«Комсомольской правды» и «Российской газеты»: журналисты – разжигатели паники или информаторы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы выявить на одном из продуктов СМИ (в данной курсовой – газетная публикация), журналисты наводят шум или информируют общество. Для достижения данной цели передо мной стоят следующие задачи:
Выявить основные функции, которые должна выполнять журналистика в обществе и более подробно изучить функции информирования и социального контроля;
Изучить критерии анализа для публикаций;
Определить влияние журналистики на отражение действительности;
Проанализировать, как экономический кризис отражается в материалах СМИ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические предпосылки исследования влияния СМИ на отражение кризисных явлений в обществе………………………………………………….4
1.1. Функции журналистики в обществе. Информационная и воздействующая функции………………………….…………………...……………………………4
1.2. Функции социального контроля……….......................................................10
1.3. Влияние журналистики на отражение действительности………………..13
1.4. Критерии анализа…………………………………………………………...18
2. Анализ особенностей отражения кризисных явлений в обществе в материалах изданий «Комсомольская правда» и «Российская газета»...........19
2.1. Прогноз нового экономического кризиса....................................................20
2.2. Из-за чего пострадала российская биржа.....................................................23
2.3. Антикризисные цены на ресурсы.................................................................26
2.4. Мировой финансовый кризис в 2013 году...................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список литературы и источников........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 288.28 Кб (Скачать файл)

— стабилизирующую – «социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка»15.

          Журналистика, как любая деятельность развивается в совокупности с обществом, и поэтому должна подчиняться определенным правилам и нормам.

          Журналистика оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее активность. «Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати». 16

          Свобода печати является средством реализации прав личности, поэтому

она зачастую служит поводом для дискуссий, и в первую очередь потому, «что в проблеме свободы печати находят концентрированное выражение как взгляды на гражданские права, так и социальные интересы».17 Вторая причина заключается «в том, что пресса на любом отрезке времени существует в конкретном социальном контексте, который оказывает решающее влияние на способы журналистской деятельности и меру ее свободы».18

          Подводя итог выше сказанному, журналистика имеет очень активное  развитие и влияние в рамках  современного общества, и связано  это, прежде всего, с постоянными  изменениями в нем. Меняются нормы  и ценности и, к сожалению, не  всегда в лучшую сторону. И  общество находится в курсе  всех подобных изменений, благодаря  СМИ. Но не стоит забывать, что  иногда произошедшее событие  с негативной окраской, не может  быть уж таким плохим, лишь, по  словам журналистов. Для этого и нужна печати, подкрепленная функциями социального контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Влияние журналистики на отражение действительности

 

          Преподносить достоверную информацию аудитории – святое правило для журналиста. Журналистика как сфера деятельности существует несколько столетий, однако к языковым особенностям этой сферы обратились только в первой четверти двадцатого века. В книге «Культура языка», впервые опубликованной в 1925 году, Г.О.Винокур отмечает, что «вопрос о собственно-литературной, словесной природе газеты никем и никак еще не поставлен».19 Г.О.Винокур выделяет одну из особенностей текстов СМИ – «наличие шаблонов, клише в журналистских материалах».20  Особенно это характерно для новостных материалов, которые производятся очень быстро и имеют маленький объем. 

         «Журналистский текст, обладающий специфическими качественными признаками, является вместе с тем текстом в универсальном, классическом значении этого понятия».21 Более того, именно данный вид текста наделен широкими возможностями – он представлен многоаспектно, в самых различных вариантах, создается с учетом осмысленного и логически оправданного соответствия.

          Журналистская публицистика отличается сложностью, включает тексты различных средств массовой коммуникации  и выделяется в связи с существованием «политики как формы общественного сознания и соответствующей ей сферы деятельности и общения»22. Однако публицистический стиль включает не только тексты, связанные с политикой: «Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.»23

          «Под журналистским текстом следует понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Такая большая амплитуда возможных вариантов текстового материала в печатном издании позволяет добиться особенно высокого уровня отражения всех сторон жизни».24 Поэтому журналистский текст и уникален тем, что является универсальным и максимально эффективным средством коммуникации.

