К числу самых своеобразных
и трудноосваиваемых методов сбора социологической
информации относится эксперимент. Уже
одно название этого метода, имеющего
весьма громкое звучание, завораживает
и вызывает особое уважение. Это один
из важнейших методов, используемых в
журналистском расследовании. Он очень
близок методу включённого наблюдения.
Иногда эксперимент определяют как разновидность
включённого наблюдения, но чаще их считают
одним и тем же методом исследования.
В переводе
с латинского слово «эксперимент»
означает «проба» или «опыт».
Под экспериментом «понимают метод
исследования, базирующийся на управлении
поведением объекта с помощью ряда воздействующих
на него факторов, контроль за действием
которых находится в руках исследователя»
[Таловов 2005, 58]. С его помощью устанавливается
реакция изучаемого объекта на экспериментальный
фактор, под влиянием которого проявляется
та или иная деятельность изучаемого объекта.
Жанр эксперимента
«проявился» в отечественной
журналистике в качестве самостоятельного
в начале 1990-х годов. «Прародителями»
этого метода журналистики являются научный
и следственный эксперименты. В науке
и юриспруденции этот метод применяется
очень широко. В последние годы он стал
активнее, чем ранее, осваиваться журналистами.
Существует две основные разновидности
эксперимента. В первом случае журналист
«меняет профессию» (становится на время
водителем такси или продавцом и т.д.),
«включается» в какую-то сферу деятельности
в качестве исполнителя определённой
роли, должности, становится членом какого-то
коллектива и осуществляет наблюдение
за коллективом, и за тем, как он реагирует
на его (журналиста) действия. Во втором
случае он специально организует какую-то
ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает,
оставаясь при этом в роли журналиста
(например, организует письменное обращение
к себе из разных районов города ста адресатов
и ждёт, когда и как каждое из них к нему
поступит).
Получение
информации с помощью эксперимента
часто применяется в ходе журналистского
расследования, но и в других
случаях этот метод также бывает
иногда незаменим.
В эксперименте
объект является средством для
создания искусственной ситуации.
Делается это для того, чтобы журналист
на практике мог проверить свои гипотезы,
«проиграть» некие житейские обстоятельства,
которые позволили бы ему лучше познать
изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте
заложен не только познавательный интерес
журналиста-исследователя, но и управленческий;
участвуя в эксперименте, он имеет право
вмешиваться в ситуацию, воздействуя на
её участников, управляя ими и принимая
какие-то решения. «Эксперимент – это
наблюдение, сопровождаемое вмешательством
наблюдателя в изучаемые процессы и явления,
в определённых условиях – искусственный
вызов, сознательное “провоцирование”
этих последних» [Кашинская 1986, 26]. Журналист
может провести эксперимент на себе, внедрившись
в нужную ему социальную группу, стать
«подставной фигурой». При этом он не только
воздействует на ситуацию, но и стремится
привлечь к эксперименту всех интересующих
его лиц.
В эксперименте
исследователь имеет достаточно
большую свободу выбора экспериментальных
групп, хотя и обязан придерживаться
определённых критериев их выбора.
В качестве критериев выступают прежде
всего характеристики самого объекта,
устойчивость или изменение которых предусмотрено
требованиями и условиями эксперимента.
Общая логика
эксперимента состоит в том, чтобы
при помощи в выборе некоторой
экспериментальной группы (или групп)
и помещения её в необычную
(экспериментальную) ситуацию под
воздействием определённого фактора
проследить направление, величину
и устойчивость изменения интересующих
исследователя характеристик, которые
могут быть названы контрольными.
Метод эксперимента
делится на следующие этапы:
а) Сбор информации.
б) наблюдение явления.
в) Анализ.
г) Выработка гипотезы, чтобы
объяснить явление.
д) Разработка теории, объясняющей
феномен, основанный на предположениях,
в более широком плане.
Эксперименты,
проводимые журналистами, по своему
характеру могут быть самыми
разными. Они могут проводиться по любому
поводу. Например, с целью выяснить, как
ходят в городе автобусы, как обслуживают
покупателей в магазине, как сдают вступительные
экзамены в ВУЗ.
