Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа
Для того чтобы яснее понять социальные характеристики журналистской профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владельцами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схематическом виде процесс функционирования журналистики в обществе.
Целью курсовой работы является рассмотреть источники права, законодательство о СМИ в казахстанских реалиях, международные пакты ратифицированные в Казахстане, указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.
Особую критику со
стороны журналистов и
- ограничение ретрансляции зарубежных СМИ до 20% от общего вещания;
- требование регистрации web-сайтов в качестве СМИ;
- ужесточения ответственности за цитирование.
По мнению известного казахстанского журналиста, руководителя Казахстанского бюро по правам человека Евгения Жовтиса единственным способом регулирования средств массой информации на всем постсоветском пространстве должна стать выработка механизмов защиты свободы слова и невмешательства государства в её деятельность, а закон «О СМИ» данной функции не выполняет [18].
В своем нынешнем виде ряд положений Закона «О СМИ» может вызывать озабоченность по поводу свободы средств массовой информации и журналистов. Безусловно, закон о СМИ, как и любой другой правовой акт, нуждается в совершенствовании. Реформа должна происходить постепенно: вместе с формированием судебной и административной практики, углублением экономических реформ, становлением духа профессиональной корпоративности и укоренением механизмов саморегуляции в вопросах журналистской этики. В результате совершенствования профессиональной правовой культуры должен сформироваться нормативный акт, развивающий основополагающие идеи, заложенные в действующем законе о СМИ.
В комментарии медиа-экспертами итогов 2009 года, Тамара Калеева, Президент фонда защиты свободы слова «Адил Соз» называет провал года два новых закона этого года: закон «Об Интернете» и закон «Об усилении ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни». А Ержан Сулейменов, руководитель общественного фонда «Институт медиа стандартов»: из медиа-провалов года отмечает принятие нескольких законов — Закона о неприкосновенности частной жизни, который ставит под угрозу вообще существование информационной журналистики в стране. А также поправки в закон о языке, а именно, введение 50%-ного вещания не внутри 24 часов, а внутри каждых 6 часов, что очень ограничило возможности программирования и практически убило рейтинги в прайм-тайм у многих телеканалов [19].
Более 70% участвовавших в исследовании медиа-специалистов назвали Закон «О средствах массовой информации» несовершенным. Многие отмечали, что закон о СМИ не нужен вовсе, либо, вне зависимости от того, каким он будет, подчеркивали, что документ работать не будет. Журналисты критикуют казахстанское законодательство о СМИ за неконкретность и жесткость, а также за отсутствием в ней норм, которые бы действовали в поддержку СМИ в случае, например, поиска информации или доступа к ней. Медийное сообщество также отмечает неадекватность наказания, предусмотренного законодательством, за клевету, а также отсутствие ограничений – по мумме компенсаций и срокам исковой давности – в исках о защите прав [20, 21].
По Конституции РК (ст.20): «1.Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом». В связи с проблемой свободы журналистской деятельности нужно выделить запреты действий, трактуемые как злоупотребление свободой СМИ: охрана интересов государства, охрана прав и законных интересов личности, определение юридическими нормами границы свободы (права и обязанности) журналистов. В ст.4 «Закона о СМИ» сказано, что в Казахстане имеют силу международные договора. Тайна переписки, неприкосновенность жилища, презумпция невиновности, исключение дискриминации по расовому, половому, национальному признакам, неприкосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребности. В том числе потребности в информации, права на свободу убеждений, выражение взглядов и мнений, получение и распространение информации, и другие права и законные интересы личности, закрепляемые законодательством страны, должны быть известны журналистам, и тщательно соблюдаться ими. По закону преследуется клевета и оскорбление, разжигание национальной, расовой, классовой борьбы. В статье 26 Закона о СМИ от 23 июля 1999г. предусмотрено освобождение от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство гражданина или организации (государственного органа, общественного, научного, религиозного либо иного объединения граждан или юридических лиц), либо ущемляющих права и законные интересы граждан, если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах, если они получены от рекламных и информационных агентств, пресс- служб государственных органов, если являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан, если содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом о СМИ.
Опрошенные журналисты и редакторы указывают, что законы о СМИ и о государственной службе в части предоставления репортерам необходимой и запрашиваемой информации фактически не работают. Госорганы не выдерживают установленных законом сроков, нередко – вовсе игнорируют запросы от редакций, либо ограничиваются отписками, которые невозможно использовать при подготовке материала.
