«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является ознакомление и последующий анализ нового типа русского журнала – «Мир искусства».
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности общественно-эстетических движений конца XIX начала XX в;
- проанализировать состояние русского искусства, его особенности, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»;
- обратиться к история создания журнала «Мир искусства»;
- показать роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»;
- выявить особенности журнала «Мир искусства» как первого журнала-манифеста в истории отечественной журналистики.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
§1Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»………………………………………………………………………6
§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»……………………………………………………………..………11
§3 «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). …...………….15
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы..………………………...…………………………………………28
Приложения……………………………………………………………..…….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя.docx

— 344.42 Кб (Скачать файл)

Журнал, как правило, содержал много отличных иллюстраций –  фотографий и художественных репродукций, выполненных в разной технике. Нередко  их заказывали и готовили за рубежом. Появление журнала «Мир искусства» стало значительным этапом в истории  отечественной графики и полиграфии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 «Мир искусства» как журнал-манифест» (1898-1905 гг.). Особенности содержания журнала

3. 1. «Мир искусства» - журнал-манифест. Борьба против академизма

По типу это был журнал-манифест, призванный теоретически обосновать новое  искусство – искусство модерна.15 Много места занимали теоретические статьи. Открылся «Мир искусства» статьей С.П. Дягилева «Сложные вопросы»,16 излагавшей программу журнала. Теоретиком Дягилев не был, но его довольно путаная статья вызвала много шума. Взгляды авторов были достаточно противоречивы, единства не существовало, однако все сходились в девизе: борьба против академизма17, с одной стороны, и против искусства передвижников – с другой. Главным противником авторы журнала избрали В.В. Стасова, пропагандировавшего передвижников, «могучую кучку» и других представителей реалистического искусства.18

Свои художественные взгляды  «Мир искусства» пропагандировал не только в журнальных книжках. Организаторский  талант Дягилева проявился и в  создании выставок, проходивших под  эгидой журнала. Первая международная  выставка проводилась в самом  начале 1899 г. На ней демонстрировалось  около 350 полотен. Затем было еще  четыре ежегодных выставки, но без  иностранных участников. Во время  выхода журнала велась подготовка портретной выставки в Таврическом дворце, на которой должны были демонстрироваться  портреты XVIII – начала XX в., возвращенные публике журналом.

Инициаторами создания «Мира  искусства», его основными сотрудниками были художники и музыканты, но журнал вписал свою страницу и в развитие русской литературы. На втором году истории журнала Д.В. Философов пригласил к сотрудничеству символистов-петербуржцев – Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба; известных философов – В.В. Розанова, Л. Шестова и др. С появлением писателей журналу удалось достичь той полноты отражения мира искусства, к которой он стремился.19

В ходе издания журнала  задачи его менялись, становясь все  более широкими. В нем стали  появляться статьи о великих представителях мировой культуры – Пушкине, Толстом, Достоевском, Вагнере, – владевших тогда умами русской интеллигенции.

В конце 1899 г. редакция сообщила о создании литературного отдела, и с начала 1900 г. стала публиковать  книгу Д.С. Мережковского «Лев Толстой  и Достоевский». Правда, лидеры петербургской  группы символистов, являвшиеся не только писателями и поэтами, но и религиозными мыслителями, философами-мистиками, в  своих публикациях затрагивали  проблемы, не всегда созвучные целям  художественного журнала. В конце  концов они создали своего рода журнал в журнале. «Мирискусническому девизу самоцельного творчества «Мережковский и другие» противопоставляли подход к искусству как к форме проповеди». Не совпадали взгляды художников и литераторов на мистическое содержание, провозглашенное Мережковским в качестве одной из черт нового искусства. Полемики внутри журнала было много, полем сражения стал «Пушкинский» номер, посвященный 100-летию со дня рождения поэта.20 Не было единства и в оценке творчества Достоевского. Д.С. Мережковский, весь год печатавший книгу «Лев Толстой и Достоевский», и Л. Шестов, который опубликовал в «Мире искусства» работу «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», в своих взглядах во многом расходились. В литературном отделе работал В.В. Розанов, писавший преимущественно о мифологических, религиозных, историко-культурных, а не литературных проблемах. Весной 1901 г., чтобы оживить литературный отдел, Дягилев пригласил главу московских символистов В.Я. Брюсова.21

