Лекции по " Теория и практика журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ.docx

— 188.85 Кб (Скачать файл)

     Проблема (греч. «задача») – отражение в сознании противоположных моментов, конфликтов действительности. Проблемная ситуация – это такое положение, когда при наличии данного состояния системы возникает необходимость другого, т.к. сохранение данного состояния мешает нормальному ее функционированию, совершенствованию и развитию. Проблемный анализ означает изучение структуры отношений и явлений, выделение существенных элементов системы, объяснение существа и противоречий проблемной ситуации, определение движущих сил и тенденций развития в сложившейся обстановке.

12. Факт  как первоэлемент публицистики.

Понятие об объективном и  научном фактах. Факт в публицистике как результат познавательного  процесса. Факт как элемент знания о действительности. Фактические  данные. Системная природа факта (факт как элемент системы). Методы сбора фактов в журналистике и  эмпирические методы познания. Публицистический факт как разновидность социальных фактов. Факт как определяющая основа жанра. «Окраска» факта и стиль  публицистического произведения.

 

Кропотов Л.А. Проблема факта  в журналистике: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. – М., 1985.

Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. – Воронеж, 1975.

 

     Факт в теории журналистики – это 1) любой состоявшийся момент действительности; 2) форма человеческого знания, обладающего достоверностью.

     Основные характеристики  факта – истинность (достоверность) и конкретность (факты заключают соотношения преимущественно единичные и заключенные в ограниченные пространственно-временные рамки).

     Логической  формой факта является суждение, которое обозначает определенную связь предмета и его свойств или связь предметов между собой. В публицистике фактические данные – результат первичной обработки единичных фактов.

     Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.

     Разновидности  фактов:

1) По методу сбора – наблюдение, интервьюирование, документирование.

2) По протяженности во  времени и пространстве – статичные  и динамические.

3) По степени присутствия  единичного и общего – индивидуальные  и обобщенные.

4) По степени достоверности  – от достоверного до недостоверного.

      Свойства факта:

- истинность и конкретность  высказывания,

- инвариантность факта  (независимость факта от разных его толкований),

- наличие временных и  пространственных показателей.

     Факт – элемент системы (совокупности взаимодействующих фактов, свойства которой отличны от суммы свойств этих фактов. Т.о., система не аддитивна = не суммарна. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей – отдельных фактов – делает невозможным их вычленение без разрушения системы = сверхаддитивность).

     Единичный факт в естественных науках не играет основной роли, это не закон. В гуманитарной среде (история, юриспруденция и т.д.) единичный факт играет огромную роль, он может изменить весь ход событий. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. Вывод строится не на отрицании частных мотивов, а на их утверждении. Создаваемая теория-концепция в свою очередь придает новое освещение входящим в нее фактам. Вот почему в литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт.

     Очень показательные  примеры в этом плане дает фельетонистика, ибо понятно пристрастие сатириков к факту острому, парадоксальному. Фельетонисту нет надобности подбирать энное число одноплановых фактов, чтобы обосновать свой вывод о, например, живучести мещанства и в наши дни. Убедительность фельетона создается анализом одного факта, в котором социальное зло проявляется наиболее ярко и который благодаря этому может быть типизирован. Количественный фактор утрачивает в искусстве и литературе силу, зато утверждается все, наиболее полно выражающее внутренний смысл явления.

     Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы сбора фактов:

1) Эмпирические (документальные) – наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр.

2) Теоретические:

- общетеоретические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, исторический, логический, гипотетический методы и т.д.);

- специализированные (комплексные) методы осмысления собранного материала, опирающиеся на различные общетеоретические методы (описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозирование, программирование).

3)Художественные – методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гиперболизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и т.д.

     Факт  – определяющая основа жанра. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире – и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.

 

13. Системное  мышление в публицистике. Специфика  публицистического анализа.

Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистического  анализа. Технологическая схема  создания аналитического материала. Особенности  выбора темы и работы с фактом в  аналитической журналистике. Первоначальный анализ фактического материала. Конфликт, проблема, идея, концепция в аналитической журналистике. Построение аналитических текстов. Логические приемы в аналитической журналистике. Логическая структура аналитических текстов. Аргументы и аргументация. Онтологическая, гносеологическая и психологическая составляющая аналитических текстов.

 

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Специфика  системного мышления в публицистики // Вестник МГУ, Серия 10, Журналистика. – 1991. – № 1.