Для данного
метода характерны: активное вмешательство
исследователя, планомерное введение
относительно изолированного экспериментального
фактора, его вариация, контроль за
всеми существенными факторами, возможные
комбинации с другими факторами.
По характеру
процедур эксперименты бывают
реальными и мысленными, когда
проверяются не реальные явления,
а информация о них. По специфике
поставленной задачи различаются научные
и прикладные эксперименты, проективные
и ретроспективные (направленные в будущее
или в прошлое).
Сам эксперимент
может проходить как в естественной
среде, так и в искусственной.
Последний носит название «лабораторный
эксперимент»
Проводить
экспериментальное исследование
сложно, поскольку трудно устранить
влияние отношений, находящихся
за чертой эксперимента, и добиться
его чистоты.
1.4 Виды эксперимента
Эксперименты различаются как
по характеру экспериментальной ситуации,
так и по логической структуре доказательства
гипотез.
По характеру
экспериментальной ситуации эксперименты
делятся на «полевые» и лабораторные.
В полевом эксперименте объект исследования
находится в естественных условиях своего
функционирования. В условиях лабораторного
эксперимента, ситуация, а часто и сами
экспериментальные группы формируются
искусственно. Поэтому члены группы, как
правило, осведомлены об эксперименте.
По логической
структуре доказательства гипотез
различают линейный и параллельный
эксперименты.
Линейный
эксперимент отличается тем, что
анализу подвергается одна и
та же группа, являющаяся контрольной
(её первоначальное состояние), экспериментальной
(её состояние после изменения
каких-либо её характеристик). То
есть ещё до начала эксперимента чётко
фиксируются все контрольные, факторные
и нейтральные характеристики изучаемого
объекта.
В параллельном
эксперименте одновременно участвуют
две группы: контрольная и экспериментальная.
Их состав должен быть идентичен по всем
контрольным, а также по нейтральным характеристикам,
которые могут повлиять на исход эксперимента.
Характеристики контрольной группы остаются
постоянными в течение всего периода эксперимента,
а экспериментальной – изменяются.
- Журналист «меняет профессию»
Во все времена журналисты искали
приёмы, которые бы помогали разнообразить
информацию, сделать любое сообщение интересным
для большинства читателей, слушателей,
зрителей. Один из таких приёмов так называемый
метод «журналист меняет профессию».
Приём «перемены профессии»
для современной журналистики является
классическим вариантом наблюдения. Однако,
использование этого приёма не гарантирует
само по себе успеха журналисту. Включённое
наблюдение необходимо лишь в тех случаях,
когда осваиваемый предмет ограничен
для такого метода исследования. Используя
приём «перемены профессии» для скрытого
наблюдения, журналист прежде всего должен
чётко определить свои цели и задачи, иметь
определённый замысел, тему.
Метод смены
профессии позволяет журналисту проникнуть
в суть описываемого; рассказать о давно
известном по-новому, нетрадиционно; показать
профессию изнутри, представить аудитории
то, о чём знают только специалисты; высказать
собственные впечатления об «освоенной»
профессии; привлечь внимание общества
к поднимаемой проблеме.
Также, данный
метод накладывает на журналиста
определённые обязательства. Прежде
всего, он должен корректно относиться
ко всем специальностям, а именно
помнить, что «все работы хороши»
и всегда находиться в рамках
закона.
Метод «смены
профессии» предполагает определённую
подготовку к предстоящему эксперименту.
Журналист должен освоить выбранную
профессию – то есть войти
в роль и написать материал.
Самоподготовка
журналиста – очень ответственный
этап. Прежде чем «перевоплотиться»,
он должен в первую очередь
расспросить представителей выбранной
им сферы деятельности о тонкостях
профессии. Очень важно наблюдать
как можно больше, отмечать для
себя детали.