23 марта 1902 г. З.Н. Гиппиус  с возмущением писала П.П. Перцову  о февральском номере журнала,  где было опубликовано заключение  книги Д.С. Мережковского о  Толстом и Достоевском: «Текст  прерывается в самых патетических  местах о церкви, о пресвитере  Иоанне и т.д. – какими-то  экзотическими карикатурами, то  журавль, то японские рыбки, то подозрительная дама».22

В 1904 г. закрылся журнал художников. Во-первых, он не имел большой читательской аудитории, поскольку сложность и необычность журнала отпугивала неподготовленных читателей. Тираж едва превышал тысячу экземпляров. Во-вторых, и именно это явилось главной причиной закрытия, журнал-манифест не может издаваться долго: как только выяснены основополагающие вопросы, журналу необходимо менять тип или прекращать свое существование. Это хорошо поняли создатели «Мира искусства».23 «Все трое, Дягилев, Философов и я, – вспоминал позже Бенуа, – устали возиться с журналом. Нам казалось, что нужно было сказать и показать, было сказано и показано, поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте, а это особенно было нам противно»24

«Мир искусства» испробовал на практике тип журнала-манифеста, став первым изданием подобного рода, и поэтому ему пытались подражать  другие модернистские издания, появившиеся  позже, в первую очередь «Золотое руно» и «Аполлон».

 

3. 2. Задачи журнала «Мир искусства»

Главной задачей журнала  было знакомить своих читателей  с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал  в статьях и показывал в  репродукциях произведения художников «нового стиля». Журнал пропагандировал  работы В. Васнецова (репродукция с  картины «Богатырская застава» открывала  первый номер), И. Левитана, К. Коровина. 25

Активный деятель журнала  С. П. Дягилев в своем известном  пространном письме 1897 года, адресованному  ряду петербургских и московских художников, прямо указывает поставленную цель: «Мне кажется, что теперь настал наилучший момент для того, чтобы  объединиться и как сплоченное цельное  занять место в жизни европейского искусства». Не смотря на ряд обстоятельств (постоянное участие в выставках  «Мир искусства» таких художников, как Нестеров, Рябушкин, Виктор Васнецов, Малютин, Билибин, Стеллецкий, Поленова, тяготевших в своем творчестве к национальным корням; то, что журнал был основан при материальной поддержке С. И. Мамонова и М. К. Тенишевой, что первый его номер открылся репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри», а в программной статье «Сложные вопросы», помещенной в первых двух номерах, Дягилев писал, что «сама натура художника должна быть народной…вечно рефлектировать блеском коренной национальности», и словно в подтверждение этого тезиса «Мир искусства» первые год-полтора много внимания уделял абрамцевским кустарным мастерским, печатая готовые работы или подготовленные эскизы Поленовой, Давыдовой, Малютина, Коровина, Врубеля), художники, составлявшие ядро объединения «Мир искусства», - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, С. П. Дягилев, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, В. Ф. Нувель – более всего подходят под определение космополитов, европейски образованных и тяготевших к европейской же культуре людей. На это прямо указывает главный идеолог «Мира искусства» Бенуа, когда в своих воспоминаниях пишет: «Проповедь космополизма продолжалась неукоснительно на страницах журнала».26

Знакомство публики с  современным искусством составляло одну из главных задач объединения. Решать ее предлагалось двумя путями: организацией выставок современных  иностранных художников и публикацией  статей о них на страницах журнала  «Мир искусства».