Проблемой остается получение у чиновников комментария в устной форме по телефону, большинство крупных государственных служащих просит направлять им письменные запросы, ответы на которые приходят крайне неоперативно, в связи, с чем материалы теряют свою актуальность.
Судебная практика по защите чести и достоинства и компенсации морального вреда перешла все разумные пределы. Вытаскиваются из архивов и становятся предметом спора публикации 5-10-летней давности. Предъявляются иски уже не на миллиарды – на квадриллионы тенге! Суды выносят решения о взыскании миллионов – притом, что таких сумм у наказанных редакций изначально нет, и СМИ вынуждены закрываться. Мы предлагаем на уровне закона исключить возможность использовать гражданский спор как средство мести и разорения – ограничить срок исковой давности одним месяцем, взимать государственную пошлину в размере 5% от суммы заявленных требований по компенсации морального вреда [21].
С другой стороны, Законом
о СМИ устанавливается
Свои замечания по принимаемому закону высказали и международные журналистские организации. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что власти крайне раздражены повышенным международным вниманием к вопросам свободы слова в Казахстане, возникшим в результате споров вокруг законопроекта. Директор Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис говорит: «В последние полгода на Казахстан буквально обрушился поток всяческих заявлений, протестов и указаний на несоответствие законопроекта международным нормам», что очень «нервирует власть». Того же мнения придерживается и президент фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. Президент общественного фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина всерьез опасается, что и международные неправительственные организации могут стать объектом давления со стороны властей. «Думаю, следующим объектом нападок после СМИ могут оказаться неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа», – говорит она. По мнению политолога Андрея Чеботарева, причиной недовольства властей стали не только протесты по поводу законопроекта, но и активизация деятельности международных организаций в Казахстане в целом [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе главной целью было изучение законодательства о СМИ в казахстанских реалиях, международных пактов ратифицированных в Казахстане, указов и постановлений президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК. Как оказалось, правовая база функционирования журналистики в Казахстане весьма обширна. По возможности подробно были рассмотрены статьи и пункты в законодательстве РК, имеющие отношение к теме работы. Некоторые положения в Конституции сходны с международными договорами. Важно знать, что клевета, оскорбление, разжигание классовой, национальной, религиозной вражды и многое другое преследуется по закону. Злоупотребление свободой журналистской деятельности также влечет за собой ответственность. Но в законе о СМИ предусматривается освобождение от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности или задевающих честь и достоинство человека, в ряде случаев, независящих от редакции.
Мы пришли к выводу что, система законодательства РК имеет строгую иерархическую структуру, где каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вершиной системы нормативных актов является Конституция, которой не могут противоречить положения остальных законов.
Законодательство в сфере деятельности СМИ РК представляет собой достаточно обширную систему правовых актов и состоит из соответствующих норм Конституции, ряда кодексов, законов, а также подзаконных актов.
В Конституции содержатся основные права и свободы человека и гражданина, в том числе в области свободы слова.
Отдельные положения о СМИ содержатся в отраслевых кодексах (гражданский, гражданско-процессуальный, уголовный, уголовно-процессуальный, налоговый, административный и другие кодексы), которые играют чрезвычайно важную роль в общих рамках законодательства о средствах массовой информации. Эти законодательные акты содержат положения, определяющие такие правовые аспекты, как клевета, вторжение в частную жизнь, допуск средств массовой информации к судебным слушаниям и освещение их в прессе и т.д.
Информационные правоотношения
регулируются также рядом законов,
которые непосредственно
Законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность средств массовой информации и журналистов, в значительной степени не соответствует международным стандартам. Уголовный кодекс РК содержит шесть статей, защищающих честь и достоинство должностных лиц, включая Президента страны, депутатов Парламента, представителей власти. Оскорбление чести и достоинства и клевета не декриминализированы. Административное законодательство содержит более пятидесяти самостоятельных составов административных правонарушений в сфере деятельности средств массовой информации. При этом в большинстве случаев в качестве санкций предусмотрены приостановление и прекращение выпуска (выхода) СМИ, а также конфискация их тиражей, в том числе и за чисто технические недостатки [23].
Многочисленные и частые изменения действующего законодательства, отсутствие четкой правоприменительной практики, сложившиеся правовые и ценностные стереотипы порождают многочисленные издержки в отношении СМИ при отправлении правосудия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