Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, курс лекций
1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
1. Журналистика
как сфера массово-
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.
ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):
- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой:
1. Направленность на массу
2. Соответствие нуждам этой
3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам.
4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.
5.Возможность одновременного
6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.
Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.
Так становится очевидной
не только проблема познания
журналистом действительности
Адекватность – верное
воспроизведение в мышлении
1. Небанальность (новизна, актуальность).
2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).
3. Релевантность (ценность, значимость
для аудитории сообщаемых
Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).
Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.
2. Функции журналистики.
Понятие функции применительно
к журналистике. Сложности построения
общепринятой концепции функционирования
журналистики. Концепция Е.П. Прохорова:
коммуникативные, идеологические, непосредственно-
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат
Существуют
объективные сложности
Е.П. Прохоров выделяет функции:
Концепция Н.Н. Богомоловой.
Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).
Социально-психологические функции:
Чисто психологические функции:
Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.
Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:
Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.
3. Журналистика как социальный институт.
Понятие социального института,
специфика журналистики как социального
института. Основные социальные типы СМИ:
государственные СМИ, частные СМИ,
общественные СМИ и перспективы
их создания в России. Правила функционирования
СМИ в демократическом
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
Журналистика – один из важнейших социальных институтов:
- наука о журналистике;
- учебные дисциплины (специальность «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);
-совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист);
-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);
- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);
- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);
- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);
- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).
Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.
Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).
СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе.
Проблема информационной безопасности. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства:
Информация о работе Лекции по " Теория и практика журналистики"