Поворот в сторону европейской  культуры не был прихотью или результатом  вкусовых пристрастий мирискусников. Такая необходимость назрела давно, процесс уже начал осуществляться, а мирискусники уже включились в него со всем пылом и энтузиазмом молодости. Пропаганда творчества определенного круга европейских мастеров была только частью обширной эстетической программы мирискусников, направленной на воспитание художественных вкусов публики. Другая ее часть состояла в том, чтобы знакомить читателей журнала с произведениями своих соотечественников, чье творчество вливалось в единый поток современной европейской культуры. Кроме пространных обзоров выставок и отдельных статей, посвященных творчеству художников, им были отведены целые специальные номера «Мира искусства».

 

3. 3. Особенности содержания журнала

Выделяя наиболее интересные, значимые направления о современном  искусстве, редакция заметно эволюционировала от горячего приятия русского стиля  в лице В. Васнецова, Е. Поленовой, С.Малютина к неоклассицистическому и, шире, ретроспективно-эклектическому направлению.  Главная роль в возращении национальному  искусству многих прославленных имен принадлежит А. Н. Бенуа, который под своим именем, либо под псевдонимом «Б. Веньяминов» публиковал статьи о русской живописи и архитектуре XVII – первой половины XIX века в журнале «Мир искусства».27

С еще большей определенностью  формальные признаки модерна просматриваются  в работах младшей современницы и близкой подруги Паленовой  - Марии Васильевны Якунчиковой (1870-1902), которую Паленова увлекла русским народным искусством. Приглашенная сотрудничать в журнале «Мир искусства», Якунчикова нарисовала его обложку для первых номеров 1899 года. Эта одна из лучших графических работ художницы дает удачный пример того, как характерные мотивы русского стиля претворены в конструктивной пластической системе модерна. 28

В 1890-е годы на страницах  журнала появились заставки художника  Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) «blanc et noir» (черно-белые), представляющие собой миниатюрные картинки русского ланшафта: деревянные церковки в лугах, занесенные снегом, стены древних городов под облачным небом Севера редкие сосны по оврагам, берега широких рек – тихие немного грустные уголки деревенского простора.29

Большое внимание журнал уделял скандинавскому искусству, в то время  популярному в России, а также  прикладному искусству скандинавских  стран. В октябре 1897 года в залах  Общества поощрения художеств открылась  скандинавская выставка, которую  по поручению Общества организовал  Дягилев. Зрителям предлагались работы более семидесяти мастеров, в том  числе таких известных, как шведы  А. Цорн и Б. Лильефорс, норвежцы Ф. Таулоу и Э. Веренскиольд. Впоследствии статьи о Цорне, сопровождавшиеся репродукциями его работ, неоднократно появлялись на страницах журнала «Мир искусства».

Просветительская роль, которую  сыграло в этом процессе объединение  «Мир искусства», велика и не подлежит сомнению, хотя вспоминая об этом времени, Бенуа сетовал, что за неимением  средств мирискусникам пришлось отказаться от дорогостоящих выставок зарубежных мастеров. И все же несколько  очень значительных, можно сказать, этапных экспозиций им удалось показать.30

В первых же номерах было освещено творчество кумира многих молодых  художников того времени Пюви де Шаванна, автора известных стенных росписей парижского Пантеона и Сорбонны; символиста Гюстава Моро, яркого выразителя стиля  модерн английского графика Обри Бердсли.

Графику Бердсли «Мир искусства» публиковал на протяжении длительного  времени. Глубокое влияние его своеобразной манеры (чередование прихотливых  изломанных линий, характерных пунктирных штрихов и плоских черных пятен  заливки) обнаруживается в работах  ряда художников рубежа XIX и XX веков (Бакст, Арапов, Феофилактов и др.) и в оформлении самого журнала.31

Имена еще двух художников-графиков – сотрудника мюнхенского журнала  «Juged» Юлиуса Дица и карикатуриста знаменитого «Sumplizissimus», несомненно, более талантливого, Томаса Теодора Гейне – стали популярны в России благодаря многочисленным воспроизведением их работ на страницах «Мира искусства». Особенно заслуживает внимания тот факт, что сотрудники журнала предоставили своим читателям возможность сопоставить графику современных европейских и русских мастеров, поместив в восьмом номере за 1902 год подряд работы Гейне, Дица, Валлотона, Ташнера,  Александра Бенуа, Сомова, Лансере. Подобный способ воспроизведения сразу же обнаружил в этих работах нечто большее: использование линейно-декоративного принципа изображения и высокую графическую культуру, столь характерную для стиля модерн.32