          Журналистский текст в любом своем проявлении обладает многокачественными характерными признаками, и в этом плане он может быть соответствующим образом оценен. Так, можно установить, насколько высок уровень исполнения материала, и какие критерии подходят для этого. Немецкий исследователь периодической печати Г. Рагер, «отмечая большую методологическую сложность определения качественных параметров журналистского текста, предложил основными считать следующие его признаки: объективность, форму подачи материала, актуальность, релевантность (то есть соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением».25

          Таким образом, для журналистского  текста важна способность, представить  неискаженную картину событий. Это  основной аспект социального функционирования журналистского текста, при котором главную роль играют сугубо содержательные достоинства СМИ. Если для механической записи материала и его визуального представления (набор газетных статей, верстка номера) достаточно символических письменных знаков, то для передачи и восприятия сути публикаций необходимы знаки следующей ступени, более сложно организованные. «В широком смысле это – знаки социального факта, заданные семантическими возможностями текста и возможностями аудитории»26. Эти знаки аудитория воспринимает в собственном осмыслении. Поскольку аудитория всегда разнородна, постольку в ней зарождается несколько осмыслений. Поэтому когда знаки не совпадают с реальностью, средство массовой информации перестает пользоваться доверием тех, для кого оно действует.

          «Большое значение имеет готовность читательской аудитории воспринять предложенный ей текст. Надо понимать, произведен ли текст одной прихотью автора, с целью выразить свои исключительно личные, малоинтересные для других чувства или, наоборот, произведен для фиксации материала, созвучного многим людям»27. А так как текст имеет эффективное воздействие на аудиторию, то очень важно не использовать данный аспект из сугубо личных побуждений.

          Печатная продукция обращена  к широким читательским кругам, и поэтому при разработке ее  текстовой модели следует использовать  понятные и общеупотребительные  стилеобразующие средства, избегать  искусственно усложненных вариантов  сюжетопостроения и фабульного  хода (фабула – цепь событий, сочетаний  фактов в их логической причинно-временной  последовательности). «Незыблемое правило журналистики – добиться такого уровня четкости и конкретности материала, который был бы в состоянии обеспечить адекватную передачу сообщения, то есть без искажения идеи, без семантических и психоэстетических деформаций, без потери даже самых незначительных оценочных нюансов»28.

          Даже действуя в профессионально  ограниченном текстовом пространстве, у журналиста всегда есть возможность  создать яркий и интересный  материал. «Но положительный результат будет достигнут только в том случае, если автор сполна и, главное, творчески использует имеющийся потенциал текстообразования, выберет верное направление в моделировании материала».29

          Работая над текстом, журналист  реализует свои целевые установки, соотносит увиденное или услышанное  с собственными позициями и  ценностными ориентациями. Специфика  профессии – в поиске истины  и воплощении общечеловеческих  ценностей. Однако в любом тексте  представлена мировоззренческая  позиция автора. Многое зависит  от мотивов обращения к теме. «Мотивом может служить и «заказ», который не всегда совпадает с авторскими установками. Тогда не исключены искажения действительности в тексте». 30

          Основу журналистского произведения  составляет факт. Журналистский  текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки  реальности, которые можно проверить  и доказать их соответствие  действительности. «Факт – действительно существующее, невымышленное событие, явление – то, что произошло на самом деле, основанное на теоретическом обобщении»31.

          Работая над текстом, журналист должен систематизировать и группировать факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. Поэтому для журналистов важно:

  • из каких источников получены факты;
  • какие цели преследовали люди, сообщившие о них;
  • четко различать факты науки и обыденные факты.

