация источников журналистской информации.............21
Заключение.................................................................................................22
Использованные источники....................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)
  1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
  2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
  3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа при его создании;
  4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался. [14, с - 166]

     Не  менее полезным является также проверка источника путём сравнения его  с другими сведениями, а при  ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов  и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в  той или иной области.

 

     1.2 Человек как источник информации

     Человек является главным источником информации. Г. В. Лазутина рассказывает об американской научной традиции, где человек классифицируется как "живой источник", "и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем". [14, с – 155-156]

     Человек - свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он также держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, которую получил от других.

     Особенность этого источника в том, что  он может открыться или не открыться  для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.

     Интервью

     Безусловно, основную часть сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – "это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия" .[14, с – 166-167] Журналист должен быть основательно подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен по-разному. Например, факты могут быть даны позитивные или негативные; они могут быть из прошлого или из настоящего, из собственной жизни интервьюируемого или из частной жизни другого лица. Разумеется, что не обо всех ситуациях человек хочет беседовать с журналистом. Для того, чтобы интервьюируемый заговорил, для журналистов существует ряд определенных приёмов. Здесь важным является знание психологии общения.

     Если вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то они раскрывают личность интервьюируемого. Чаще всего такой метод используется в портретных интервью.

     Ещё одно важное качество интервьюера – способность "сходиться с людьми". Ведь количество и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.

     М. Н. Ким выделяет следующие классификации  интервью.

     В зависимости от содержания беседы:

  1. формализованные интервью (цель – получить информацию о конкретном факте)
  2. неформализованные интервью (получению обширных сведений о самом собеседнике)
 

     По  степени интенсивности:

  1. короткие
  2. средние
  3. фокусированные

     Каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом. [8,с – 104-118]

     У каждого журналиста существует собственная тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, – всё это проявления продуманной тактики.

     Г. В. Лазутина считает, что интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

  1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);
  2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
  3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.[14, с - 169]

     Т. Засорина же говорит, что "в каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении".[7, c – 125] Однако в этом же заключается и положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.

     Массовое  интервьюирование и  анкетирование

     Среди всех фактов, с которыми приходиться  иметь дело журналисту, важное место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентоспособность своей продукции на рынке. "Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории."[15, с - 55].

     Массовое  анкетирование – это метод  получения данных о состоянии  общественного сознания общественного  мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью  устного опроса многих лиц. Главная  трудность для журналиста в осуществлении массового анкетирования заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

     Анкетирование – это метод получения тех  же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор ответов  из предлагаемых в анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос.

     Грамотно  составленный вопросник – это  первейшее условие получения  достоверных результатов. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

     В последние годы все чаще применяются телефонные опросы. Как правило для исследования аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т. п. "Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия и поддержание внимания собеседника".[15, с – 61]

     У опросов и анкетирования очень  большие возможности - можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если он правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия и свойств памяти.

 

     1.3 Предметно-вещевая  среда как источник  журналистской информации

     Система информирования журналистов

     Под предметно-вещевой средой понимаются вещи, которые нас окружают. Предметы и вещи могут рассказать о происходящих событиях иной раз не хуже, чем человек. Отсюда вытекает вопрос для журналиста: где эти источники отыскать. Одним из плюсов считается то, что на данный момент в обществе уже утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную и информационную помощь.

     На  сегодняшний день существует достаточно развитая система информирования журналистов о произошедших и происходящих событиях. К основным формам информирования СМИ Г. В. Лазутина относит:  

  1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
  2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;
  3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
  4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
  5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;
  6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений. [14, c-156]

     Вышеперечисленные предприятия поставляют редакциям СМИ сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Нельзя забыть  о клубах и ассоциациях журналистов, они фактически не являются производителями информации, но способствуют ее обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений.

     Немаловажно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

     Государственные организации как  источники информации

     И всё-таки своевременная добыча сведений о самых главных событиях и изменениях действительности, о тех сторонах жизни, знание о которых для аудитории – необходимость, остаётся для СМИ одной из самых важных проблем. Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе все существующие, так называемые естественные «накопители информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Немаловажно, что для информации о неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные «накопители». Неблагоприятные "накопители" (такие как милиция, «скорая помощь», пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин известны людям намного больше, а потому и журналистами освоены лучше. Информация же о благоприятных событиях фиксируется не так оперативно, как в случаях неприятного свойства, в силу плохой освоенности доступа к благоприятным "накопителям" информации. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов управления, как страны, так и города и области. На данный момент издаётся большое количество периодических справочников, содержащих информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле добычи информации.

     Исходя  из того, что написано выше государственные  органы становятся немаловажным блоком предметно-вещевых источников журналистской  информации.

     Информационные  агентства

     Одним из самых специфических источников информации предметно-вещевой среды  являются информационные агентства, поэтому  о них стоит поговорить отдельно. Они обеспечивают журналистов необходимыми фактами, которые оформлены по типу жёсткой новости, но сами не предназначены  для вступления в контакт с  аудиторией, поэтому работнику СМИ  приходиться переоформлять материал по-своему, естественно, с указанием  источника.

     Идея  создания первого информационного агентства впервые появилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.

     Наиболее  популярные на мировом рынке информационные агентства – это

  1. "Associated Press" и "United Press International" (США)
  2. "Agance France-Press" (Франция)
  3. "Reuters" (Великобритания)
  4. ИТАР-ТАСС (Россия).

       Эти информационные агентства  являются наиболее крупными, мощными и влиятельными источниками информации во всем мире, они представлены на информационном рынке большинства стран СНГ.

     По  охвату аудитории информационные агентства  делятся на:

  1. региональные (их деятельность направлена на крупные регионы земли)
  2. национальные (работа направлена на информирования одной нации)
  3. городские (информирование населения одного города)
  4. создающиеся при издательствах и вещательных компаниях (создаются для информирование одной конкретной структуры )

     В целях повышенной оперативности  крупнейшие информационные агентства  пользуются всеми видами связи, в  том числе и космической. Имеют самые мощные компьютерные центры, служащие как для подготовки, так и  для обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает аудитории либо по телетайпу, либо в виде оперативных пресс-релизов, выходящих зачастую несколько раз в день.

     В настоящее время в Беларуси действует  несколько агентств, которые специализируются на предоставлении информации самой разной тематики. Самыми крупными из них являются БелТА (www.belta.by) и БелаПАН (www.belapan.com). Эти агентства передают универсальную информацию, которая касается различных сфер жезни, таких как политика, экономика, социология, культура, спорт и многое другое.

Информация о работе Источники информации и особенности работы с ними