«Комсомольской правды» и «Российской газеты»: журналисты – разжигатели паники или информаторы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы выявить на одном из продуктов СМИ (в данной курсовой – газетная публикация), журналисты наводят шум или информируют общество. Для достижения данной цели передо мной стоят следующие задачи:
Выявить основные функции, которые должна выполнять журналистика в обществе и более подробно изучить функции информирования и социального контроля;
Изучить критерии анализа для публикаций;
Определить влияние журналистики на отражение действительности;
Проанализировать, как экономический кризис отражается в материалах СМИ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические предпосылки исследования влияния СМИ на отражение кризисных явлений в обществе………………………………………………….4
1.1. Функции журналистики в обществе. Информационная и воздействующая функции………………………….…………………...……………………………4
1.2. Функции социального контроля……….......................................................10
1.3. Влияние журналистики на отражение действительности………………..13
1.4. Критерии анализа…………………………………………………………...18
2. Анализ особенностей отражения кризисных явлений в обществе в материалах изданий «Комсомольская правда» и «Российская газета»...........19
2.1. Прогноз нового экономического кризиса....................................................20
2.2. Из-за чего пострадала российская биржа.....................................................23
2.3. Антикризисные цены на ресурсы.................................................................26
2.4. Мировой финансовый кризис в 2013 году...................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список литературы и источников........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 288.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО Гуманитарный университет

Факультет телерадиожурналистики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №2

по журналистике

«Отражение экономического кризиса в материалах

«Комсомольской правды» и «Российской газеты»:

журналисты – разжигатели паники или информаторы общества»

 

 

 

Исполнитель: студентка

5 курса заочного  отделения

Чистякова А.С.

 

Преподаватель: кандидат филол. наук.

Баранова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург,

2012 г.

 

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  предпосылки исследования влияния  СМИ на отражение кризисных  явлений в обществе………………………………………………….4

1.1. Функции журналистики  в обществе. Информационная и  воздействующая функции………………………….…………………...……………………………4

1.2. Функции социального контроля……….......................................................10

1.3. Влияние журналистики на отражение действительности………………..13

1.4. Критерии  анализа…………………………………………………………...18

2. Анализ  особенностей отражения кризисных  явлений в обществе в материалах изданий «Комсомольская правда» и «Российская газета»...........19 

2.1. Прогноз  нового экономического кризиса....................................................20

2.2. Из-за  чего пострадала российская биржа.....................................................23

2.3. Антикризисные  цены на ресурсы.................................................................26

2.4. Мировой  финансовый кризис в 2013 году...................................................28

Заключение.............................................................................................................30

Список литературы и источников........................................................................32

Список анализируемых материалов....................................................................32

Приложение............................................................................................................34

 

Введение

          В современном мире происходит большое количество разного рода критических ситуаций. Это могут быть теракты, убийства, войны. И кто как не журналисты освещают все эти проблемы. Но одно дело, когда СМИ подает точную и достоверную информацию без прикрас, и совсем другое, когда журналисты «приукрашивают» реальность и в более негативном свете представляют многие события. В этом и заключается актуальность темы моей курсовой работы: «Отражение экономического кризиса в СМИ: журналисты – разжигатели паники или информаторы общества».

          Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы выявить на одном из продуктов СМИ (в данной курсовой – газетная публикация), журналисты наводят шум или информируют общество. Для достижения данной цели передо мной стоят следующие задачи:

  • Выявить основные функции, которые должна выполнять журналистика в обществе и более подробно изучить функции информирования и социального контроля;
  • Изучить критерии анализа для публикаций;
  • Определить влияние журналистики на отражение действительности;
  • Проанализировать, как экономический кризис отражается в материалах СМИ.

Объектом моей курсовой работы послужили публикации в изданиях "Комсомольской правды" и "Российской газеты" за период июнь 2011 года и август-ноябрь 2012 года. А предметом курсовой работы явились особенности отражения экономического кризиса в вышеназванных изданиях.

 

 

 

 

 

1. Теоретические предпосылки  исследования влияния СМИ на  отражение кризисных явлений  в обществе

 

1.1. Функции журналистики  в обществе.

Информационная и воздействующая функции

 

              "Журналистика - это способ деятельности, связанный с поиском, получением, обработкой и распространением общественно значимой информации".1 В журналистике существуют определенные функции, которые нужны для качественной подачи информации.

   С.Г. Корконосенко функциями журналистики  называет совокупность её социальных  ролей. Сущность ролевой характеристики  заключается в выявлении ряда  социальных обязанностей, которые  пресса выполняет в соответствии  с общественными запросами и  ожиданиями.2 "Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций. В рамках определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам. Таким образом, ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Но надо учитывать, что это, так сказать, не собственные функции журналистики как уникального общественного института, а отражение законов и условий деятельности, сложившихся вне ее, не по ее инициативе."3

              Выделяют следующие функции журналистики  в обществе:

  1. Коммуникативная функция. Содержание – это информация, которая передается при общении от одного живого существа другому. Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Коммуникация, как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. Это универсальная формула построения коммуникации:

сообщение


адресант à канал связи à адресат


 

результат

 

Адресантом выступает редакция, а Адресатом – аудитория.

