Источники права СМИ в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы яснее понять социальные характеристики журналистской профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владельцами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схематическом виде процесс функционирования журналистики в обществе.
Целью курсовой работы является рассмотреть источники права, законодательство о СМИ в казахстанских реалиях, международные пакты ратифицированные в Казахстане, указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СМИ  В КАЗАХСТАНЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Журналистика — это  социальная оперативная информационная система. В целом она соответствует (изоморфна) политическому, экономическому и духовному строю общества на данном этапе его развития. Проще говоря, каково общество, такова и журналистика, таковы и особенности журналистской профессии. Качество изоморфности обществу, которое журнализм представляет, можно считать одним из его базовых признаков. Известно два основных полюсных типа таких отношений: авторитарный тип общества и журналистики и демократический тип. Возможны, конечно, промежуточные типы разной степени приближенности к одному или другому полюсу. 

Еще Аристотель совершенно справедливо полагал, что оценка государственного устройства должна вестись не по тому, единовластная ли это власть, или демократия, а по тому, выражает ли власть общественную пользу, отвечает ли общественным потребностям.

Для того чтобы яснее  понять социальные характеристики журналистской  профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владельцами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схематическом виде процесс функционирования журналистики в обществе.

Целью курсовой работы является рассмотреть источники права, законодательство о СМИ в казахстанских реалиях, международные пакты ратифицированные в Казахстане, указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.

Для того чтобы раскрыть цель курсовой работы поставим перед  собой следующие задачи:

  • раскрыть правовую культуру журналиста: изучить правовую культуру и рассмотреть типичные нарушения права СМИ;
  • исследовать правовое регулирование СМИ в законодательных актах РК: раскрыть права и обязанности журналиста, опираясь на закон РК «О СМИ» и Конституцию РК (ст. 20);
  • рассмотреть указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.

Актуальность данной работы заключается в том, что  результаты, исследований, полученные в ходе работы, могут применяться  в практической  деятельности журналистов, правозащитных организаций и студентов специальности журналистика.

Новизна данной работы заключается  в том, что 

Объект исследования: Законодательство РК о СМИ, Международные пакты ратифицированные Республикой Казахстан, указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.

Предмет исследования: правовые источники журналистов в Республике Казахстан.

Рабочая гипотеза: несоответствие законодательства о СМИ Республики Казахстан международным нормам.

Методологической базой  исследования послужили работы Фонда  «Әділ сөз», Международного центра журналистики «MediaNet», А.С. Абулкасой, Т.М. Калеевой, Е. Курманова, Г. Красильниковой, М. Балтабай, Е. Жовтиса, В. Абрамова, а также Конституция РК, Законы РК, Международные пакты ратифицированные Казахстаном и письма-обращения мировых и республиканских сообществ к президенту РК. Для проведения исследования аудитории и анализа рынка использован метод интервью и контент-анализа. Из интервью получены сведения о состоянии законодательства о СМИ РК, мнении, интересах и предпочтениях журналистской аудитории. Далее было изучено соответствие программ радиостанций запросам аудитории; при этом учитывался содержательный аспект – тематика программ, ее культурная направленность. Результаты исследования показали, что работа ведущих и установки редакции не всегда отвечают культурному ведению эфира.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы. В первой части данной работы авторы обосновывают актуальность представляемого проекта. Для этого проводится анализ функции общения, значение общения в жизни человека.

Вторая часть работы представляет собой анализ общения на радиостанциях («Русское радио», «Авторадио», радио «Маяк» и т.д.). В заключении содержатся итоги проделанной работы.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА О  СМИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ

В Казахстане вершиной системы  нормативных актов является Конституция РК, которой не могут противоречить положения остальных законов. Согласно статье 4 Конституции РК, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Существует четыре аспекта правовой среды, в которой действует СМИ и в которой законодательство либо способствует, либо препятствует их независимости и эффективности:

  • сбор информации;
  • регулирование содержания;
  • нейтральное по отношению к содержанию регулирование, которое между тем способно влиять на содержание косвенно;
  • защита журналистов в процессе их профессиональной деятельности, в том числе защита от физического нападения. [1, 34].

Республика Казахстан  является членом Организации Объединённых Наций. Международные организации  и суды выработали совершенно ясное понимание того, что свобода слова и распространения информации является одним из наиболее важных прав человека.

В статья 19 Всеобщей декларации прав человека говориться, что, каждый человек имеет право на свободу  убеждений и на свободное выражение их; это включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ [2].

В статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что:

  1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
  2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору [3].

А в статья 11 текста Конвенции  содружества независимых государств о правах и основных свободах человека говорится следующее:

  1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ [4].

Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют  приоритет перед ее законами и  применяются непосредственно, кроме  случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Информационное законодательство состоит из соответствующих норм Конституции, ряда кодексов, законов, а  также правительственных и ведомственных  нормативных актов. Это Уголовный, Гражданский, Административный, Налоговый  кодексы, законы о национальной безопасности, о языках, о лицензировании, о средствах массовой информации, постановления правительства о порядке регистрации иностранных СМИ, о распределении радиочастот и получении права на наземное телерадиовещание, приказы Министерства информации о порядке проведения конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание, об аккредитации журналистов и ряд других.

Его основу образуют ст. 1, 4, 5, 7, 12, 18, 20, 39 Конституции Республики Казахстан. Согласно статье 1, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Статья 5 признает в Республике Казахстан идеологическое и политическое многообразие [5, 103].

Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим  правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих  ей законов, и иных нормативных правовых актов, международных договорных и  других обязательств Республики, а  также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики [6, 5].

Статья 20 Конституции гарантирует  гражданам свободу слова, а также  право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным  законом способом, кроме сведений, составляющих государственные секреты. Цензура запрещается. Часть 3 этой статьи установила исчерпывающий перечень случаев злоупотребления свободой слова [6, 10].

Статьи 12 и 39 Конституции установили, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Поскольку Казахстан является межнациональным государством, признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие [6, 8/15].

Анализ современного состояния  информационной безопасности в Казахстане показывает, что ее уровень в настоящее  время не соответствует потребностям человека, общества и государства. Успешное функционирование современного общества всецело зависит от того, насколько эффективно организованы и отлажены информационные процессы, протекающие в нем. В этой связи все большее значение для Республики Казахстан приобретает объединение данных процессов в информационное пространство в рамках государства [7].

В информационном законодательстве Казахстана можно заметить многочисленные противоречия законодательных актов нормам Конституции, подзаконных нормативных актов законам, а также их внутреннюю противоречивость и многочисленное дублирование правовых норм. Все вместе это создает довольно запутанную систему и значительно затрудняет правильное применение правовых норм.

Уголовный кодекс Казахстана, принятый в 1997г., включает шесть статей о защите личных неимущественных прав, таких  как честь и достоинство. Наиболее часто применяются ст.ст. 129, 190 и ст. 318 УК РК, которые предусматривают уголовное наказание за оскорбление президента. Хотя согласно формулировке статьи критика политики, проводимой президентом, не является уголовным преступлением, возможность наложения штрафа или тюремного заключения за критику президента вызывает в целом обеспокоенность и тенденцию обходить подобные темы стороной. Всего же в Уголовном кодексе можно насчитать около двадцати статей, по которым к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица СМИ, так и журналисты.

Если в Уголовно-процессуальном кодексе РК статьи о клевете и  оскорблении в качестве наказания  предусматривают тюремное заключение, то в международной практике суды подчеркивают, что правительства  должны ограничивать действия в применении уголовных мер. Например, в США никогда не применяют уголовные меры в отношении фактов клеветы. В уголовном законодательстве некоторых стран предусмотрены статьи за клевету, но на практике они не применяются.

В целом получается, что законы, предусматривающие уголовную ответственность за клевету, противоречат гарантированному праву на свободу слова. В связи с этим во многих странах защита репутации считается частным делом, и опыт показывает, что нет необходимости в объявлении распространения сведений, порочащих честь и достоинство.

Существуют противоречия с международными стандартами в Гражданском кодексе  РК. Это вопросы, касающиеся распространения  порочащих сведений. А именно, ст. 143, п.1, гласящая, что любая информация, порочащая честь и достоинство и не соответствующая действительности, должна быть доказана тем, кто ее распространяет. Противоречие заключается в том, что это практически обратное требование традиционному праву: истец должен доказать то, что распространенные требования не соответствуют действительности, особенно если в качестве ответчика выступает СМИ. В конце концов, журналист может ошибаться [8, 22].

Отдельного внимания требует доступ к информации.

При написании запроса  на получение информации журналист  руководствуется нормами закона статьи 18 и статьи 20 за- кона «О средствах массовой информации». Согласно статье 20, журналист имеет право запрашивать информацию, а согласно статье 18, ответ на свой запрос он должен получить в течение 3 дней со дня поступления запроса в соответствующий орган, или должен быть указан мотив отказа в предоставлении информации. В тех случаях, когда запрос нуждается в дополнительном изучении и проверке, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления [9, 314].

Что касается формы запроса  информации, то действующее законодательство РК не устанавливает какой-либо обязанности  на получение информации только в  письменном виде. Статья 18 ч.2-1 закона о  СМИ прямо указывает, что запрашиваемую  информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения (в письменной или устной форме), либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.

Информация о работе Источники права СМИ в Казахстане