«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является ознакомление и последующий анализ нового типа русского журнала – «Мир искусства».
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности общественно-эстетических движений конца XIX начала XX в;
- проанализировать состояние русского искусства, его особенности, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»;
- обратиться к история создания журнала «Мир искусства»;
- показать роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»;
- выявить особенности журнала «Мир искусства» как первого журнала-манифеста в истории отечественной журналистики.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
§1Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»………………………………………………………………………6
§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»……………………………………………………………..………11
§3 «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). …...………….15
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы..………………………...…………………………………………28
Приложения……………………………………………………………..…….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя.docx

— 344.42 Кб (Скачать файл)

Издатели «Мир искусства», замышляли свой журнал как орган  воспитания эстетических вкусов публики, ознакомления ее со всем новым, талантливым, что появлялось в России и за рубежом. И по содержанию, и по оформлению, выполненному на высоком художественном и полиграфическом уровне, «Мир искусства» должен был стать журналом нового, европейского направления. Родоначальником  таких изданий является английский журнал «Конек», выпускавшийся с 1880 – х годах объединением «Гильдия века».

 

 

 

 

 

Заключение

 

Посвятив большое количество внимания теме «Журнал “Мир искусства” как новый тип русского журнала», произведя объемный анализ данного журнала, а также нескольких других, относящихся к рассматриваемой теме, составляющих, можно сделать следующие выводы:

  • «Мир искусства» стал первым в России литературно-художественным журналом европейского уровня, породившим череду подобных изданий: «Весы», «Аполлон», «Старые годы», «Золотое руно»;
  • Благодаря обилию в журнале «Мир искусства» рисованных обложек, виньеток, заставок, концовок, иллюстраций к стихотворным и к прозаическим произведениям художественные журналы стали своеобразной лабораторией для одного из самых значительных явлений русской графики начала XX века – иллюстрированной книги, по своему облику принципиально отличавшейся от изданий второй половины XIX века;
  • «Мир искусства» был первым журналом по вопросам искусства, характер и направление которого определяли сами художники. Редакция информировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских и иностранных мастеров «всех эпох истории искусств, насколько означенные произведения имеют интерес и значение для современного художественного сознания»;
  • В отличие от аналогичных изданий, которые помещали в основном лишь сообщения о художественной жизни, журнал стал систематически печатать статьи о русских и европейских мастерах живописи. Журнал производил интересные и подробные публикации о различных периодах отечественного искусства, отличался великолепным полиграфическим исполнением. В ходе деятельности в журнале появился литературный отдел, в нем неоднократно публиковались статьи о великих представителях мировой культуры;
  • Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались огромным успехом. Выставки «Мира искусства» основательно познакомили русское общество, как с произведениями зарубежных художников, так и известных отечественных мастеров; а также с произведениями начинающих российских художников, еще не добившихся признания;
  • Благодаря мирискусникам за Петербургом утвердился авторитет центра книжной графики;
  • В художественную практику возвратился такой тип изображения, как силуэт, распространенный в XVII – первой четверти XIX века.
  • Это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах;
  • Художники этого объединения выполнили предназначенную им историческую роль и вошли в историю, оставив обширное наследство, которое и поныне сохраняет неоспоримое художественное значение.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Мир искусства» 1898, № 1—14
  2. «Мир искусства» 1899, №1-5
  3. «Мир искусства»1890, №1-10
  4. «Мир искусства» 1901, №1-10
  5. «Мир искусства»1902, №1-8
  6. «Мир искусства» 1903, №5-10
  7. «Мир искусства» 1904, №1-5
  8. Евгеньев-Максимов Е., Максимов Д.Е. Из прошлого русской журналистики. – Л., 1930. С. 263
  9. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980.-645 с.
  10. Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. –586с.
  11. Гусарова, А. «Мир искусства»/ А. Гусарова. – Л.: Художник РСФСР, 1972. – 349 с.
  12. Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. – 341 с.
  13. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 240 с.
  14. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 395 с.
  15. Паршин, С.М. Мир искусства/ С.М. Паршин. – М.: Изобразительное искусство, 1993. – 309 с.
  16. Перцов П. П. Литературные воспоминания. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 489 с.
  17. Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006.- 572 с., ил.
  18. Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов.-М.: Искусство, 1971.-140с.
  19. Стерин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-258 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР.
  20. Топорков А. Творчество и мысль. – «Золотое руно», 1909, № 5,412с.
  21. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX в. / Социал-демократические и общедемократические издания. – М., 1981.
  22. www.silverage.ru
  23. slovari.yandex.ru
  24. ricolor.org/history
  25. dic.academic.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Глоссарий