В каждом конкретном случае
должна быть определена сфера
исследования, наблюдения, какая конкретная
проблема решается с помощью
данного приёма? «… Ради чего журналист
надевает «маску»? берёт в руки лопату
и садится за руль грузовика, встаёт к
прилавку и взбирается в кабину башенного
крана. Что ж такого нового он углядит
оттуда? Смена профессии только форма,
голый «ход», который хоть и позволяет
с предельно короткой дистанции взглянуть
в глаза своим героям, не может, однако,
подметить главного: социально активной,
идейно-нравственной позиции журналиста,
ясного сознания того, чтобы добытый в
результате проведённой операции материал,
публикация его в газете должны реально
способствовать решению проблемы. Убеждён:
«менять профессию» стоит, лишь будучи
уверенным в принципиальной возможности
достичь позитивных конечных результатов»
[Разин 2006,58] Многие журналисты отказывают
приёму «журналист меняет профессию»
в будущем. Их категоричность объясняется
тем, что точки приложения приёма можно
пересчитать по пальцам: строитель, продавец,
шофёр, уборщик… А чтобы сосчитать точки,
к которым приём не приемлем, никаких пальцев
не хватит. Дело в том, что число профессий,
которые можно считать особыми, растёт.
Каждая из них требует особых знаний, особой
подготовки, и даже особых человеческих
качеств. Прежде всего это касается научно-технической
отрасли.
Однако, большая
часть журналистов считают, что при правильном,
грамотном и профессиональном использовании
данного приёма они получают ту необходимую
информацию, которая закрыта для других
методов. Жизненность этого приёма заключается
прежде всего в его развитии, в связи с
современным уровнем развития общества.
Таким образом,
эксперимент в журналистской практике
целесообразно проводить лишь в тех случаях,
когда перед корреспондентом стоит задача
более глубокого проникновения в жизнь,
когда ему с помощью различных воздействующих
факторов необходимо выявить истинные
реакции людей, наконец, когда требуется
проверить гипотезы по поводу того или
иного объекта социальной действительности.
1.5 Планирование и логика осуществления
эксперимента
Прежде чем приступить к какой-либо
работе, человек всегда продумывает план
действий. Точно так же при планировании
и проведении эксперимента журналист
должен учитывать важные моменты. Еще
до начала опыта необходимо определить
его цели и задачи. Для этого нужно хорошо
изучить ситуацию, собрать предварительную
информацию о вероятных участниках, проработать
имеющиеся документы и другие источники,
а также наметить предмет изучения, то
есть то, что особенно будет интересовать
в объекте исследования. Важно определить
место действия: будет ли эксперимент
осуществлен в естественных или в лабораторных
условиях. После того, как журналист определил,
в каких условиях будет проходить акция,
ему следует сформировать рабочие гипотезы.
Лишь после вышеперечисленных пунктов
решается, какими методами фиксировать
и контролировать процесс исследования
[Ворошилов 2008, 431] Эксперименты бывают
разными по степени своей сложности. Порой
журналист ограничивается самой простой
задачей и соответственно применяет элементарную
форму эксперимента. Однако когда журналист
ставит перед собой более сложную задачу,
то провести соответствующую ей экспериментальную
проверку исходного предположения на
нужном уровне порой бывает достаточно
трудно. Многое зависит от первого шага
журналиста, то есть от организации эксперимента.
По мере возможности в этом отношении
нужно ориентироваться на то, как организовывают
эксперименты в науке. По крайней мере,
в основе эксперимента должна лежать хорошо
обоснованная схема его проведения, соответствующая
той задаче, которую ставит перед собой
журналист. Известно, что не все журналисты
«просчитывают» то, как осуществление
принятого плана «сработает» на поставленную
задачу.
Использование
информации, полученной методом
эксперимента, не всегда сказывается
на жанровой определенности будущей
публикации. Неопределенность возникает,
прежде всего, в том случае, когда
эксперимент оказывается не единственным,
а одним из методов исследования
действительности, примененных журналистом
при подготовке публикации в
каком-то конкретном случае. Когда,
наряду с экспериментом, он сочтет
нужным прибегнуть, скажем, к анализу
документов, интервью, опросу и так
далее. На основе полученных совокупных
данных может быть создано
произведение, которое подпадет
то ли под определение очерка,
то ли под определение статьи.
В этом случае жанровая определенность
возникает лишь как результат
взаимодействия нескольких жанрообразующих
факторов. При этом ни один
из примененных в совокупности
с другими метод исследования
действительности, скорее всего
не будет учтен как доминирующий
(и образующий «имя» жанра) фактор.
На первый план могут выйти
какие-то другие признаки (размеры
материала, форма, язык изложения, степень
детализации основного факта
выступления и пр.).