Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 23:35, реферат
Основной целью данного реферата является: объяснить сущность «массовой культуры», показать ее характер, выявить положительные и негативные стороны и показать какую роль она играет в жизни общества, и какое оказывает на него влияние.
Вступление
1. Сущность, причины возникновения и характер массовой культуры
2. Влияние массовой культуры на сознание людей
Вывод
Литература
: сущность, характер, роль в жизни общества
План
Вступление
1. Сущность, причины возникновения и характер массовой культуры
2. Влияние массовой культуры на сознание людей
Вывод
Литература
Вступление
"В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история .... бесчисленное множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне за все новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняться той силе, что эти удовольствия поставляет, и сила этой власти будет абсолютна и незыблема. "
Олдос Хаксли.
Многовековая традиционная культура, видела в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, что помогает человеку понять, осмыслить окружающий его мир, он рассматривал жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократическая - она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем кто не тратил всю энергию на выживание, высшим классам.
В массовом обществе ХХ века, культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к самому низкому. Возрастная народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем повседневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно было укрыться от реальности, травмирует.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл. [ 5]
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.
Исследованием массовой культуры занимались такие ученые, как Прилуцкая, Караблёва , Анисимов С.Ф., Здравомыслов А.Т., Ерасов «Культурология», Шагинская Е. Н., Козловский, Леш Скотт, Билицикрафт, Скотт Фитцджеральд, А. Адорно, Д. Уайт, Арбатов, Адорно, Маркузе и многие другие.
Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на общество путем рекламы, телевиденья, литературы, радио и остальных видов СМИ, она формирмирует необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом.
Основной целью данного реферата является: объяснить сущность «массовой культуры», показать ее характер, выявить положительные и негативные стороны и показать какую роль она играет в жизни общества, и какое оказывает на него влияние.
Причины возникновения массовой культуры, ее сущность и характер
Существуют довольно
противоречивые точки зрения по вопросу
о времени возникновения “
Американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.
Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX – начало XX века.
В Европе «массовая культура» (народное развлечение, искусство жанглеров, мимов) всегда противостояла официальной культуре, которую контролировало государство и церковь. В США «массовая культура» изначально пропагандировала стереотипы и идеи официальной культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой неотъемлимой частью культуры американского общества, его культурным сознанием, что ее изучение превышает в системе, к примеру, амереканского вышего образования. 56% учебных курсов в США посвящены изучению «популярных» видов культуры (курсы телевидения, кино, реклама, журналистика). В Англии к системе университетского образования включаются специальные курсы, которые включают в себя материалы из культуры кино, музики, научной фантастики и даже футбола. В Америке «массовая культура» приобрела двойственный характер:американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занята открытиями, производством и социальной организацией. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект – в колониальных постройках.
Что же такое «массовая культура»? Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать поход к определению «массовой культуры» Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания [1].
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.
Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
* кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
* мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
*арт-культура (мас-культура, не лишенная
определенного, иногда даже
Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на мой взгляд, являются:
* ориентированность на
* опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
* эскейпизм;
* быстродоступность;
* быстрозабываемость;
* традиционность и консерватизм;
* оперирование средней языковой семиотической нормой;
* занимательность.
Особое внимание «массовая культура» уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насильства на экране впечатляет представление как количеством, так и своей натуральностью. Достоинства того или другого боевика нередко оценивается пропорционально количеству трупов- видуманное насильство манит к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основе философии З.Фрейда. Поскольку культура угнетает в человеке природное начало, инстинкты, иллюзионную реализацию своих неудовлетворенных пристрастий он вынужден искать в искусстве. Именно поэтому в «массовой культуре» так много секса и агрессии. Еще одна любимая тема-страх: такие жанры массовой культуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют эту темы весьма активно. В результате психика человека, «закаленная» современной массовой культурой, становится менее чувственной к тому, что происходит в реальности. Человек привыкает к убийству и насильству. Душевное равнодушие сегодня становится, скорее, правилом, чем исключением.
До возникновения
Когда на авансцену истории вышли массы, весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, стал перед вопросом, как контролировать эти миллионы, и направить их энергию в безопасное для власти русло.
Культура предыдущих веков не могла быть использована, идеи, которые в ней содержались, противоречили тем задачам, которые ставила перед собой власть, и была слишком сложна, она требовала многолетнего воспитания.
Культура, как и наука, не может существовать без заказчика, по словам Скотта Фитцджеральда, "культура идет за деньгами". Новые хозяева жизни заказывали музыку исполнителям, вооружали их новыми техническими средствами.
Новые технологии позволяли упростить культуру и сделать ее доступной для широкого потребления. Как говорил один из заказчиков, Ленин, - "Важнейшим из всех искусств для нас является кино, потому что наше население по преимуществу безграмотно."
Радио, кино, а затем и телевидение, сама природа этих новых технических средств сделала упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого видения мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику.
Кинообъектив вырывает из реальной жизни определенный режиссером фрагмент, отделяет его от всего остального рамкой и, в результате монтажа образов, создается та картина мира, что соответствует задачам, которые ставит перед собой ее создатель.
Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широкого содержания оригинала.
Другой советский идеолог, Арбатов, таким образом определял задачи для создателей пролетарской массовой культуры, - ".... художник проникается идеей целесообразности, обрабатывая материал не в угоду субъективным вкусам, а согласно объективным задачам производства, ... художники становятся сотрудниками инженеров, ученых, администраторов. Организовать общий продукт руководствуясь не личными побуждениями, а объективными потребностями производства, выполняя задания класса ... "
"Объективные потребности производства" - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик.
"Массовая культура,
компенсируя чувство
Фашисты сжигали книги на улицах и площадях, советская власть гноила книги в библиотечных архивах, что возбуждало общественный интерес к запрещенному знанию. Рынок делает это более эффективным способом - он прививает безразличие к знанию.
Рэй Брэдбери боялся того, что государство запретит читать книги. Олдос Хаксли боялся другого, что будут созданы условия, в которых люди не захотят больше читать книги. Но они оба ошибались, сегодня читают намного больше, чем раньше.
Сегодня выпускается 1,500 ежедневных газет и 7,000 еженедельников. Ежегодно выпускается 75,000 новых книг. Это по преимуществу, развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа "гамбургер", на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, "литература для бедных".
И, в то же время, серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их, в основном, приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако это ничего не меняет в их отношении к существующему статус-кво.
По первому пункту
можно сделать вывод, что сущность
«массовой культуры»
Информация о работе Массовая культура : сущность, характер, роль в жизни общества