                                                                                     Приложение №1

Академи¢зм-(франц. Academisme)- направление в изобразительном искусстве, базой которому служат художественные учебные заведения – академии. В Западной Европе академии появляются в XVI-XVII вв.  Задачей всех европейских академий является формальное сохранение основ большого классического стиля, выбранного в эпоху античности и итальянского Возрождения. Содержанием же академического искусства является оправдание  и прославление господствующего строя и правящей династии. Отсюда – предпочтение монументальных форм, идеализация изображаемого.

                                                                                      Приложение№2

Моде¢рн (франц. Modern – новейший, современный)- стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XXв. Сформировался в период бурного развития индустриального производства, рост национального самосознания европейских народов, отсюда – обращение художников к национальным традициям, фольклорным мотивам, сказавшееся в разнообразии его реальных вариантов.

                                                                                           Приложение №3

«Елизаветинский» шрифт кегля 12 впервые был изготовлен в словолитне О.И.Лемана в 1904 году специально для набора текста роскошного альбома А.Н.Бенуа "Русская школа живописи", отпечатанного в типографии Р.Голике и А.Вильборга.

 

                                                                                     

 

                               

 

 

                                                                                           Приложение №4

 Обложка «Мир искусства» 1900г. №17, Сомов К.

 

                                                                                           Приложение №5

 

 Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) «blanc et noir» «Дети и белая уточка». Илл. к сказке «Белая уточка». Акварель, тушь, золото. 1902. Музей Гознака. Москва.

 

 

 

                                                                                         Приложение №6

 Обри Бердсли

                                                                                         Приложение №7

   Е. Е. Лансере. Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо

                                                                                     

 

 

 

                                                                                        Приложение № 8

Художественное оформление к Статье Дягилева «Сложные вопросы», «Мир искусства» 1898, №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1)Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 240 с.

2)Евгеньев-Максимов Е., Максимов  Д.Е. Из прошлого русской журналистики. – Л., 1930. С. 263

2 1)Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов.-М.: Искусство, 1971.-140с.

  2)Неклюдова М. Г. Традиции  и новаторство в русском искусстве  конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 395 с.

  3)Стерин Г. Ю. Художественная  жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-258 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания  М-ва культуры СССР. И др.

3 1)Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. –586с  

2) Перцов П. П. Литературные  воспоминания. – М.: Новое литературное  обозрение, 2002. – 489 с. И др.

4 Стерин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-15 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР.

5 Топорков А. Творчество и мысль. – «Золотое руно», 1909, № 5, с.54

6 Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – с. 107

7 Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – с. 99

8 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006.- 69 с.

9 Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 202 с.

10 Перцов П. П. Литературные воспоминания. – М.; Л., 1933. С. 277.

11 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980.-401

12 См. приложение №3

13 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980. С. 285-286.

14 См. приложение №4

15 См. приложение №2

16 См. приложение №2

17 См. приложение №1

18 Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002., 209с.

19 «Мир искусства» 1901, №7

20 «Мир искусства» 1899, № 13—14

21 «Мир искусства» 1901

22 «Мир искусства» 1902

23 Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. –312с.

24 Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. – 70 с.

25 «Мир искусства», 1898, №1-2

26 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006, 61с.

27 «Мир искусства», 1898, №5-8

28 «Мир искусства», 1898, №1

29 См. приложение №5

30 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006., 64с.

31 См. приложение №6

32 «Мир искусства», 1902, №8

33 См. приложение №7

34 Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. –291 с.

35 «Мир искусства», 1902, №1


Информация о работе «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.)