  1. Идеологическая функция. Журналистика как идеологический инструмент стремится укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания:

общественное мнение


                                                                                            журна-

                                                                                                           листика

 


мирово-

ззрение

                                                                          


                                                                        пропаганда


                                                        общественное 


                                                             сознание

 

                                    организация

   социальная  практика


Мировоззрение – это картина мира в массовом сознании. Миросозерцание – художественное мировоззрение, духовное его постижение. Можно с помощью городской газеты, которая постоянно дает на первой полосе огромные фотографии со сценами убийств и насилий, создать впечатление у горожан, что они живут в мире беспросветного насилия.

            Сущность идеологический функции  журналистики состоит в том, чтобы  постоянно способствовать росту  и развитию сознательности масс  путем всесторонней ориентации  в действительности.

  1. Культурно-просветительская функция. «Культура – в отличии от идеологии – реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Журналист должен раскрыть секрет созданных образов, как бы расшифровать для читателя их внутреннюю суть».4 Журналист должен приучить читателя вести самостоятельный сравнительный анализ действительности и своего поведения в ней. Нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание. Общество поглощает информацию, не перерабатывая её. «Информация как копия реальности заменяет саму реальность или предваряет её. Поэтому сообщение о реальности теряет смысл, что ведет к атрофии сознания». 5
  2. Методологические функции журналистики. Рекламно-справочная, рекреативная,  организационная функции .Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические – это методологические функции аналитической журналистики, которая  базируется на массе информационного, рекламно-справочного материала. Справочная информация по любому тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные площади информационного пространства, потому что реклама является для многих изданий главным источником финансовой прибыли. Помимо финансирования реклама выполняет и идеологическую функцию. Также журналистика выполняет и развлекательную функцию релаксации. «Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного характера. Для того чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести положительный заряд эмоций».6
  3. Организаторская функция журналистики. Журналистика занимается формированием массового сознания.  Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек, сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Поэтому становится отличить истину от предположения или откровенной лжи. Для журналистики важным является более адекватное отражение мира, выявление истины, «чтобы аудитория имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей».7

         Самыми важными функциями журналистики  являются информационная и воздействующая (суггестивная) функции.

         Информация (от лат. information – «разъяснение, изложение») – сведения, передаваемые одними людьми другим устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

         Информация – это, прежде всего, новость в форме короткого  сообщения. «Журналистская информация представляет интерес не только для специалистов (ученых, военных, политиков, экономистов), но и для широкой общественности».8 Специфика же этой информации определяется  СМИ и самими журналистами, личность которых накладывает отпечаток на их произведения. Информация может быть зафиксирована в тексте или изображении (подвижном или неподвижном), фото, видео, вербальных знаках.

          «Информационный обмен происходит постоянно в единстве материального и социального. Информация вторична – она продукт обмена. Также она дискретна, обладает свойствами прерывности, существует в виде фрагментов сообщения, зафиксированных на материальном носителе (в тексте)».9 Поток информации постоянен, следовательно, непрерывен.

          Ценность любой информации может  уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. Динамическими  свойствами информации являются  ее проверяемость и многократность  использования. Информация нужна  для реализации информационных  потребностей у аудитории. «Информационные потребности – это нужда человека в особого рода информации для поддержания равновесия в социальной среде, возможность самовыражения».10

       Суггестивная или воздействующая  функция внушает, навязывает журналистскую  информацию аудитории, и реализация  данной функции зачастую искажает  информацию. Такая информация с  трудом поддается осмыслению. Внушение  подобного рода представляется, как способ психологического  воздействия, которое связано «со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации содержания высказывания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки».11

          Суггестивная функция сосуществует  одновременно с информационной  функцией, потому как реализация  преимущественно информационной  делает статьи скучными, а реализация  преимущественно суггестивной, как  сообщалось выше, может искажать  действительность. Поэтому, кризис  в средствах массовой информации, складывается в условиях баланса  этих двух функций.

Так как информация играет наиболее важную роль в обществе, то она должна быть в первую очередь достоверной, а для этого она должна быть проверенной. Качественная подача информации несет в себе положительную репутацию в глазах целевой аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции социального контроля.

 

          В ходе реализации профессиональных  функций журналисты могут, как  бороться с проблемами в обществе, так и разжигать панику, и здесь  очень важно не перейти грань. Ряд СМИ целенаправленно разжигают панику, поскольку стремятся в негативном свете представить многие события.   Зачастую газеты в киосках сверкают кричащими заголовками и не менее скандальными статьями. Что это? Рекламный ход, чтобы привлечь больше покупателей? Или цель напугать общество? В данном случае существуют функции социального контроля.

          «Под социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания комфортного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций».12 Социальный контроль делится на две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).

          «Социальный контроль в справочной литературе описывается как механизм саморегуляции в социальных системах, осуществляющий ее посредством нормативного (морального, правового, административного и т.п.) регулирования поведения людей».13 Такой механизм дает возможность использовать авторитет общественного мнения, а стало быть — побуждает редакции к исследованию этого мнения, опоре на него.

          Согласно Т. Парсонсу, функция социального  контроля заключается в том, чтобы  минимизировать расхождения между  социальными ожиданиями и фактическим  поведением индивидов. Фактически  эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет  институт контроля, расщепляется  на три отдельные социальные  функции:

— регулятивную – контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

— охранительную – «социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности».14 К таким значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

Информация о работе «Комсомольской правды» и «Российской газеты»: журналисты – разжигатели паники или информаторы общества