Тертычный А.А. Аналитическая  журналистика: познавательно-психологический  подход. – М., 1998.

Ученова В.В. Творческие горизонты  журналистики. – М., 1976.

 

     Предметом публицистического анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития.

     Технологическая  схема создания аналитического  материала:

1)  Первоначальный творческий  стимул (творческий замысел).

2) Выбор темы / Сбор фактического  материала. Первоначальный анализ  фактического материала.

3) Выявление и анализ  основного конфликта.

4) Формулировка проблемы.

5) Формулировка идеи.

6) Создание концепции.

7) Создание композиции.

8) Выстраивание логической  структуры / Выстраивание образной  структуры.

9) Изображение конфликта.  Аргументация авторской позиции.

10) Выводы. Выход из конфликтной  ситуации.

     Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения и служащих для постановки проблемы. Условия выбора темы: 1) выбор исходной ситауции («попасть в тему»); 2) соответствие кругу интересов аудитории («попасть в аудиторию»); 3) соотнесение в ходе анализа предмета своих знаний о нем с предварительной осведомленностью аудитории («попасть в контекст»).

     При работе с фактами важны: точность наблюдения, детальность фиксации происходящего, перепроверка достоверности выясненного. 2 подхода к выстраиванию фактов – восстановление временной цепочки фактов; выявление сегодняшней взаимосвязи явления с окружающим. Одновременно с отбором фактов происходит группировка, типологизация, классификация и систематизация данных, абстрагирование и обобщение.

     Конфликт обнаруживается в развитии событий, в столкновении характеров, в проявлении противоречий объективной реальности. Проблема – это осознание конфликта, отражение в сознании, а затем в произведении неких противоречивых моментов действительности.

     Идея – это обобщающая эмоционально-образная мысль, лежащая в основе журналистского произведения. Концепция – это структура идеи.

     Построение аналитических текстов.

     Виды композиционного  решения (композиция – единство  формы и содержания текста):

1)  Антикульминационное (наиболее сильный аргумент – в начале текста).

2) Кульминационное.

3) Пирамидальное (сильный  аргумент – в середине, в начале  и конце – аргументы меньшей  силы).

4) Кольцевое (в начале  и конце – сильные аргументы,  в середине – слабый).

5) W-построение (метод драматизации, метод квантификации – текст собирается из обрезков – квантов, метод хронологически упорядоченного изложения).

     Логические приемы в аналитической журналистике:

- индукция (вывод от частного  к общему, имеет вероятностный  характер);

- дедукция (вывод от общего  к частному);

- аналогия (сопоставление  с целью выявить сходства);

- сравнение (сопоставление  с целью выявить различия).

- анализ (выявление причинно-следственных  связей путем расчленения предмета  на составляющие его элементы);

- синтез (соединение составляющих  элементов в новое целое);

- гипотетический (прогнозирование.  носит вероятностный характер);

- исторический (выявление  главных этапов в развитии  предмета).

     Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов: 
1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться аргументом.

2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства.

3) Демонстрация. Предъявление  аргументов, установление их связи  с тезисом.

     Любой аналитический  текст включает онтологическую (бытийную), гносеологическую (познавательную) и психологическую составляющую.

 

 

14. Образ  в публицистике. Специфика публицистической  образности.

Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистической образности. Специфика образного  отражения действительности в публицистике. Документальное и условное. Факт, домысел и вымысел. Границы вымысла. Образная структура публицистического текста. Уровни образности. Образы-детали. Сюжетный и фабульный образный уровень. Образы характеров и обстоятельств. Образы времени и мира. Особенности времени и пространства в публицистике. Время ситуации. Историческое время. Исторический процесс. Публицистический хронотоп. Особенности создания образа в публицистике. Образ-факт. Образ-модель. Образ-концентрат.

 

Ким М.Н. Журналистика: методология  профессионального творчества. –  СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы  публицистики. – М., 1982.

Стюфляева М.И. Человек в  публицистике. – Воронеж, 1989.

Тертычный А.А. Жанры периодической  печати. – М., 2000.

 

     Любое публицистическое  произведение обладает двуединой структурой:

1 – логическая:

- тезис,

- аргументы,

- вывод (некий доказанный  тезис);

2 – образная (иллюстративный  материал).

     Разные группы  жанров отличаются друг от  друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются.

     Образ – конкретная и обобщенная в то же время картина действительности, имеющая эстетическое значение. Характеристики образа:

Информация о работе Лекции по " Теория и практика журналистики"