          «В основе обыденного факта  лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом  журналистского отображения. Специфика  обыденных фактов в их жизнеподобии. Но они не способны раскрыть  суть явления. С помощью них  воссоздается привычный и узнаваемый  читателями фон какого-либо фрагмента  действительности: выявляются мотивы  поведения людей». 32

          Потому как журналистский текст  является максимально эффективным  средством коммуникации, многие  журналисты используют данный  аспект из сугубо личных побуждений. Это может быть, как указывалось  выше, прихоть выразить свои личные  чувства или навязать своё  мнение, так и дать повод для  беспокойства общества. Наводя панику  подобным образом, СМИ, скорей всего, стремится обеспечить себя новым  информационным поводом, потому  как обескураженное общество  в таком случае может собрать  митинг, объявить голодовку и  т.п. Но добытая новость таким  методом сулит редакции испорченной  репутацией, потерей доверия у  аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии анализа

          Для выявления особенностей отражения  кризиса в рассматриваемых публикациях  в своей курсовой работе я  использую следующие критерии  анализа:

I. Стиль написания: показать в каком из изданий он более строгий и выдержанный, и в каком он более грубый, имеющий яркую стилистическую окраску;

II. Аргументация: выявить в достаточном ли объеме приведена аргументация причин, по которым выражается экономический кризис;

III. Наличие приемов манипуляции. И правильно здесь будет отметить, что такое манипуляция. Манипуляция — один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным.

IV. Выраженность авторской позиции, то есть выявить в анализе каждой публикации, как выражена авторская позиция – либо это отражено прямо в тексте, в конкретных предложениях, либо она вовсе не выражена, но сам материал публикации выстроен таким образом.

 

2. Анализ особенностей отражения  кризисных явлений в обществе 

в материалах изданий  «Комсомольская правда» 

и «Российская газета» 

 

Проблема финансово-экономического кризиса стала наиболее актуальной в последние несколько лет. Если вспомнить историю, то экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжелых. Основными причинами кризиса 1998 года были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, оставлявшее основу экспорта России, строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации), закономерно рухнувшей на определенном этапе своего развития. Затем грянул кризис в 2008 году, который приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте

безработицы.

          Экономический кризис   — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В настоящее время эксперты и чиновники предсказывают очередной надвигающийся экономический кризис. Средства массовой информации уже вовсю публикуют информацию о его прогнозах. Рассмотрим несколько примеров на основе материалов газет "Комсомольская правда" и "Российская газета".

 

 

 

 

2.1. Прогноз нового экономического  кризиса

 

          По словам финансовых предсказателей, новый финансовый упадок должен  был прийти в конце сентября - начале октября 2012 года. В итоге  мы все еще его ждем. В любом  случае если он и придет, то  нужно делать прогнозы и надеяться  на лучшее. Анализируемые мною  издания уже успели опубликовать  нужную для меня информацию.

          "Российская газета" в публикации "Осенние колебания" называет основную причину прихода новой волны экономического кризиса - это "инвестиционная непривлекательность страны для иностранного капитала".33 И государство обязано вызвать заинтересованность экономических вложений как европейских предпринимателей, так и российских. И если российская экономика пока что имеет зависимость только от ресурсов, то нужно снизить на них цены, и параллельно развивать другие сферы потребления. Именно этим и обернулся кризис 2008 года, тем самым не приведя к реформам в сфере экономики, но приведя к угрозе прихода нового кризиса. Также и по словам "Комсомолки" в публикации "Ждать ли этой осенью очередного кризиса?" в 2008 году Россия подняла цены на нефть, что привело к банкротству банков США, а это в свою очередь присудило кризису характер глобального. Но "Комсомольская правда" противоречит сама себе и лишь потому, что если в 2008 году нефть привела к экономическому обвалу, то сейчас на нее вся надежда. И если "Российская газета" называет реальные предпосылки приближающегося кризиса, то "Комсомольская правда" называет только одну основную причину -  "долговой хаос в Европе"34.

Информация о работе «Комсомольской правды» и «Российской газеты»: журналисты – разжигатели паники или информаторы общества