Высоко ставя Беклина, мирискусники уже к 1901-1902 годам меняют свои позиции, отходя от модерна. Вообще на протяжении даже того сравнительно недолгого периода, пока издавался  журнал, позиции его основных идеологов  претерпели эволюцию. Неизменным оставалось лишь неприятие академизма и позднего передвижничества как главного тормоза  в развитии русского искусства. Пафос  этой борьбы определял содержание статей Дягилева, в основном печатавшего  в журнале обзоры выставок русских  художников.

Дягилев был первым критиком, обратившим внимание на книжную иллюстрацию. В 1899 году в статье «Иллюстрации к  Пушкину» он высказал ряд суждений о природе и особенностях этого  трудного искусства, сохраняющих свое значение и поныне.

На страницах журнала  «Мир искусства» Дягилев как автор  затронул большой круг вопросов: цели и задачи искусства и критики, классика и современное искусство, иллюстрация и книжная графика, музейное дело, художественная культура других стран и, наконец, то, что мы понимаем теперь под словами «международное культурное сотрудничество».

Дягилев впервые сформулировал  и поднял в истории отечественного искусства некоторые из этих тем, и позиция, которую он занял, заслуживает  внимания, особенно его взгляды на проблему культурного обмена между  странами.

Статьи Дягилева выдвигали  целую программу конкретных действий с целью радикально изменить положение  в искусстве того времени. С исключительной энергией и настойчивостью он стремился  претворить ее в жизнь.

Весьма примечательна  его статья «По поводу книги А.Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке, часть II». Дягилев справедливо  обвинил Бенуа в «искажении исторической перспективы», которое выразилось в  «суровых приговорах» над «наиболее  крупными нашими художественными авторитетами»  и в неумеренных восхвалениях молодых художников, пусть даже таких  высокоодаренных, как Серов, Левитан  и К. Коровин. Осуждая автора за субъективность и условность оценок. Дягилев ставил вопрос о ценности искусства предшествующих поколений, о внимательном и непредвзятом отношении к культурному наследию. Из этого следует, что Дягилев  не шел, как порой думали, на поводу у Бенуа. Забота о бесценном наследии старых мастеров пронизывает и его  статью «О русских музеях».

Эти статьи Дягилева не были случайными. Они являлись плодом долгих раздумий, так как сам он намеревался  создать многотомный труд «История русской живописи в XVIII веке». Дягилев  рано, подобно Бенуа и Грабарю, стал изучать архивные материалы. Однако, кроме вышедшей в 1902 году книги о  Д. Г. Левицком – она не потеряла значения до наших дней – и статьи о портретисте Шибанове, Дягилев  больше не занимался исследованиями в области искусства.

Особой темой, объединившей творческие устремления многих мирискусников  стал Санкт-Петербург. Именно они открыли  современникам красоту этого  города, разрушив установившийся во второй половине XIX века его восприятие как безликого и «казенного».

Начало разрушению старого  мифа и сотворению нового было положено выходом в свет первого номера журнала «Мир искусства» за 1902 год, целиком посвященного петербургской архитектуре. Здесь опубликовано пятьдесят фотографий великолепных архитектурных памятников, а также гравюры Остроумовой-Лебедевой, литографии и рисунки Лансере, Браза, Бенуа с видами Петербурга. 33Иллюстрации сопровождает пространная статья Александра Бенуа «Живописный Петербург», в которой воспета красота старинных городских ансамблей. За первой статьей последовали две новые – «Архитектура Петербурга» и «Красота Петербурга», где Бенуа говорит об упадке современной архитектуры и противопоставляет ей классические постройки, могущие служить источником вдохновения для художников. Он ратует за то, чтобы «живой и яркий стиль Петербурга, выразившийся в столь несхожих между собой постройках XVIII  и начала XIX в., не пропал бесследно.3435

Информация о работе «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)