Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 00:15, курсовая работа
Цель нашей работы – определение места и роли метода эксперимента в современной журналистике и местных СМИ, а также выяснение возможности адекватного использования данного метода.
Объект исследования – качественный тип издания и его рубрика «Журналист меняет профессию»
Предмет – газета «Работа.Учеба.Сервис», как современный качественный тип издания.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА
МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «РАБОТА.УЧЕБА. СЕРВИС»
Курсовая работа
студентки 4 курса ОЗО группы 4308
Бородиной Дарии Васильевны
Научный руководитель - к. фил. наук
Шишкин Николай Эдуардович
Тюмень
2014
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость темы. Актуальным на сегодня остаётся вопрос о характере применения социологических методов сбора информации в работе журналиста. В журналистике такого рода методы используются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить нужную информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности.
В журналистике
существует большое количество
методов сбора информации. Задача
журналиста состоит в том, чтобы
увидеть рациональные
В нашей
работе мы более подробно
Курсовая работа основывается на исследованиях в областях социологии и журналистики таких ученых, как С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутина, А. А. Тертычный, В. В. Ворошилов, М. Н. Ким. Также для создания данной работы использовались статьи , описывающие отдельные социологические в журналистике методы, А. А. Тертычного, Д. Сатанова и Л. В. Кашинской.
Цель нашей работы – определение места и роли метода эксперимента в современной журналистике и местных СМИ, а также выяснение возможности адекватного использования данного метода.
Объект исследования – качественный тип издания и его рубрика «Журналист меняет профессию»
Предмет – газета «Работа.Учеба.Сервис», как современный качественный тип издания.
Работа состоит из Введения и двух глав ( 1 Методы сбора и обработки информации в журналистике; 2 Применение метода эксперимента в интернет-СМИ на примере газеты «Работа.Учеба.Сервис»), Заключения, Библиографического списка.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Журналисты «меняют профессию» с давних времен. Эквивалент метода скрытого включенного наблюдения из теории западной журналистики – метод «маски». Впервые данная методика сбора и получения информации была использована в 1890 году журналисткой «Чикаго сан таймс» Нелли Блай, которая «устроила себе десятидневное пребывание в клинике для душевнобольных». Перед тем как приступить к выполнению такого редакционного задания, Блай тщательно подготовилась: изучила книги и статьи, где описывались симптомы сумасшествия. Когда девушка решила, что достаточно осведомлена, она оделась в тряпье и направилась в приют для бездомных. Ей удалось настолько естественно изобразить безумие, что ее тут же отправили в дом для умалишенных. Оставалось пройти самое сложное испытание психиатрами, но и его она блестяще прошла. Цель была достигнута: она оказалась в палате и на своей шкуре испытала все то, что было сокрыто от посторонних глаз за высокими заборами. Когда Нелли вышла из лечебницы, она опубликовала свой репортаж, который взорвал весь Нью-Йорк. Она описала условия, в которых содержались больные: в палатах царил холод, несчастные получали очень скудное питание, терпели жестокое обращение, вплоть до рукоприкладства. Эффективность публикации была столь высокой, что вопрос о содержании больных в психиатрической клинике вышел на правительственный уровень.
Героический ореол появился у метода «маски» после публикаций Г.Вальрафа. Чтобы написать о тяжелом положении иммигрантов-турок в ФРГ Гюнтер Вальраф надел черный парик, вставил коричневые контактные линзы и в течении двух с половиной лет ездил по стране под именем Али Левент Синирли-оглу. Результатом такой работы стала книга «На самом дне», вызвавшая широкий отклик в ФРГ.
В классику советской журналисткой школы вошли очерки Михаила Кольцова. Автор садился за руль такси, или отправлялся на семь дней в школьный класс в качестве учителя с целью увидеть ситуацию изнутри и очертить круг проблем.
В десять лет «ушел в народ» Владимир Гиляровский, и до начала журналисткой карьеры он поработал бурлаком, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачем, воевал на Балканах. Специализировался на уголовной хронике и вскоре получил славу лучшего репортера Москвы – благодаря бесстрашию, физической силе, блестящему знанию «дна жизни», трудолюбию. Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о грандиозном побоище на Ходынке, за который его невзлюбили власти. Позднее Гиляровский вложил свои знания жизни Москвы в несколько книг, по сей день остающихся бестселлерами.
Таким образом, еще журналистами прошлого века было показано, что метод маски позволяет увидеть ситуацию изнутри, прожить чужую жизнь воочию, понять механизм происходящего и рассказать об этом широкой общественности. При условии этического отношения к методу маски ему нет равных.
Термин «интервью» происходит от англ. Interview, т.е. беседа. Конечно, часто львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица.
Интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:
1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);
2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.
В отличие
от открытого скрытое
Наблюдения подразделяются по временному признаку: на кратковременные и длительные. Если публикацию нужно подготовить как можно скорее, используется кратковременное наблюдение. Длительное наблюдение применяется в том случае, когда предмет нужно изучить более основательно и подробно.
В структурализованном наблюдении журналист фиксирует события по чётко заданному плану, или, точнее, процедуре. В неструктурализованном – журналист ведёт наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации.
Полевое
наблюдение предполагает
Систематическое
наблюдение предполагает
Итак, рассмотрев
метод наблюдения, как один из
видов сбора информации, целесообразно
было бы перейти к